Лента новостей

08:23
Электромобиль Bentley предложит впечатляющую динамику: до 100 км/ч за полторы секунды
08:22
Acer анонсировала ноутбук Swift 3 OLED с процессором Intel Alder Lake-H и экраном 2,8K стоимостью €999
08:02
Матвиенко: шанс на возобновление диалога России и Запада будет после спецоперации
07:53
Казахстан готов предоставить маршруты для доставки международной гумпомощи в Афганистан
07:52
Япония предоставит Киеву заем еще на 300 млн долларов
07:33
Сенатор Пол предрек США финансовый крах из-за помощи Украине
07:02
Посольство РФ в Вашингтоне: власти США маскируют страх антироссийскими выпадами
06:53
Байден месяцами тянет с поставкой Киеву реактивных артиллерийских установок большой дальности
06:52
«Путинское повышение цен»: американцы раскритиковали нового пресс-секретаря Белого дома
06:51
Сенатор Рэнд Пол: бездумные траты на Украину могут привести США к финансовому краху
06:39
Пять человек пострадали в результате стрельбы возле университета в США
06:31
Вострецов: украинских пленных нужно задействовать на разборке завалов в Донбассе
06:19
В Европе приём заказов на электрический минивэн Volkswagen ID Buzz начнётся завтра, объявлены цены
06:05
Украина: нарастающая опасность
06:04
Недовольство в гостиницах, приютивших беженцев: непонятно, как и когда украинцы уедут
06:03
Сегодня мы все — не украинцы
06:02
Болгария в плену российской нефти
05:55
Матвиенко: вступление Финляндии и Швеции в НАТО не помешает обеспечению безопасности России
05:35
В США предупредили о возможных ядерных испытаниях КНДР во время визита Байдена в Азию
05:34
Сенат США назначил Бриджит Бринк послом в Киеве
05:15
Sony представила TWS-наушники LinkBuds S с активным шумоподавлением за $200
04:54
Politico: Украина недовольна отказом США выделить ей РСЗО
04:48
Google объявила офис в Москве банкротом после ареста счетов
04:33
Япония предоставит Украине $300 млн на гуманитарные нужды
04:32
Банковский счет генконсульства России в Хьюстоне восстановлен
04:24
Süddeutsche Zeitung: западные санкции против России провалились из-за позиции четырех стран
04:11
В России анонсирован планшет realme Pad с 10,4-дюймовым экраном
04:08
«Дух оптимизма витал на командном пункте фронта». Провал Харьковской операции
03:51
Американский генерал перепутал кадры из игры с видео работы украинской ПВО
03:46
Дождливая погода ожидается сегодня в Алматы и Нур-Султане
03:39
Карта военных действий и ситуация на фронтах вечером 18 мая
03:28
Politico: США отказываются поставлять Киеву реактивные системы залпового огня
03:27
Самолеты НАТО примут участие в военных учениях в Эстонии
02:30
Премьер-министр Косова снова заявил о намерении вступить в НАТО и ЕС
02:29
Матвиенко: при расширении НАТО безопасность России будет обеспечена
01:51
В СОМБ прокомментировали судебное дело против Эммануэля Макрона
01:42
Премьер-министр Косова Альбин Курти заявил о намерении Приштины вступить в НАТО и в ЕС
01:41
Россия поможет восстановить Мариуполь после боев и превратить его в город-курорт
01:40
Минфин США: «Запад не сможет полностью оградить себя от экономических последствий» санкций
01:28
Главное — не Содружество и не участие
01:27
Илон Маск назвал демократов «партией ненависти»
01:19
МИД Франции: Европа и НАТО не хотят воевать с Россией
01:08
Россия в осаде - от Ивана Грозного до наших дней. Часть четвертая
01:06
Обзор ноутбука Lenovo ThinkBook 16p Gen 2 (20YM000BRU): из офиса в студию
00:54
Какими методами украинский режим пытается бороться с Россией
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»За откровенностью не видно искренности

За откровенностью не видно искренности


Фильм-притча — заведомо сложный формат для режиссера и актеров, особенно в наше динамичное время, перенасыщенное событиями и эмоциями. Когда нет ни яркой картинки, ни волнующего музыкального сопровождения, а действие ограничено рамками камерного спектакля, круг аудитории будет гораздо более узким, чем у непретенциозной мелодрамы или приключенческой истории.

Но даже любителям философии и неторопливого повествования нужны актуальная идея, проработанная тема и живые персонажи. К сожалению, российские мастера артхаусного кино в основном делают ставку на «странность», вялость сюжета и героев не от мира сего, угадывая с ориентирами фестивалей, но совершенно не стремясь заинтересовать зрителя.


С небольшим промежутком в широкий прокат вышли две подобные картины — «Медея» Александра Зельдовича и «Море волнуется раз» Николая Хомерики. Их объединяет обилие шифров, символов и аллегорий, невнятный сюжет, налет гротеска и персонажи с каким-то мутным мировоззрением, на котором, собственно, и держится идея. При этом оба проекта имеют очень завлекательные аннотации, и это как раз тот случай, когда пиар может сыграть со зрителем скверную шутку.

«Медея» заявлена как интерпретация античной трагедии Еврипида, в основе которой лежит известный миф. На Международном кинофестивале в Локарно фильм получил приз молодежного жюри с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики».

Главная героиня, которую играет Тинатин Далакишвили, олицетворяет внутренний надлом и разброд, она будто соткана из оголенных нервов, которые того и гляди заискрятся и охватят пламенем все вокруг. Собственно, это роднит ее с героиней мифа, только сюжет у древних греков был на порядок интереснее. В фильме запоминаются только вступление, имеющее поэтический и даже эпический характер (хотя повествует о жизни любовницы женатого человека, родившей от него двоих детей), красивые виды Израиля и объяснение, почему замужней женщине стоит носить парик — по народному поверью, «чтобы Сатана не тянул за волосы».

Однако между актерами не ощущается никакой «химии» и гармонии. Исполнительница главной роли откровенно переигрывает в экзальтации, в то время как все остальные (Евгений Цыганов, Тимур Базинский) выглядят как аморфные призраки.


Картина Николая Хомерики «Море волнуется раз», которую удостоили главного приза на фестивале «Кинотавр» и сравнили с более старыми образцами западного артхауса, схожа с «Медеей» в плане художественных приемов и затянутого хронометража. История молодой пары, решившей укрепить свои отношения в бегстве от цивилизации, тоже наполнена метафорами и эксцентричными действиями героев.

Девушка Саша (Ольга Бодрова) постоянно видит во сне надвигающуюся на город гигантскую волну и не чувствует в своем возлюбленном Коле поддержки и опоры. В свою очередь молодой человек, которого играет Валерий Степанов, постоянно ревнует и не может найти с ней общий язык. Попытки вести совместный быт проваливаются, споры вспыхивают на пустом месте, а в конце концов девушка просто решает «разделиться, потому что все стало хорошо».

Вообще нельзя не отметить, что и «Медея», и «Море волнуется раз» показывают образ женщины с какой-то темной, первобытной стороны, основанной исключительно на эмоциях, импульсах и инстинктах.

Сюжет «Моря» становится чуть живее во второй половине, когда Саша и Коля встречают загадочную пару в исполнении Юлии Ауг и Андрея Смолякова. Мужчина и женщина, у которых даже нет имен, живут как лесные отшельники, держат в доме просроченные продукты, ведут туманные разговоры о своей дочери. Впрочем, эта линия тоже довольно скоро провисает, сводясь к предсказуемому символизму: молодые видят самих себя в будущем, умудренных опытом и смотрящих на мир трезво и цинично. У этого хода в принципе есть огромный потенциал для любого жанра, от мелодрамы до хоррора, но здесь он, увы, не реализован вообще. В финале авторы очевидно пытались взбодрить и даже шокировать зрителя, однако редкие кадры с той самой волной из сна впечатляют больше, чем этот сценарный ход.


«Медею» и «Море» роднит также грубый и приземленный подход к эротической составляющей. Человеческое тело и секс демонстрируются без какого-либо украшательства и романтизма. Близость между персонажами выглядит неуклюжей, нелепой, порой даже смешной — словом, максимально приближенной к тому, что происходит в реальных спальнях, а не на съемочных площадках. Но как раз эта предельная откровенность и назойливость таких моментов (порой они совершенно не нужны по сюжету) отдаляет от жизни и превращает интимное действие в гротеск и пародию.

По итогу просмотра оба фильма можно охарактеризовать как перевод текстовой притчи в статичные картинки, что само по себе интересно, но рассчитано на узкий круг поклонников. Впрочем, всегда можно надеяться, что к этому кругу примкнут и те, кто на самом деле не особо проникся, но очень боится показаться тривиальным и непродвинутым.

Людмила Семенова



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх