Армения купит в России 12 истребителей Су-30СМ
Как Запад готовит «украинский сценарий» для Белоруссии
Александр Малькевич обратился к французским коллегам с просьбой о прекращении антироссийской лжи на страницах «Франс Пресс»
«Зеленский опасен для Украины» - Виталий Кличко
Всемирная зимняя универсиада: измерения безопасности
Объявлена дата запуска первого поезда по Крымскому мосту
Навальный вернулся к национализму
США выделят деньги на подготовку популяризаторов своей политики в России
Павел Шипилин. Бесстрашные американские генералы
Церковь указала на смертный грех Порошенко
США просят сделать Арктику свободной
Беспилотный танк будущего: когда он поступит в армию России?
США готовят рои РЭБ-беспилотников
В польском Кельце звания почётных граждан лишили 29 советских воинов
"Патриоты" атакуют Путина.
В Казахстане с национальной валюты убрали надписи на русском языке
Эксперты сравнили российский «Бал» с американским «Гарпуном»
МО Армении: РФ препятствует дестабилизации в Кавказском регионе
Лукашенко предостерёг Запад от размещения ракет в Европе
Троянский конь из Вашингтона
ФСБ пресекла деятельность группировки из граждан РФ и Украины, производивших наркотики
«Новая газеты» топит против России: понятно, почему её так бесит наш прекрасный Мундиаль
Шестерки Ходорковского заметают языками его след в ЦАР
The Insider выполняет новый заказ МИ-6 по делу Скрипалей
Американцы против захвата Венесуэлы
Ракетный комплекс «Бал» прикроет базу Каспийской флотилии
В Новороссийске открыт современный комплекс по подготовке боевых пловцов
Украинская биатлонистка Журавок призналась, что хочет выступить на российской Универсиаде
Европейский суд по правам человека встал на сторону России по делу "о захвате украинских моряков"
Художник Поярков рассказал, что он тоже выносил раненных беркутовцев с Майдана
Шустера вернули в Украину: бывшая звезда «Интера» запускает предвыборный проект
Ученые обнаружили гены алкоголизма и табачной зависимости
С-300 и мифы о «чудо-оружии»
9М730 «Буревестник»: насколько опасна российская ядерная крылатая ракета?
Газовые санкции помогут России создать передовую отрасль с нуля
«Блеск и нищета куртизанок» и другие последствия Майдана спустя 5 лет
«Мы готовились к пыткам». Сторонники Януковича не могут его простить
"Сирийский перелом"
Жизнь под прицелом быстрых путинских ракет
Марш-бросок на Приштину
Экспроприация экспроприаторов
Михаил Хазин. Послании Президента: послевкусие
Интернет становится локомотивом российской экономики
Эксперт: Путин пошёл ва-банк – возможны кадровые решения
Бесконтактный бой: Простая, суровая правда о секретной технике

«    Февраль 2019    »
18192021222324

» » Космос: пришло время мечтателей и энтузиастов

Космос: пришло время мечтателей и энтузиастов

Запуск беспилотной ракеты Falcon 9 на мысе Канаверал в Кейп Канаверал, штат Флорида. 11 февраля 2015Запуск беспилотной ракеты Falcon 9 на мысе Канаверал в Кейп Канаверал, штат Флорида. 11 февраля 2015Как бы разобщены мы ни были, и как бы ни расходились мы во мнениях, в одном мы можем согласиться: 2015 год был никудышным. Единственно, что порадовало — это Линкольн Чейфи (Lincoln Chafee) и пролет межпланетного автоматического аппарата (New Horizons) вблизи Плутона (явления никак между собой не связанные), а также один судьбоносный космический прорыв.

21 декабря принадлежащая Илону Маску (Elon Musk) компания SpaceX, запустившая на орбиту 11 спутников, осуществила посадку (вертикальную и без повреждений) первой ступени своего ракетоносителя высотой с 15-этажный дом на площадку на мысе Канаверал. Солидное оборудование стоимостью 60 миллионов долларов возвращено на землю (обычный ракетоноситель либо сгорает, либо падает где-то в океан).

Появилась многоразовая ракета. Можно считать, что она появилась еще месяц назад, когда частная аэрокосмическая компания Blue Origin, основанная Джеффри Безосом (Jeffrey Bezos) — руководителем интернет-компании Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post — запустила и посадила на землю свой собственный ракетоноситель, пусть даже это был и суборбитальный полет. Но независимо от того, кому мы отдадим первенство — Маску или Безосу — вместе эти два события знаменуют начало новой эры космических полетов.

По прогнозу Маска, многоразовая ракета позволит сократить стоимость полета в космос в сотни раз. Конечно же, это зависит от того, не станет ли ремонт изнашиваемого оборудования, подвергающегося высоким нагрузкам при запуске, чрезмерно дорогостоящим. Если нет — и даже при условии, что Маск прав лишь на 10% — возможность повторного использования оборудования коренным образом меняет экономическую составляющую космических полетов.

Что обеспечивает как демократизацию, так и коммерциализацию этой сферы. А это значит, что космические полеты теперь не будут зависеть от суровых ограничительных мер, вводимых властями — президентом, конгрессом, чиновниками НАСА. Теперь будущее космических проектов будет в гораздо большей степени определяться рынком — с его конкуренцией и множеством разнообразных независимых игроков, в том числе предпринимателей серьезно мотивированных, финансово грамотных и перспективно мыслящих.

Безусловно, этот грандиозный проект не совсем самостоятелен и все еще зависит от государственных структур. Не стоит забывать, что многоразовая ступень ракеты-носителя Falcon 9 приземлилась на платформу мыса Канаверал, которую раньше использовали ВВС США для запуска ракет-носителей «Атлас». Кроме того, основное финансирование этих проектов уже отчасти зависит от контрактов НАСА — таких как снабжение космической станции.

Впрочем, здесь мало что отличается от развития авиации сто лет назад. Вряд ли авиация развивалась за счет продажи билетов на авиашоу или денег, полученных в качестве призов за пересечение Английского канала (Ла-Манша) вплавь. На самом деле основой развития этой молодой отрасли были государственные контракты — на осуществление полезных услуг вроде доставки почты или бомб.

Первым и наиболее наглядным следствием этой новой эры космического предпринимательства станет возвращение Соединенным Штатам статуса космической державы. Да, я знаю, что мы осуществляем эффектные программы по исследованию космоса с помощью космических аппаратов. Но мы лишились возможности отправлять в космос человека после того, как НАСА сняло с эксплуатации космические корабли «Шаттл» — не предложив ничего взамен.

А это значит, что для того, чтобы отправить астронавта всего лишь на низкую околоземную орбиту, нам приходится пользоваться «попутками» — российскими «Союзами», созданными на основе технологий 1960-х годов. Да еще каждый раз платить за это по 82 миллиона долларов. Впрочем, сейчас две частные компании уже подписали контракты с НАСА по отправке астронавтов на космическую станцию уже в 2017 году.

Правда, настоящей наградой станет не возможность долетать до околоземной орбиты. Теперь уже все понимают, что идея космической станции была огромной ошибкой — совершенно бесполезной и обременительной затеей, предпринятой в поисках «представительства» или резиденции в космосе. Основное предназначение космической станции — изучение биологического воздействия на организм длительного пребывания в условиях невесомости. Но это можно было бы делать и на Skylab («Небесной лаборатории») — небольшой орбитальной станции, от которой сорок лет назад наши политики отказались.

В условиях растущей приватизации этой сферы подобные решения больше не будут приниматься только Вашингтоном. Когда президент Обама занял свой пост, было решено к 2020 году возобновить программу полетов на Луну. Год спустя он решил, что вместо этого нам следует осваивать астероид. Почему? А кто его знает.

Сегодня маршруты будущих полетов разрабатывают частные аэрокосмические компании, приобретающие все больший технический опыт и предлагающие альтернативные стратегические концепции. Маск одержим идеей освоения и заселения Марса, Безос видит в перспективе как миллионы людей будут жить и работать в космосе, а Ричард Брэнсон (Richard Branson) планирует развивать космический туризм посредством компании Virgin Galactic (он уже продал 700 билетов на космическое путешествие стоимостью 250 тысяч долларов каждый). А еще одной частной компании Moon Express забрасывать в космос неуклюжих дышащих воздухом людей вообще даже не интересно. Она твердо решила направлять на Луну экспедиции роботов-геологов. Мне лично больше всего нравится идея создания на Луне постоянной базы с экипажем астронавтов, которая, наверняка, уже существовала бы, если бы в начале 1970-х годов наши политики не отказались бы от освоения Луны.

Мы понятия не имеем, какой из этих планов будет, вероятнее всего, выбран, благополучно осуществляться и процветать. Но вся прелесть перехода космической сферы в частные руки состоит в том, что мы имеем возможность достичь сразу несколько целей. Вектор развития космонавтики теперь предполагает функционирование и рынка идей, и коммерческого рынка. И теперь космические проекты не будут напрямую зависеть от прихотей лишь косвенно заинтересованных политиков.

В космической сфере началась эра «тесл», эдисонов и братьев Райт. Теперь бразды правления будут все больше принадлежать им. А это значит, что теперь — наконец-то — мы опять начнем двигаться в каком-то направлении.

Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer)