Лента новостей

05:23
Радиолокационный комплекс AN/SPY-6 и его перспективы
05:20
Винтовки и карабины Манлихера 90-х годов XIX века
05:12
Мао Цзэдун имел в 1958 году грандиозные планы
03:34
В России перестали работать пиратские версии AutoCAD и другого ПО Autodesk, но выход уже найден
01:16
О заповеднике диких фантазий
01:12
«Враг внутри»? Глобалистов захватила истерия шпиономании
00:08
«Вакуум легитимности» Зеленского как способ обнулить победу в СВО
23:36
Белый дом пообещал возобновить поставки оружия Киеву сразу после принятия Конгрессом закона о помощи Украине
23:02
«Колоссальнейшие репутационные потери». Лидеры Русской Весны требуют найти убийц Рассела Бентли
23:01
Западу больше нечем помогать Украине — президент Чехии. При этом союзники один за другим объявляют о пакетах помощи Киеву
22:27
Одни «защитники» занимаются мародёрством в прифронтовых населенных пунктах, другие — «гоп-стопом» на западе Украины
22:26
Из Харькова вывозят на западную Украину заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш»
21:58
Запад передаст зарубежные храмы РПЦ под контроль патриарха Варфоломея
21:51
Палата представителей США на процедурном голосовании приняла законопроект о помощи Украине
21:50
В Кабмине Украины на следующей неделе грядут отставки
21:16
Министры обороны стран НАТО услышали Зеленского и пообещали ему новые поставки систем ПВО
20:42
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 19 апреля
20:41
Россиянку, вдову ликвидированного нациста «Азова» принудили к контракту с бригадой
20:34
Россия прокладывает новые торговые пути в Азию, чтобы ослабить санкции
20:06
Жители Украины активно «сливают» россиянам координаты мест дислокации украинских военных и их техники
20:05
Лавров впервые озвучил роль Харькова в будущей демилитаризованной зоне
20:04
Немецкий производитель дронов намерен открыть еще один завод на Украине
20:03
В Донецке сообщили об убийстве американского ополченца Рассела Бентли
19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
14:48
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского в Польше
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Зигзаги этнической истории в белорусских учебниках

Зигзаги этнической истории в белорусских учебниках


Учебники постоянно переписываются, создаётся картинка прошлого, которая удобна для решения текущих политических задач

Если задаться вопросом, какой школьный предмет формирует у обучающихся гражданскую позицию и патриотизм, то ответ будет быстрым – это, конечно, история. О важности преподавания этой дисциплины в школе говорить не приходится: «идеологический» статус истории прочно утвердился с советских времён. В Республике Беларуси этому предмету также уделяется повышенное внимание: получение среднего образования предполагает сдачу экзамена по всему курсу отечественной истории. С целью углубления знаний и повторения пройденного недавно была даже изменена школьная программа. Ученики теперь изучают всю историю Беларуси с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 классах снова проходят все периоды, систематизируя свои знания и рассматривая отдельные исторические явления более глубоко. Решение, в общем-то, правильное: то, что изучалось в 6 или 7 классе в 10 или 11 классе должно обдумываться на более высоком уровне. При этом естественно ожидать, что и учебник будет соответствовать такой цели.

Учебники постоянно переписываются, создаётся картинка прошлого, которая удобна для решения текущих политических задач

Учебные пособия по истории в Беларуси переписываются и издаются каждые пять лет. Создается впечатление, что историческая наука динамически развивается, знания постоянно обновляются, поэтому учебники нуждаются в периодической корректировке. Однако это не совсем так. Наука, конечно, не стоит на месте, но открытия в области отечественной истории не настолько фундаментальны, чтобы часто переписывать учебники. В чём же дело?

По нормативным документам Министерства образования РБ, обновление учебников каждые 5-6 лет необходимо «для повышения качества обучения», так как меняются методические подходы, внедряются электронные средства обучения и инновации. Однако параллельно происходит и содержательное наполнение, идёт поиск оптимальных форм изложения практически одного и того же материала, одной и той же заданной идеи: прошлое Беларуси должно определять её суверенное будущее. Иными словами, создаётся такая картинка прошлого, которая удобнее всего для решения текущих политических задач.

Учебники постоянно переписываются, создаётся картинка прошлого, которая удобна для решения текущих политических задач

Канва здесь давно проторена белорусскими националистами в русле «истории Беларуси с древнейших времен». И чем древнее, тем лучше. Авторы первых учебников по белорусской истории Вацлав Ластовский (1883–1938) и Всеволод Игнатовский (1881–1931) начинали её с племён кривичей, дреговичей и радимичей. Это были политические деятели, одержимые идеей «белорусской государственности» и потому искавшие её то в Полоцком княжестве, то в Великом княжестве Литовском («белорусско-литовском государстве» по их терминологии).

Советская историческая парадигма, построенная на марксистском подходе, привнесла сюда первобытнообщинный строй и, соответственно, каменный век. В учебниках по истории БССР появился раздел, озаглавленный «Первобытнообщинный строй на территории Белоруссии».

В суверенной Беларуси продолжили советскую традицию. Только «усовершенствовали» её идеями национализма. Получилось своеобразное рассуждение: поскольку история Беларуси – это история белорусского этноса, то и начинать её нужно с заселения территории первыми людьми. Таким образом, в новейшем учебнике по истории Беларуси для 10 класса (издание 2020 г., под редакцией В.А. Белозоровича) написано: «Истоки белорусского народа связаны с бронзовым веком, когда на территории нашей страны расселились индоевропейские племена». Правда, дальше авторам учебника приходится говорить всё больше о балтах, славянах и их племенах, и только потом, спустя 4,5 тыс. лет, в XIV– XVвв. н.э., отмечать «формирование белорусской народности». Спрашивается: а нужно ли было так далеко относить истоки белорусского народа?

Впрочем, авторы академической «Истории белорусской государственности», изданной в 2018 г., начинают писать её историю с «догосударственного периода», то есть за сто тысяч лет до н.э. (!). Это позволяет «новая трактовка» понятия «государственность». Такая «высшая точка политического развития» белорусского этноса, по мнению специалистов Института истории Национальной академии наук, была достигнута долгим путём эволюции «исторических» и «национальных» форм государственности.

Учебники постоянно переписываются, создаётся картинка прошлого, которая удобна для решения текущих политических задач

Киевская Русь, Полоцкая земля, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя – всё это «исторические» формы государственности, под которыми развивалась государственность белорусская. В XXв. она приобрела, наконец, «национальные» формы: БНР (Белорусская народная республика), БССР, Республика Беларусь. Такая «новая трактовка» без излишней скромности тут же была объявлена авторами «значительным научным достижением отечественной исторической науки». Только открытия здесь нет. Налицо прежняя советская схема трактовки социально-экономической эволюции, отправляющейся от первобытнообщинного строя. Возникает риторический вопрос: какое отношение к становлению белорусской (!) государственности имеет усовершенствование каменных орудий труда или переход от родовой общины к соседской?

Авторы школьных учебников ориентируются на труд историков из Академии Наук. При этом выступает одна общая тенденция: удревнить белорусскую историю – историю ли этническую, историю ли государственную. Так история Беларуси в учебнике начинается с доисторического заселения её территории кроманьонцами, а то и неандертальцами (ведь найдено несколько каменных орудий эпохи среднего каменного века). Создаётся впечатление, что белорусская история прямо вырастает из седой древности, имеет хтоническую основу.

Учебники постоянно переписываются, создаётся картинка прошлого, которая удобна для решения текущих политических задач

Такой анахронизм объясняется тем, что авторы не могут отрешиться от формационного подхода, хотя и декларируют свою концептуальную новизну. В частности, в школьном учебнике утверждается, что периодизация истории Беларуси основывается на «цивилизационном подходе» и рассматривается в контексте истории «европейской цивилизации». Более того, говорится, что цивилизационный подход предполагает выделение следующих периодов: Древнее время, Средние века, Новое и Новейшее время.

Здесь сразу возникают вопросы. Что такое «цивилизационный подход»? Что такое «европейская цивилизация»? Почему периодизация от древней к новейшей истории приписывается «цивилизационному подходу»?

Пояснения по этим вопросам в учебнике совершенно необходимы, потому что само понятие «цивилизация» трактуется по-разному. Например, в рамках уже упомянутого марксистского (формационного) подхода «цивилизация» рассматривается как прогрессивная стадия развития общества, следующая за «дикостью» и «варварством». В настоящее время «цивилизационный подход» предполагает изучение локальных культур в их взаимодействии. Тогда под «европейской цивилизацией» должна пониматься «западно-европейская цивилизация». Но ведь белорусы исторически развивались на основе «восточно-европейской цивилизации». В учебнике об этом ничего не говорится. Не опасаются ли авторы сделать даже намёк на «русский мир»? Деление же на «древнюю», «среднюю» и «новую» историю, заимствовано у гуманистов XVIв., а с добавлением «новейшей» она укладывается опять же в преследующий авторов белорусского учебника формационный подход.

Выходит, что отрешиться от марксистской концепции при изложении белорусской истории авторы не смогли. «Цивилизационный подход» как новый ориентир был лишь ими упомянут, но так и остался неиспользованным. Фактически же в учебнике доминирует националистический подход: индоевропейские предки белорусов развиваются социально и экономически, их племена объединяются в «белорусскую народность» и дорастают до белорусской нации. Всё это авторы стараются поместить в контекст европейской истории. В итоге получается картинка, скорее отвечающая современным запросам, чем реалиям прошлого.


Алексей ХОТЕЕВ


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх