Лента новостей

22:56
L'OBS: Покинет ли Турция НАТО?
22:52
Две Украины, два позора
22:37
Шило в американском мешке
22:33
Вернет ли Совет Европы Россию
22:24
Aftenposten: Россия и Турция договорились
22:21
В авиаполк ЮВО на Кубани поступили 2 новых вертолета Ка-52
22:12
Зачем Москва отменяет монголо-татарское иго?
22:08
Мифы и факты о прививках
21:27
Как за новые: Киев готовит счет за корабли в Крыму
21:26
Новые российские учебно-тренировочные самолеты: взгляд со стороны
21:25
Америка доигралась: русско-китайский военный союз выходит на повестку дня
21:23
Российский флот теперь знают не только в Европе
21:21
Без США и Европы: Россия создаст свою орбитальную станцию
21:19
Баш на баш: почему Турции дали ударить по Сирии
21:18
Украина роет яму новому главе ПАСЕ
21:17
Порошенко признался: Писал расписки для ФСБ
21:16
Опубликовано видео, как ВКС РФ наносит удары по боевикам в Идлибе
21:15
Иностранная фальшивка вытесняет из российских магазинов настоящий сыр
21:14
Предчувствие большой войны: ОБСЕ уходит с Донбасса
21:13
«Серьёзный успех»: эксперт объяснил, как в условиях санкций Россия развила сельхоз сектор
21:12
Александр Хуг: «Стороны конфликта готовятся к войне»
21:10
Сирийская армия ликвидировала более десяти боевиков «Джебхат ан-Нусры» в Латакие
21:09
Как уничтожают население России
21:09
Поставили на американскую лошадку? Теперь не впутывайте Россию
21:08
Telegraph: Британия тратит на армию больше, но армия России — эффективнее
21:08
МОК добивает олимпийскую команду России
21:07
Пенсионные фонды РФ рассматривают возможность вложиться в саудовскую нефть
21:07
Tesla оставит Илона Маска без зарплаты
21:06
Заберите свои ржавые посудины
21:04
Российские «Панцири» будут бороться с «беспилотными камикадзе» малогабаритными ракетами
21:04
Экономический эффект Путина: как победить безработицу и обогатить регионы
21:02
Песков призвал власти Украины дать четкий ответ по военной технике в Крыму
21:01
«Начало положено»: эксперт объяснил сокращение транзита газа «Газпромом» через Украину
20:58
Россия поднялась в рейтинге лучших стран мира по версии американского издания
20:57
Новые боевые машины пополнили контингент морской авиации Приморья
20:56
"Я думала, что умру в бане!". ТОП впечатлений бразильянки в России
20:52
Как управлять своими рабами в современном глобализированном мире
20:50
Какое будущее ждет евреев в Украине?
20:49
«Головная боль» доллара даст шанс рублю завоевать Новый Свет
20:47
Песков рассказал о необходимости встречи Путина и Порошенко
20:47
Экономический эффект Путина: как победить безработицу и обогатить регионы
20:46
Грязные игры-2018: Виктор Ан отстранен от Олимпиады
20:45
СМИ узнали о планах Трампа пригласить Макрона с официальным визитом в США
20:43
C-400 в Сирии: как ракетные комплексы несут боевое дежурство в Хмеймиме и Тартусе
20:41
МОК не внес в списки участников Олимпиады биатлониста Шипулина и лыжника Устюгова
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Долетит ли Х-101 до Вашингтона?

Долетит ли Х-101 до Вашингтона?

Долетит ли Х-101 до Вашингтона?Снимок с видео. Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС (Фото: бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Дальней авиации Военно-космических сил России во время нанесения удара по объектам террористической группировки ИГ)

Сирийская премьера нашей крылатой ракеты прошла отлично.

Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.

Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».

Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.

Переход с атома на фугас

До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт.
Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам.

Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.

Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.

За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.

Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.

Баллистическая дальность по настильной траектории

К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.
У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.

Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.

Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.

Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.

Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.

Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.

Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.
Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. 

Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.

И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.

ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D

Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32
Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620
Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65
Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950
Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540
Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д
Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275
Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775
Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000
Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200
Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д
ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2
КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3
Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в

Владимир Тучков





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Долетит ли Х-101 до Вашингтона?"


Напишите ваш комментарий к статье "Долетит ли Х-101 до Вашингтона?"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх