Лента новостей

06:20
Эти дома - убийцы: жители Караганды подали в суд на акимат
05:23
Дождь с грозой и сильный ветер ожидаются в Алматы и Шымкенте
04:37
Сейчас идет борьба на экзистенциальном уровне
04:29
МО России: СБУ знала о планах США по созданию биооружия на Украине
03:48
Поляки и алые маки. Солдаты Андерса после России
03:31
Радикалы «Правого сектора» открыто призывают в ДНР к геноциду русских и греков
02:24
Карта военных действий и ситуация на фронтах вечером 27 мая
01:34
Тероборона Украины оборудует огневые позиции в жилых домах и учебных учреждениях
01:25
Су-57 уже доказал, почему он эффективнее F-22
01:22
Президент РФ поздравил пограничников с их профессиональным праздником 
00:54
Два Китая и двойное предательство США: экскурс в противостояние Тайваня и КНР
00:41
Люди холопского звания
00:32
Байден причислил КНДР к поддержавшим антироссийские санкции странам
00:04
Энергетический шторм в Северном полушарии
23:53
Патентный тролль подал на Meta* в суд из-за VR-гарнитуры Meta* Quest 2
23:52
Samsung резко урезала план производства смартфонов на 2022 год — вместо 310 млн выпустят только 280 млн
23:45
Басурин: добровольно сложили оружие и сдались в плен 17 военнослужащих ВСУ
23:31
Янукович предрек Украине вынужденное слияние с Польшей
23:22
У окружения и родственников российских предпринимателей проходят обыски
23:19
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 27 мая, вечер
22:43
Что произошло на Украине 27 мая: УПЦ объявила о независимости, Северодонецкая группировка ВСУ заблокирована
22:42
Обстрел БТР и потеря Северодонецка — какие фейки распространили на Украине 27 мая
22:30
Русская армия уверенно продвигается в сторону Бахмута
22:20
ВСУ выпустили по поселку Сватово три «Точки-У»
21:43
В результате ракетного удара украинской «Точкой-У» по Сватово (ЛНР), погибли два человека
21:41
Легитимные цели: Коротченко о необходимости пресекать поступление военной помощи Украине
21:40
Дандыкин: США признали эффективность российских ракет в поражении украинских объектов
21:39
В США признали успехи России в Донбассе
21:31
РАЗГРОМ ВСУ в Лимане. Командование Украинской армии ОШАРАШЕНО большими потерями! Сводки с Украины - вечер 27 мая (19 видео)
21:26
ВС РФ ракетным ударом уничтожили казарму Нацгвардии Украины в Днепропетровской области
21:25
Патрушев: западная коалиция оставила в Афганистане более 300 тысяч единиц стрелкового оружия
21:24
Covert Shores: Россия нашла лазейку в Конвенции Монтре для усиления Черноморского флота
21:22
Контр-адмирал США Кирби допустил отправку военных на Украину для защиты посольства в Киеве
21:18
Реконструкция арыков обернулась потопами для частного сектора Алматы (видео)
21:12
В каких условиях содержатся сдавшиеся в плен с «Азовстали»
21:11
ВСУ нанесли удар «Точкой-У» по поселку в ЛНР
21:10
В УПЦ приняли решение о полной самостоятельности и независимости
21:09
Российские добровольцы из Чечни взяли под контроль всю линию соприкосновения в Северодонецке
21:07
Хабаровский край берет шефство над Дебальцево
20:51
Зачем ВКС РФ ударили по заводу «Мотор Сич»
20:30
Киссинджер попал на украинский «Миротворец» из-за призыва к диалогу с Россией
20:29
Риск миграционного кризиса в ЕС: историк Поликарпов о проблеме голода из-за действий Украины
20:28
Освобождение Донбасса: как развивается наступление российских сил на Бахмут
20:16
WP: командира ВСУ Лапко арестовали после публичной жалобы на состояние украинской армии
20:15
InfoBrics: поставки оружия НАТО на Украину угрожают мировому авиасообщению
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Экономика»Аэропорт для никого

Аэропорт для никого


Модернизация инфраструктуры страны – святое дело, квинтэссенция государственной политики. Инфраструктура снижает общественные издержки и, давая мощный стимул деловой активности, буквально толкает общество вперед. Но главное – она дает свободу, ибо свобода и есть избыток инфраструктуры.

Аэропорт для никого

Тем не менее инфраструктурные проекты весьма сложны из-за многоуровневости последствий своей реализации.

Рассмотрим это на примере одного из кажущихся бесспорными проектов – строительстве международного аэропорта на горнолыжном курорте Шерегеш, ставшего уже именем нарицательным.

Казалось бы, какие могут быть вопросы? Один из подлинных символов не Кузбасса, а всей современной России, символ блистательного успеха, синоним радости и счастья, курорт Шерегеш заслуживает аэропорта, и точка!

И как могут быть не правы власти Кузбасса, объявившие о его необходимости?

Но первое, что бросается в глаза, — оценка стоимости строительства. В 2019 году руководство Кемеровской области говорило о 3,2 млрд руб., а в 2021-м, после резкого удорожания материалов – лишь о 2,8 млрд для строительства взлетно-посадочной полосы. Между тем аэропорт, насколько можно судить, должен находиться в горах, что увеличивает оценки, на мой взгляд, до 14-15 млрд руб.

Таким образом, неясна сама экономика проекта, особенно с учетом того, что Шерегеш (в отличие от тех же Сочи) – сезонный курорт. Да, «сезон» длится весьма достойные 4-5 месяцев, но в остальное время загрузка аэропорта будет низкой.

Существенно, что аэропорт Шерегеш будет рассчитан на туристов в основном из западных регионов страны — в то время, как курорт принимает прежде всего жителей Сибири, чьи запросы значительно скромнее условных «столичных». Он не обладает сервисом, соответствующим ожиданиям туристов из западных регионов — и не понятно, сможет ли в обозримом будущем создать эти сервисы.

В то же время общее снижение уровня жизни, которое продолжится и в обозримом будущем, обострит конкуренцию за этих туристов — и Шерегеш вряд ли сумеет выиграть ее.

Таким образом, налицо классическая ошибка проектировщика: аэропорт ориентирован совсем не на тех туристов, на которых ориентируется курорт.

Кроме того, третий международный аэропорт очевидным образом станет избыточным для Кузбасса с населением в 2,6 млн чел. (для сравнения: агломерация Большой Москвы с населением минимум в десять раз больше располагает лишь четырьмя международными аэропортами, служащими к тому же хабами для всей страны).

Так ли уж нужен новый аэропорт региону, в котором немало других первоочередных проблем? Зачем тратить десятки бюджетных миллиардов на сезонный аэропорт? И неужели Кузбассу недостаточно двух существующих международных аэропортов в Кемерове и Новокузнецке?

Более того: ориентированные на нужды населения, а не туристов аэропорты Кемерова и Новокузнецка лишатся необходимой им модернизации. Между тем их взлетно-посадочные полосы построены более 30 лет назад и нуждаются в реконструкции; срок эксплуатации взлетно-посадочной полосы в Кемерове и вовсе заканчивается в 2024 году. Ее реконструкция уже запланирована государством — но если бюджетные средства уйдут в Шерегеш, о ней, скорее всего, придется просто забыть.

А на бюджетных средствах следует заострить внимание особо. Сейчас о проекте говорят как о частных вложениях миллиардера Троценко (Новапорт). Но его менеджеры сообщают, что планируют привлечь и другие средства, в том числе бюджетные. И речь, вероятнее всего, о привлечении денег федерального центра. Получается неплохая история за казенный счет. Понимает ли все эти проблемы губернатор Сергей Цивилев или его просто ввели в заблуждение?

Высвобожденные средства (в основном федерального бюджета) можно будет направить на решение других насущных инфраструктурных проблем – и Кузбасса, и Сибири в целом (достаточно вспомнить, например, об отсутствии железнодорожного сообщения в Туве).


Авторы: Михаил Делягин Директор Института проблем глобализации


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх