Лента новостей

08:23
Электромобиль Bentley предложит впечатляющую динамику: до 100 км/ч за полторы секунды
08:22
Acer анонсировала ноутбук Swift 3 OLED с процессором Intel Alder Lake-H и экраном 2,8K стоимостью €999
08:02
Матвиенко: шанс на возобновление диалога России и Запада будет после спецоперации
07:53
Казахстан готов предоставить маршруты для доставки международной гумпомощи в Афганистан
07:52
Япония предоставит Киеву заем еще на 300 млн долларов
07:33
Сенатор Пол предрек США финансовый крах из-за помощи Украине
07:02
Посольство РФ в Вашингтоне: власти США маскируют страх антироссийскими выпадами
06:53
Байден месяцами тянет с поставкой Киеву реактивных артиллерийских установок большой дальности
06:52
«Путинское повышение цен»: американцы раскритиковали нового пресс-секретаря Белого дома
06:51
Сенатор Рэнд Пол: бездумные траты на Украину могут привести США к финансовому краху
06:39
Пять человек пострадали в результате стрельбы возле университета в США
06:31
Вострецов: украинских пленных нужно задействовать на разборке завалов в Донбассе
06:19
В Европе приём заказов на электрический минивэн Volkswagen ID Buzz начнётся завтра, объявлены цены
06:05
Украина: нарастающая опасность
06:04
Недовольство в гостиницах, приютивших беженцев: непонятно, как и когда украинцы уедут
06:03
Сегодня мы все — не украинцы
06:02
Болгария в плену российской нефти
05:55
Матвиенко: вступление Финляндии и Швеции в НАТО не помешает обеспечению безопасности России
05:35
В США предупредили о возможных ядерных испытаниях КНДР во время визита Байдена в Азию
05:34
Сенат США назначил Бриджит Бринк послом в Киеве
05:15
Sony представила TWS-наушники LinkBuds S с активным шумоподавлением за $200
04:54
Politico: Украина недовольна отказом США выделить ей РСЗО
04:48
Google объявила офис в Москве банкротом после ареста счетов
04:33
Япония предоставит Украине $300 млн на гуманитарные нужды
04:32
Банковский счет генконсульства России в Хьюстоне восстановлен
04:24
Süddeutsche Zeitung: западные санкции против России провалились из-за позиции четырех стран
04:11
В России анонсирован планшет realme Pad с 10,4-дюймовым экраном
04:08
«Дух оптимизма витал на командном пункте фронта». Провал Харьковской операции
03:51
Американский генерал перепутал кадры из игры с видео работы украинской ПВО
03:46
Дождливая погода ожидается сегодня в Алматы и Нур-Султане
03:39
Карта военных действий и ситуация на фронтах вечером 18 мая
03:28
Politico: США отказываются поставлять Киеву реактивные системы залпового огня
03:27
Самолеты НАТО примут участие в военных учениях в Эстонии
02:30
Премьер-министр Косова снова заявил о намерении вступить в НАТО и ЕС
02:29
Матвиенко: при расширении НАТО безопасность России будет обеспечена
01:51
В СОМБ прокомментировали судебное дело против Эммануэля Макрона
01:42
Премьер-министр Косова Альбин Курти заявил о намерении Приштины вступить в НАТО и в ЕС
01:41
Россия поможет восстановить Мариуполь после боев и превратить его в город-курорт
01:40
Минфин США: «Запад не сможет полностью оградить себя от экономических последствий» санкций
01:28
Главное — не Содружество и не участие
01:27
Илон Маск назвал демократов «партией ненависти»
01:19
МИД Франции: Европа и НАТО не хотят воевать с Россией
01:08
Россия в осаде - от Ивана Грозного до наших дней. Часть четвертая
01:06
Обзор ноутбука Lenovo ThinkBook 16p Gen 2 (20YM000BRU): из офиса в студию
00:54
Какими методами украинский режим пытается бороться с Россией
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»По настоящему великой Россию могут сделать дороги

По настоящему великой Россию могут сделать дороги


Извечное стремление России к расширению своей территории в западном направлении снова вошло в острую фазу. Пресловутый ультиматум Кремля «коллективному Западу» — еще одно тому доказательство. В очередной раз власти страны делают ставку на внешнюю экспансию, забывая о необходимости развития уже имеющихся земель.

Понятно, что подобное положение дел вызывает особое недоумение в восточных регионах России. К примеру, в журнале «Историко-экономические исследования», издаваемом Байкальским государственным университетом в Иркутске, вышла статья «Роль транспортных коммуникаций в обеспечении политико-экономической безопасности: невыученные уроки истории». Ее автор, доктор исторических наук Александр Шалак, исследует «исторический опыт и значение транспортных коммуникаций в вопросах контроля над экономическим пространством и обеспечения безопасности государства».

В качестве методологии он использует так называемый «историко-геополитический подход». Ссылаясь на теоретические построения французского географа Жана Готтмана, российский историк напоминает, что «великими являются не те государства, которые имеют обширные пространства, а те, которые контролируют коммуникации». По нынешним временам это утверждение может показаться почти что крамольным, но доводы и цифры, приведенные в качестве доказательств, представляют несомненный интерес.

Первым делом исследователь упоминает о роли железных дорог. В частности, он выдвигает следующий тезис: «Если бы к середине XIX века удалось проложить железную дорогу до Севастополя, Россия никогда бы не проиграла Крымскую войну». Эта гипотеза звучит небесспорно, но вместе с тем заставляет вспомнить другой исторический пример — Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Поскольку ее Российская империя проиграла во многом из-за того, что не смогла своевременно перевозить войска и грузы на Дальний Восток. И это впоследствии сыграло важную роль в начале Первой русской революции.

Впрочем, эта проблема существует до сих пор. Сегодня грузооборот между Китаем, Южной Кореей, Японией и странами ЕС достиг одного миллиарда тонн. Мощность российских транспортных путей на этом направлении не превышает 85 млн тонн в год: 80 млн тонн приходится на БАМ и Транссиб и 5 млн тонн на Северный морской путь. При этом на 80% эти транспортные коммуникации заняты перевозкой российских грузов. И едва ли ситуация изменится в обозримом будущем, потому что за первые 25 постсоветских лет в РФ было построено всего 407,6 км железных дорог, то есть столько, сколько в СССР строили за один год.

Столь же плачевно обстоят дела с речными и морскими транспортными коммуникациями. За все время Великой Отечественной войны советский Военно-морской флот потерял 365 кораблей и судов, тогда как только в 1991–1997 годах было списано, потоплено и продано на металл 629 боевых кораблей и судов российского флота. Но самая главная потеря в то время — «утрата баз строительства, а соответственно и опыта строительства современных кораблей», утверждает автор статьи. Поскольку многое из этого осталось в украинском Николаеве, в котором «строились три поколения советских авианесущих кораблей».

Существенно снизились возможности российского речного флота. Если в 1980-е годы объем перевозок составлял 500–600 млн тонн грузов и 103 млн пассажиров, то в 2015 году — 120 млн тонн грузов и 13,5 млн пассажиров. В 1990 году речной флот РСФСР насчитывал 14 тыс. грузовых и 1,7 тыс. пассажирских судов, а в 2016 году последних осталось всего 619, причем новые по-прежнему не строятся. И это при том, что в России самая большая протяженность рек в мире — 101,3 тыс. километров.

Основным самолетом советской малой авиации был Ан-2, более известный как «кукурузник». Начиная с 1949 года, в СССР, Польше и Китае было построено более 18 тыс. этих самолетов. На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока, отличающихся низкой плотностью населения и отсутствием развитой транспортной инфраструктуры, «кукурузники» перевозили значительную часть населения. В середине 1980-х годов они ежегодно выполняли около 1 млн рейсов и перемещали почти 10 млн пассажиров. На местные перевозки в советский период приходилось порядка 25% от всего пассажирооборота, в то время как к началу 2000-х годов их объем сократился в 50 раз.

В 1990 году в РСФСР было 1400 гражданских аэропортов. Но к 2007 году их осталось 328, а на начало 2016 года и того меньше — 282. Более того, «опорная сеть, на которой держится все воздушное сообщение страны», состоит только из 115 аэропортов. Так что сейчас две трети внутрироссийских авиаперелетов проходят исключительно через Москву.

Широкомасштабное дорожное строительство началось в Советском Союзе в послевоенный период. Примечательно, что в 1960 году в той стране была только 161 тыс. километров дорог с твердым покрытием. Между тем в 1960-е годы было построено 104 тыс. километров, в 1970-е годы — 157 тыс. километров, а в 1980-е годы — целых 236 тыс. километров дорожного полотна. В 1990-е годы уровень строительства дорог в России приблизился к показателям 60-х годов прошлого века, так как за все то десятилетие было введено в эксплуатацию только 97 тыс. километров.

Правда, и это еще был не нижний предел, потому что в 2002–2016 годах ежегодно строилось примерно 2,3–2,5 тыс. километров дорог. Таким образом, плотность дорог общего пользования с твердым покрытием в среднем по России составляет на сегодня 63 километра на тыс. кв. километров. Для сравнения: плотность автодорог в Финляндии — 231 километр на тыс. кв. километров, в Германии — 1802, в Польше — 1 319, в США — 667».

Вывод статьи звучит неутешительно. Географическое пространство, которое не связано транспортными коммуникациями, сложно контролировать, а без этого невозможен полноценный внутренний рынок. К тому же в «результате торгового и экономического проникновения со стороны динамично развивающихся государств власть утрачивает не только контроль за экономическим пространством, но и полноценный суверенитет».

Роман Трунов



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх