Лента новостей

01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
11:34
В Харькове и Одессе ВКС РФ поразили расположения украинских нацистов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Может ли Казахстан присоединиться к союзу России и Белоруссии

Может ли Казахстан присоединиться к союзу России и Белоруссии



Переход с кириллицы на латиницу, так называемые «языковые патрули» и сценка с «расстрелом студента», поставленная в казахстанском детсаду наделали много шума в нашей стране. Все это воспринимается как свидетельство ослабления позиций России в Казахстане и Центральной Азии, в целом, на место которой пришел могучий Китай. Но так ли все безнадежно, и может ли Москва вновь вернуть бывшие советские республики в орбиту своего влияния?


Факт, что Россия действительно сдала значительную часть позиций в регионе, к сожалению, сомнений не вызывает. Начиная с «нулевых», Кремль преимущественно занимался выстраиванием так называемой «вертикали власти», организацией экспорта углеводородного и прочего сырья за рубеж, а также перераспределением финансовых потоков. Было не до внутренних процессов ни в Украине, ни в Белоруссии, ни в Казахстане, ни других странах СНГ, что дало о себе знать в 2014-м и 2020-м годах в Киеве и Минске, соответственно. Нур-Султан по-прежнему занимает вполне дружественную позицию по отношению к Москве, но очевидно, что это в основном связано лично с фигурой первого президента Казахстана Нур-Султана Назарбаева, одного из инициаторов процессов реинтеграции на постсоветском пространстве. Что будет потом, непонятно.

Вернее, все понятно. Достаточно посмотреть на то, что происходит на Украине или в Белоруссии. Стоит только отпустить разгул местечкового национализма, да еще и поддержать его на властном уровне, начать притеснять русских в Северном Казахстане, и мы получим еще одну враждебную страну в своем южном подбрюшье. Можно ли сыграть на опережение? Наверное, да.

Для ответа на этот вопрос необходимо комплексно оценить происходящие в Центральной Азии процессы. Место России там все активнее занимает Китай, имеющий мощную производящую экономику, а также активно пытается встроиться Турция с ее пантюркистским проектом. Но главный новый игрок – это все же Поднебесная. Ее приход поначалу многими в бывших советских республиках воспринимался с большим энтузиазмом. Считалось, что, «избавившись от русских оккупантов» и получив китайские инвестиции, молодые демократии заживут припеваючи. Однако реальность оказалась несколько иной.

Действительно, деньги пришли, но не совсем в той форме, как этого хотелось бы местному населению. Фирменным стилем китайского бизнеса считается установление тесных коррупционных связей с властями и региональными элитами. Получив «бакшиш», те давали доступ КНР к ресурсам: нефти, газу, металлам, а также к инфраструктуре, необходимой Пекину для строительства своего «Нового шелкового пути» в Европу. При этом китайские предприниматели умудряются получать контракты на удивительно выгодных для себя условиях. Много ли реальной пользы среднеазиатским республикам от подобных вложений, отдельный интересный вопрос.

Все это вызывает глухое раздражение у местного населения. По данным социологического исследования от Central Asia Barometer за 2020 год, в Казахстане уже порядка 30% опрошенных негативно относятся к Китаю, в Киргизии – 35%. Налицо также серьезные изменения в Узбекистане, произошедшие после смерти президента Ислама Каримова, придерживавшегося политики изоляционизма. Когда в 2016-м в страну пошли китайские инвестиции, решительно «за» высказывались 65% опрошенных, решительно «против» - 2%, спустя четыре года эти цифры составили уже – 48% и 10%, соответственно.

Почему так происходит, понятно. Люди разочаровываются в «руке помощи» от Пекина, которая оказалась небескорыстной. Никакой особой пользы для себя жители независимых республик не замечают, зато видят, как «греют руки» с китайских денег местные элиты. И ладно бы только это, Восток – дело тонкое, там подобное в порядке вещей. Многих пугает откровенный интерес КНР к их землям. И речь идет не только о возможной передаче в долгосрочную аренду сельскохозяйственных угодий, что несколько лет назад страшно взбудоражило казахстанцев. Из Китая исходят довольно двусмысленные сигналы, которые даже вынудили в 2020 году Нур-Султан направить ноту протеста в Пекин.

Так, в марте прошлого года в китайской социальной сети WeChat появилась статья с названием «Когда Казахстан вернется в состав Китая». В апреле она перекочевала на известный новостной портал Sohu.com с названием «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». В ней много рассуждалось на тему того, что в свое время Казахстан был вассалом Поднебесной и может вернуться в ее состав:

После падения Джунгарского ханства в 18-м веке территории Старшего, Среднего и Младшего жузов Казахстана постепенно перешли империи Цин... После Опиумной войны 19-го века империя Цин ослабла, Россия захватила принадлежавшие ей земли и Казахстан перешел в состав России. Таким образом в результате неравного разделения земель Китай сразу же потерял Казахстан.

Возможность «возвращения в родную гавань» авторы публикации связывали с масштабными инвестициями в казахстанскую экономику, 400 тысячами китайцев, трудящихся в этой стране, а также с настроениями жителей малых городков, которые считают себя ханьцами или их потомками. Конечно, можно сказать, что Sohu – это «желтое издание», мало ли что там пишут, но что-то в сказанном все же есть.

Итак, что мы видим? Очарование от Китая в Центральной Азии уже развеялось. Напротив, Пекин на примере Литвы показал, что может наказывать непослушных. И если Вильнюс еще может как-то опереться о Евросоюз, то «молодым демократиям», кроме России, рассчитывать не на кого.

Сегодня на фоне потенциальной угрозы, исходящей из Афганистана, Москва имеет реальные шансы усилить свое военное и политическое присутствие в среднеазиатских республиках. Взамен на «военную крышу» надо требовать рерусификации системы образования и усиления культурных связей. Необходимо начать работать с местными элитами теми же методами, что и китайский бизнес. И первым на реинтеграцию может стать Казахстан.

Нет, речи о присоединении его к России идти не может. Не доросли наши взаимоотношения и до уровня объединения с Белоруссией. Однако почему бы РФ и РБ в рамках Союзного государства не заключить конфедеративное соглашение с Казахстаном?

Конфедерация (от позднелатинского confoederatio — «союз, объединение») — союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов: обороны, внешней политики.

Столь гибкая форма объединения с Россией и Белоруссией может оказаться вполне приемлемой для казахстанских элит как противовес экономической экспансии Китая с его неясными конечными намерениями, а также потенциальной военной угрозе из Афганистана. Возможно, повысить статус подобного конфедеративного союза с СГ для Казахстана могло бы приглашение на видную руководящую должность в нем бывшего президента Нур-Султана Назарбаева. Восток – дело тонкое.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх