Лента новостей

05:15
Основной взрыватель русской морской артиллерии периода Русско-японской войны. Трубка Бринка
05:05
Поражение Русской армии на реке Ялу
02:03
Дуализм германского милитаризма
00:20
Лакейство как бессознательный конструкт…
22:32
Важная помощь бойцам, наступающим у Часов Яра и Угледара, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
22:00
В Екатеринбурге задержана экс-глава свердловского отделения «Движения первых» Наталья Ермаченко
21:59
Кадыров призвал «гнать из структур» силовиков, задержавших главу чеченского МЧС
21:58
Аргентина захотела стать глобальным партнером НАТО
21:54
Дроны укрепят самый уязвимый район Украины из-за провала ключевой бригады
21:21
Шольц обещает Украине шесть систем Patriot от партнеров
20:51
Доллар разжигает Ближний Восток
20:44
Украина разработала дрон, который долетит до Сибири — The Economist
20:39
Огненные кадры: бесстрашные крылатые воины поддерживают десант в боях за Часов Яр (ВИДЕО)
20:07
В Сумской области ВСУшник застрелил четырех сослуживцев, которые угрожали ему изнасилованием
19:31
Розыском уклонистов по запросу военкоматов занялась полиция
19:30
Премьер Грузии заявил, что закон об иноагентах поможет предотвратить «украинизацию». На Украине оскорбились
19:29
Минобороны Украины внедрением гендерного равенства в ВСУ подготавливает общество к женской мобилизации
19:28
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Курской и Херсонской области. БПЛА атаковали Воронеж. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 апреля
19:20
«Нас приговорили к смертной казни»: украинцы прокомментировали новый закон о мобилизации
19:19
В Польше задержали подозреваемого в подготовке покушения на Зеленского
19:16
В Херсонской области задержали участника националистического крымскотатарского батальона
18:42
ПАСЕ приняла резолюцию о «деколонизации России»
18:13
Дания закупит оружие для Украины внутри Украины
18:12
В Москве мигрант убил русского из-за замечания о парковке на тротуаре
18:04
Аргентина попросилась в глобальные партнеры НАТО
18:03
Киев озаботился гендерным равенством в украинской армии
18:02
Столтенберг призвал Украину обеспечить себя солдатами без помощи НАТО
17:33
Великобритания селит украинских беженцев к убийцам, наркоманам и насильникам. Некоторые украинцы исчезают после этого
17:32
Германия испытывает на Украине ПВО IRIS-T
17:31
В Грузии прозападные силы готовят майдан с целью недопущения принятия закона об иноагентах
17:30
Киевский режим конфискует имущество Богуслаева
17:25
Доля евро в международных расчётах упала до исторического минимума
17:00
Непогода и наводнения охватили несколько стран
16:58
Неожиданно: зависимая от Запада Грузия сумела стать более суверенной
16:51
Зеленский пообещал ВСУ 10 САУ «Богдан» в этом месяце
16:43
Премьер Молдавии Речан объявил себя румыном
16:14
Байден призвал евреев не наступать на Хайфу
16:13
Поклонникам Зеленского - службу в ВСУ, УПЦ - свободу. Конгрессвумен Грин внесла правки в законопроект о финансировании Украины
16:12
ВСУ в агонии ударили HIMARS по больнице и станции переливания крови в Горловке. Ранены 8 человек
16:04
Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля
16:03
Украинцы раскритиковали жену Зеленского из-за улыбки после вопроса о потерях
15:30
В результате ракетной атаки под Днепропетровском повреждены инфраструктурный объект и предприятие (ФОТО, ВИДЕО)
15:28
Российская миротворческая миссия в Карабахе завершена
15:25
В США предложили обязать членов Конгресса вступать в ВСУ
14:57
Страны G7 продолжат изучать возможность использования российских активов для финансирования Украины
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Экономика»Аэропорт для никого

Аэропорт для никого


Модернизация инфраструктуры страны – святое дело, квинтэссенция государственной политики. Инфраструктура снижает общественные издержки и, давая мощный стимул деловой активности, буквально толкает общество вперед. Но главное – она дает свободу, ибо свобода и есть избыток инфраструктуры.

Аэропорт для никого

Тем не менее инфраструктурные проекты весьма сложны из-за многоуровневости последствий своей реализации.

Рассмотрим это на примере одного из кажущихся бесспорными проектов – строительстве международного аэропорта на горнолыжном курорте Шерегеш, ставшего уже именем нарицательным.

Казалось бы, какие могут быть вопросы? Один из подлинных символов не Кузбасса, а всей современной России, символ блистательного успеха, синоним радости и счастья, курорт Шерегеш заслуживает аэропорта, и точка!

И как могут быть не правы власти Кузбасса, объявившие о его необходимости?

Но первое, что бросается в глаза, — оценка стоимости строительства. В 2019 году руководство Кемеровской области говорило о 3,2 млрд руб., а в 2021-м, после резкого удорожания материалов – лишь о 2,8 млрд для строительства взлетно-посадочной полосы. Между тем аэропорт, насколько можно судить, должен находиться в горах, что увеличивает оценки, на мой взгляд, до 14-15 млрд руб.

Таким образом, неясна сама экономика проекта, особенно с учетом того, что Шерегеш (в отличие от тех же Сочи) – сезонный курорт. Да, «сезон» длится весьма достойные 4-5 месяцев, но в остальное время загрузка аэропорта будет низкой.

Существенно, что аэропорт Шерегеш будет рассчитан на туристов в основном из западных регионов страны — в то время, как курорт принимает прежде всего жителей Сибири, чьи запросы значительно скромнее условных «столичных». Он не обладает сервисом, соответствующим ожиданиям туристов из западных регионов — и не понятно, сможет ли в обозримом будущем создать эти сервисы.

В то же время общее снижение уровня жизни, которое продолжится и в обозримом будущем, обострит конкуренцию за этих туристов — и Шерегеш вряд ли сумеет выиграть ее.

Таким образом, налицо классическая ошибка проектировщика: аэропорт ориентирован совсем не на тех туристов, на которых ориентируется курорт.

Кроме того, третий международный аэропорт очевидным образом станет избыточным для Кузбасса с населением в 2,6 млн чел. (для сравнения: агломерация Большой Москвы с населением минимум в десять раз больше располагает лишь четырьмя международными аэропортами, служащими к тому же хабами для всей страны).

Так ли уж нужен новый аэропорт региону, в котором немало других первоочередных проблем? Зачем тратить десятки бюджетных миллиардов на сезонный аэропорт? И неужели Кузбассу недостаточно двух существующих международных аэропортов в Кемерове и Новокузнецке?

Более того: ориентированные на нужды населения, а не туристов аэропорты Кемерова и Новокузнецка лишатся необходимой им модернизации. Между тем их взлетно-посадочные полосы построены более 30 лет назад и нуждаются в реконструкции; срок эксплуатации взлетно-посадочной полосы в Кемерове и вовсе заканчивается в 2024 году. Ее реконструкция уже запланирована государством — но если бюджетные средства уйдут в Шерегеш, о ней, скорее всего, придется просто забыть.

А на бюджетных средствах следует заострить внимание особо. Сейчас о проекте говорят как о частных вложениях миллиардера Троценко (Новапорт). Но его менеджеры сообщают, что планируют привлечь и другие средства, в том числе бюджетные. И речь, вероятнее всего, о привлечении денег федерального центра. Получается неплохая история за казенный счет. Понимает ли все эти проблемы губернатор Сергей Цивилев или его просто ввели в заблуждение?

Высвобожденные средства (в основном федерального бюджета) можно будет направить на решение других насущных инфраструктурных проблем – и Кузбасса, и Сибири в целом (достаточно вспомнить, например, об отсутствии железнодорожного сообщения в Туве).


Авторы: Михаил Делягин Директор Института проблем глобализации


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх