Zoom адаптировал мировую экономику к коронавирусным ограничениям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов. Успех сервиса демонстрирует, как много в эпоху пандемии COVID-19 значат передовые телекоммуникационные решения.
Zoom является историей успеха
Символом «коронавирусной» экономики стала интернет-платформа Zoom, на которой можно проводить видеоконференции, онлайн-встречи, вести чат и совместную работу. Сервис позволяет подключать огромное количество устройств – у бесплатной версии есть ограничения, но коммерческий вариант предоставляет почти неограниченные возможности (до 1 тысячи человек).
Большинство конференций, бизнес-встреч и онлайн-работы бизнеса и публичных организаций, включая учебные заведения, шло в 2020 году через Zoom, где можно проводить действия, которые ранее были возможны только офлайн.
История сервиса уходит в 2011 год, когда китайско-американский бизнесмен Эрик Юань основал компанию Zoom Video Communications. Юань в 1997 году переехал в Кремниевую долину и присоединился к компании WebEx, занятой разработкой видеоконференций.
В 2007 году WebEx была приобретена телекоммуникационным гигантом Cisco, а Юань стал в ней вице-президентом. Идеи Юаня по созданию удобной для смартфонов платформы для видеоконференций были отклонены, и он решил открыть стартап.
Zoom стал общеизвестным брендом в пандемию, но приложение появилось в 2013 году. Основным рынком его применения стали США и транснациональные компании, где существует особый спрос на мобильные решения.
Компания провела IPO 18 февраля 2019 года, после чего стоимость ее акций взлетела на 72%, а Юань стал миллиардером. Сегодня ему принадлежат 22% акций Zoom Video Communications, он продолжает занимать в ней пост генерального директора.
«Для Zoom Video Communications пандемия стала коммерческим шансом, а дальше все зависит от того, как компания приспособится к обстоятельствам. Речь идет о коммуникациях, у которых одинаковая специфика с медиа. Здесь нужно следить за тенденциями и оперативно разрабатывать новые продукты и предложения. Есть примеры краткосрочных успехов Clubhouse и Telescope», – констатирует Адамидов.
Имеется и обратный пример в виде Twitter, который во многом неудобен, но без него невозможно представить современные массмедиа.
«Zoom не является единственным сервисом для конференции, задолго до него был создан Skype, но Zoom обладает комплексом преимуществ, и если платформа их не растеряет, то станет долгосрочным трендом в коммуникации», – резюмирует Адамидов.
Zoom прочно вошел в повседневную жизнь
Успех Zoom Video Communications отчасти удивителен: компания конкурирует с такими гигантами, как Cisco, Microsoft и Salesforce, у которых другие возможности для развития бизнеса, включая инфраструктуру, традиции, штат и финансовые ресурсы.
Чтобы опередить лидеров, Zoom предоставляет рынку услуги, основанные на простоте, эффективности и доступности. Именно эти качества привели к беспрецедентному росту показателей компании в год, когда мировая экономика остановилась из-за пандемии.
Можно сравнить чистую прибыль сервиса Zoom в третьих кварталах 2019 и 2020 годов. В допандемийный год компания Юаня заработала 2,2 млн долларов, а в локдаун – 198,4 млн долларов: Zoom Video Communications продемонстрировала стократный рост.
Четыре квартала 2020 года бизнес компании рос темпами в 400% (в первом квартале показатель был меньше, но в среднем за год эта цифра компенсируется). В 2021 году показатели стали сокращаться, но это нормально: Zoom превратился в глобальный продукт.
Zoom Video Communications продолжает уверенно идти вперед: были опубликованы данные за третий квартал 2021 года: выручка компании составила 1,05 млрд долларов при росте оборота на 35%. Неплохо для компании со штатом в четыре с половиной тысячи человек – за полтора года число работников также выросло в несколько раз, что говорит об увеличении масштабов бизнеса.
Дальнейшую судьбу Zoom Video Communication предсказать сложно: она, как и Skype, может быть выкуплена гигантом вроде Microsoft. Это стандартный путь для стартапов, которые после первичного успеха выходят на IPO, где их выкупает крупная компания. Со стартапом Юаня это частично произошло: в марте 2021 года бизнесмен передал 40% акций двум неназванным получателям.
Однако кто бы ни контролировал Zoom, сервис в ближайшие годы останется основной платформой в своей сфере.
«Перевод на удаленку выявил определенные плюсы, например, если говорить о рабочих совещаниях. Стало ясно, что многие профессии и виды деятельности можно перевести в офлайн-режим, это удобней как для людей, так и для бизнеса. Производительность труда также повышается, но в сфере обучения, где также работает Zoom, очный вариант все-таки лучше», – заключает Адамидов.
Особенно это касается начальной и средней школы: дети не готовы к такому типу усвоения информации.
«Откат в офлайн произойдет, но не на сто процентов. Любой революционный процесс базируется на резком всплеске, а затем отходе назад, но мир уже изменился. Многие медиа, встречи и конференции проводятся сегодня через Zoom. Все это сохранится, а в каких формах – посмотрим, многое зависит от того, как долго нас будут держать коронавирус и его новые штаммы», – констатирует Адамидов.
В условиях «Омикрона» спрос на услуги Zoom будет расти, коронавирусные мотивы продолжают доминировать в мировой экономике.
Дмитрий Сикорский
Подпишись: