Лента новостей

01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
11:34
В Харькове и Одессе ВКС РФ поразили расположения украинских нацистов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»В мире»Зачем Эрдоган хочет снизить барьер для прохождения партий в парламент

Зачем Эрдоган хочет снизить барьер для прохождения партий в парламент



Президент Турции и лидер правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган договорился со своим союзником по коалиции, руководителем «Партии националистического движения» (ПНД) Девлетом Бахчели, о снижении избирательного барьера на парламентских выборов с 10% до 7%.

«Здесь, в частности, речь шла о 5 или 7%. В связи с этим Девлет Бей (Девлет Бахчели — Прим. ред.) лично принял мое предложение о 7%. Они сказали: "Мы признаем то, что Вам кажется уместным"», — сказал Эрдоган в интервью журналистам в самолете, возвращавшемся из поездки в Азербайджан.

Законопроект о снижении избирательного порога, а также другие поправки к закону о выборах, уже на протяжении нескольких месяцев разрабатываются ПСР и ПНД — правящей коалицией, называемой «Народный альянс».

Ранее в СМИ появлялись сообщения о том, что представители двух фракций решили снизить проходной барьер до 5%. В частности, в августе журналист издания Hürriyet Абдулкадир Сельви рассказал, что стороны договорились о 5%-м пороге для попадания в парламент. Как отмечалось в газете, между Бахчели и Эрдоганом существовали разногласия в этом вопросе. Лидер националистов требовал ввести 10%-й порог для тех, кто идет на выборы в коалиции, а для тех, кто не имеет союзников, сделать барьер в 5%. Президент же говорил, что подобные ограничения не нужны.

В начале сентября в медиа появилась информация о том, что ПСР и ПНД все же договорились снизить избирательный барьер до 7%. Предполагалось, что новый законопроект будет представлен в парламенте после 1 октября — даты возобновления работы законодательного органа. Однако инициатива по-прежнему не обнародована.

Помимо изменения минимального порога для прохождения в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ), «Партия справедливости и развития» и «Партия националистического движения» также рассматривают возможность увеличения числа избирательных округов и, таким образом, сокращения числа депутатов в рамках одной административной единицы.

Примечательно, что неделей ранее «Республиканская народная партия» (РНП), «Хорошая партия», «Партия счастья», «Демократическая партия», «Партия демократии и прогресса» (DEVA) и «Партия будущего» предложили снизить барьер для прохождения в ВНСТ до 3-5%, при этом точная цифра не была озвучена из-за разногласий.

Причины изменения барьера

Десятипроцентный порог был введен в 1983 году военным правительством, которое пришло к власти после государственного переворота 12 сентября 1980 года.

Такой высокий проходной барьер уже долгое время подвергается критике, поскольку препятствует представительству небольших партий в парламенте. Кроме того, за более чем 40 лет были зафиксированы выборы, на которых партиям не хватало совсем чуть-чуть для преодоления 10%. В итоге миллионы голосов уходили впустую.

Хотя система долгое время считалась несправедливой, ничего не менялось. Популярным партиям было выгодно, чтобы в законодательном органе были представлены только «крупные игроки». Так зачем же Бахчели и Эрдогану, имеющим сейчас парламентское большинство, снижать избирательный барьер?

Главная причина заключается в том, что «Партия справедливости и развития» и «Партия националистического движения» осознают свои перспективы на выборах 2023 года и готовятся к разным раскладам. По данным исследования социологической компании MAK за октябрь 2023 года, с учетом неопределившихся избирателей за партию Эрдогана готовы проголосовать 32% граждан, а за фракцию Бахчели — только 8%.

В Турции существует множество разных социологических служб, которые публикуют свои опросы регулярно: одни из них лояльны власти, другие же — благосклонны к оппозиции. В любом случае тенденция налицо: партия националистов теряет свой рейтинг и на сегодняшний день только с помощью чуда способна преодолеть 10%-й барьер.

Напомним, что по итогам парламентских выборов 2018 года «Народный альянс» завоевал конституционное большинство (53,6% голосов), обеспечив себе 344 места из 600 возможных. Такие пропорции позволяют ПСР и ПНД принимать любой законопроект и блокировать непонравившиеся инициативы, как бы ни голосовала оппозиция. Например, правящий блок отклонил предложение о проведении расследования в отношении ЧВК SADAT после разоблачений мафиози Седата Пекера о поставках оружия террористам в Сирию.

Примечательно, что, согласно самым разным прогнозам, на текущий момент «Национальный альянс» не в силах преодолеть отметку в 50% — общий рейтинг ПСР и ПНД колеблется в районе 40%. По подсчетам журналиста Танжу Тосуна, если 10-процентный порог будет снижен до 7%, то при всех раскладах оппозиционные партии займут более половины мест в парламенте. Хотя среди этих фракций есть принципиальные разногласия, вседозволенности партий Эрдогана и Бахчели наступит конец.

Каковы выводы?

Причин падения рейтингов правящего альянса довольно много. Во-первых, экономическая ситуация в республике заметно ухудшилась в последнее время. С начала этого года турецкая лира потеряла более 20% своей стоимости. В совокупности с высокими темпами инфляции (19,58%), ростом безработицы (официальные данные — 12,1%) и оттоком иностранного капитала ситуация становится тревожной.

Во-вторых, граждане недовольны позицией властей по вопросу беженцев, число которых превышает 4 млн человек. «Партия националистического движения» хоть и является националистической, открыто не выступает против нелегалов, в то время как оппозиционные РНП и «Хорошая партия» делают акцент на борьбе с мигрантами вплоть до их высылки из страны.

Среди других причин роста недоверия к власти — провал с тушением пожаров летом, недовольство граждан по контролю над пандемией COVID-19, разоблачения мафиози Седата Пекера, милитаристская внешняя политика, усиление несправедливости и сворачивание демократических ценностей.

Сложно предсказывать итоги выборов, которые состоятся через два года. За это время настроения граждан могут значительно измениться как в угоду власти, так и оппозиции. Учитывая то, что политическая жизнь в стране непредсказуема, стоит вспомнить попытку государственного переворота 2016 года, уход бывших соратников Эрдогана Ахмета Давутоглу и Али Бабаджана из ПСР и многое другое — говорить о неминуемом провале «Народного альянса» сложно. К тому же нельзя забывать, насколько опытным политиком является действующий президент, сумевший удержаться у власти на протяжении 20 лет.

Тем не менее Эрдоган и Бахчели не собираются надеяться «на авось» и намерены обзавестись новыми союзниками. Например, правящий альянс хочет «переманить» на свою сторону исламистскую «Партию счастья», пользующуюся популярностью примерно у 1% граждан. В настоящее время ее лидер Темель Карамоллаоглу резко отвергает этот союз.

Кроме того, сам Бахчели призывал главу «Хорошей партии» Мераль Акшенер «вернуться в родной дом» (до 2016 года политик была членом «Партия националистического движения»), то есть примкнуть к блоку ПСР — ПНД. На данный момент трудно предположить, чтобы это произошло. Однако в турецкой политике все возможно — еще 10 лет назад нереально было представить союз Эрдогана и Бахчели.

Другим способом устранить конкурента является закрытие прокурдской «Партии демократии народов» (ПДН). В частности, лидер турецких националистов постоянно высказывается о связях ПДН с боевиками запрещенной в Турции «Рабочей партии Курдистана» (РПК) и настаивает на разгоне этой фракции.

Конституционный суд Турции в мае отказался от рассмотрения иска прокуратуры о запрете ПДН, однако уже в июне было предоставлено обновленное обвинительное заключение. Так что к выборам 2023 года «Народный альянс» может избавиться от этой крупной политической силы путем запрета.

Таким образом, понижение избирательного барьера до 7% следует рассматривать как очередной шаг по гарантии жизнеспособности действующей власти после 2023 года. Этот порог не позволит слишком мелким политическим силам попасть в Великое национальное собрание Турции, но обеспечит сохранение фракции националистов в парламенте.


Даниил Смирнов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх