Лента новостей

00:30
Майдан без Нуланд — деньги на ветер
00:28
Предсказуемая Эстония
00:28
Украинские политики заговорили о приближающемся крахе и Гаагском трибунале
00:25
Как устроен секретный лазерный танк СССР
00:24
На переворот в России США выделили $18 млрд
00:23
Названы варианты болезненного ответа России на санкции США
00:00
Этот день в истории - 19 Октября
16:15
«Игры с огнем Порошенко»: на Украине начались разговоры о досрочных выборах президента
16:14
Украинская армия готовится к зиме: бойцы столкнулись с проблемами
16:12
Дональд Трамп – марионетка в руках Израиля или Путина?
16:11
В регионах запустят пилотные проекты использования технологии блокчейн
16:10
Сирия предложила «РЖД» восстановить сообщение с фосфатными месторождениями Пальмиры
16:09
«Нас окружают!» Силовики попытались зачистить ночью «Михо-майдан»
16:09
Саакашвили делает всё то же самое, что делали Ющенко, Тимошенко и Яценюк – разваливает Украину
16:08
«Путин, купи пиво!» Украина хочет увеличить торговый оборот с оккупантом
16:07
Советник Авакова рассказал, как Луценко форсировал пустой бассейн на свадьбе своего сына
16:07
Спецоперация «спасти Козла»: к имению гаранта выдвинулись военные и бронетехника
16:06
Это еще не все!: Поклонская объяснила Генпрокурору РФ, почему «Матильду» надо снять с проката
16:04
Россия развивает производство крупнейших в мире авиационных теплообменников
16:02
Жириновский предложил отменить новогодние праздники
16:00
Израиль гонит украинских беженцев
15:59
МВФ: плана спасения Украины не существует
15:59
«Аллигатор»: ударный вертолет Ка-52 за 60 секунд
15:58
Как развиваются события у Верховной рады в Киеве
15:55
Новый Майдан: Порошенко спрятался
15:54
МиГ-35: «Соколу» снова указали место
15:43
Разбираем новый «Абрамс»: содрогнется ли «Армата»?
15:43
От Путина на «Валдае» ждут проамериканского разворота
13:13
Литва беднеет, но вооружается
12:39
В партии Порошенко обвинили Саакашвили в стремлении захватить власть
11:59
Израильский исход украинцев. И опять «А нас за шо?»
11:58
Война на Корейском полуострове начнется 19 октября?
11:58
Сирия наносит ответный удар
11:56
Украинский «политолог» Ковтун угрожает журналистке за ее «Дневник киевлянки»
11:55
Страшная месть Путина
11:55
Состояние американской армии давно не было таким плачевным
11:54
Апперкот: Китай запускает новый платежный механизм - юань-рубль
11:53
США терпят фиаско: Коалиция второй раз освободила Ракку и только на 90%
11:50
На Украину идёт языковая полиция
11:49
МВФ разбил последние надежды Украины
11:42
В Подмосковье пройдет масштабная конференция, посвященная проблемам развития малого и среднего бизнеса
11:14
Украинские школы начали отказываться от изучения русского языка
11:13
Это вам не Янык…
11:12
Майдан-3: жабы против гадюк
11:11
Почему Молдовой правят политики с рейтингами менее 1 %?
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » Вера борющегося за свободу Арцаха

Вера борющегося за свободу Арцаха

Вера борющегося за свободу АрцахаВ советскую эпоху Нагорный Карабах (тогда – НКАО) являлся практически единственной в СССР административно-территориальной единицей, где не было ни одной действующей церкви, в то время как до революции в Карабахе (Арцахе) действовало порядка 2 тысяч церквей, монастырей, часовен.

В 1989 году на фоне активизации освободительного движения в Нагорном Карабахе Кремль под давлением Еревана, Степанакерта и армянской диаспоры дал добро на возвращение Армянской апостольской церкви (ААЦ) монастыря Гандзасар, считающегося одним из пяти величайших армянских храмов, и Амарасского монастыря, где создатель армянского алфавита Месроп Маштоц в начале V века открыл первую армянскую школу.


«Воссоздание Арцахской епархии стало первой победой в нашей всенародной борьбе, духовная жизнь на исторической арцахской земле снова начала возрождаться, — утверждает президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян. — Для армянского народа вера всегда была и остаётся надёжным залогом всех побед и уверенности в будущем, будь то на поле боя или в мирной созидательной жизни. В судьбоносные периоды мы сумели преодолеть кажущиеся непреодолимыми трудности также во многом благодаря непоколебимой вере. В выживании и развитии нашего народа Армянская апостольская церковь сыграла неоценимую роль».


А предводитель Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян (Паргев Србазан) отмечает: «Когда развалилась советская власть, церковь и священники получили свободу и возможность проповедовать, преподавать, обучать. Сегодня издаются сотни книг религиозного характера, имеем теле — и радиостанции, воскресные школы. Религия преподаётся в школах, в вузах имеем богословский факультет. Пытаемся вернуть наше духовное наследие младшему поколению, то есть то, что принадлежит ему».


Карабахское освободительное движение всколыхнуло арцахцев, времена безверия и воинствующего атеизма остались позади, люди устремились к свободе — не только политической, но и духовной. Они потянулись к, казалось, забытым, вытравлявшимся из сознания на протяжении нескольких десятков лет советской власти духовным ценностям, стали возвращаться к Вере и Богу. Каждый год в Нагорном Карабахе восстанавливаются, реставрируются и сооружаются церкви.


«В первую очередь надо было открыть историческую Гандзасарскую церковь. Потом были открыты церкви Амарас, Казанчецоц, — рассказывает духовный пастырь Арцаха Паргев Србазан, возглавляющий епархию с 1989 года. — Нам удалось отреставрировать и вновь открыть церкви Канач жам в Шуши и Сурб Аствацацин в Каринтаке, в Кашатагском районе построили церковь Сурб Амбарцум. Был отреставрирован и освящён Цицернаванк, корни которого уходят в IV век и связаны с именем святого Григория Просветителя. Отреставрирована Дадиванкская церковь. Новая церковь построена в райцентре Аскеран, отреставрированы церкви в селах Айгестан, Бадара, Талиш, Оратаг, райцентре Мартакерт, исторический Шошкаванк…»


Безусловно, новый импульс деятельности епархии придаст строящийся в столице Степанакерте кафедральный собор Святого Покрова Девы Марии, который призван стать не только духовным, но научно-образовательным центром.


Сегодня Нагорно-Карабахская Республика, пожалуй, является единственным на постсоветском пространстве государством, где основы христианства преподаются во всех школах в качестве обязательного предмета учебной программы — с 1997 года по инициативе Арцахской епархии в общеобразовательных школах НКР стали проходить «Историю религии» и «Слово Божие». С 2000 года архиепископ Паргев Мартиросян является автором и ведущим телепередачи «Духовная безопасность».


«Юное поколение имеет право знать свою историю, свои корни и основу веры, тем более это актуально в век глобализации. Только при наличии духовных основ можно противостоять вызовам современного мира, — утверждает Србазан. — Патриотическое воспитание носит особо нравственный характер, является богоугодным делом».


Война и религия, меч и крест


Насколько совместимы эти понятия, не исключают ли изначально и в корне они друг друга? Вопрос, требующий нестереотипного подхода, и, наверное, не имеющий однозначного ответа. Однако ясно одно, что вера, соединившись со свободолюбивыми идеалами народа, помогает ему в справедливой борьбе. И в этом можно убедиться на примере героического народа Арцаха (историческое название Карабаха). В годы Арцахского национально-освободительного движения и развязанной Азербайджаном войны бойцы самообороны НКР приходили креститься перед боем и получить благословение духовного предводителя с тем, чтобы, если уж суждено будет погибнуть, то умереть истинным христианином.


«Любой гражданин, если речь идёт о защите Родины, обязан её защищать. В этой связи хочу заметить, что в 1992 году, когда шла война, впервые в армии Карабаха был введён институт капелланства. Его создание стало острой необходимостью. Это доброе дело, способствующее укреплению веры и силы духа среди воинов-армян», — говорит Паргев Србазан.


Духовный предводитель Арцаха не призывает свою паству к аскетизму, но советует, как христианину уберечься в современном мире, полном соблазнов: «Думая о комфорте и улучшении быта, никогда не забывать о спасении души. Всегда надо думать о самом важном, о главном. Живя земной жизнью, надо помнить и о духовной жизни, жизни вечной. Каждый должен знать, что есть Бог, у каждого человека есть его личная миссия, и каждый в ответе за весь мир. Вся вселенная, природа, дети — всё это ежедневно должно напоминать нам о Небесном Отечестве».


Как же быть с теми, кто откололся, заблудился? Речь о сектантстве


Следует отметить, что вместе с возвращением и утверждением ортодоксального вероисповедания в Нагорном Карабахе появились и представители различных религиозных организаций, в частности таких, как «Евангельская церковь», «Христиане веры Евангельской», «Евангельские христиане-баптисты», «Свидетели Иеговы», «Адвентисты седьмого дня», «Пятидесятники», «Союз армянского религиозного братства», католики и др.


Закон Нагорно-Карабахской Республики «О свободе совести и религиозных организациях» и Конституция НКР предоставляют всем гражданам право на свободу мысли, совести и вероисповедания, однако республика практически продолжает оставаться в военном положении, и в условиях, когда враг находится на пороге дома, когда реалии требуют от людей готовности в случае необходимости отдать жизнь за родину, нацию, семью, вероучения многих из этих организаций прямо или косвенно призывают сложить оружие и отказаться от борьбы.


Заметим, что некоторые из религиозных организаций на начальном этапе предпочитали работать в Нагорном Карабахе нелегально, и их стремление развернуть здесь свою деятельность воспринималось как предательство, проявление космополитизма, антипатриотизма, попытка расколоть общество, сплотившееся перед общей опасностью. Исходя из вышеуказанного, действовавший в период войны (1992−1994 гг.) Государственный комитет обороны принял решение, однозначно запрещавшее деятельность незарегистрированных религиозных организаций, одновременно жестко регламентировавшее деятельность регистрированных организаций.


С окончанием масштабных военных действий в регионе имели место необратимые демократические процессы. Юридически признанные республики региона — Армения, Грузия и Азербайджан, вступая в Совет Европы, взяли на себя обязательства регистрировать в соответствующих структурах религиозные организации, позиции которых отличаются от ортодоксальных. В данном контексте государства обязались проявлять толерантность к ним и, в частности, ввести институт альтернативной гражданской службы для тех верующих, которые принципиально не желают служить в армии, исходя из религиозных соображений.


Новый закон НКР о религиях, базирующийся на аналогичном законе соседней Армении, был подписан президентом республики 24 декабря 2008 года и вступил в силу 9 января 2009 года. Главные ограничения данного закона — это полный запрет религиозной деятельности без государственной регистрации; контроль государства над религиозной литературой; требование наличия 100 взрослых членов для регистрации религиозной организации; монополия Армянской апостольской церкви на проповедь и распространение своей веры, тогда как другие религиозные организации должны ограничить свою проповедь в «общине их собственных верующих».


Несмотря на то, что с годами основная масса населения Нагорного Карабаха привыкает к существованию на территории республики совершенно незнакомых ранее религиозных организаций, отношение к ним в целом продолжает оставаться сложным и неоднозначным. Власти и общество относятся к ним с определённым недоверием, и в первую очередь потому, что последователи этих религий отказываются принимать присягу, брать в руки оружие и служить в армии. За отказ проходить обязательную срочную службу в армии несколько последователей этих организаций были осуждены. В этой связи правозащитниками был поднят вопрос о введении в республике альтернативной военной службы на основании вероисповедания. Однако данная инициатива не прошла, что главным образом обусловлено практически продолжающейся войной с Азербайджаном. Многие считают, что пока рано вводить в Нагорном Карабахе альтернативную службу, ибо в условиях скромных людских ресурсов и постоянной угрозы войны это нецелесообразно и опасно.


Руководитель отдела национальных меньшинств и религии аппарата правительства НКР Ашот Саргсян уверен, что подобные организации и секты представляют конкретную опасность для молодой государственности НКР, для народа и его веры. По его словам, в Республике Армения и Нагорно-Карабахской Республике зарегистрировано 70 религиозных организаций, кроме того, без регистрации (главным образом в Армении) действует более 200 религиозных групп, подавляющее большинство которых составляют сектанты, получающие духовно-идеологическое, материально-финансовое и другое содействие из-за рубежа.


«Все они без исключения помимо духовной деятельности занимаются экономической, финансовой и другой деятельностью, а некоторые спонсируются со стороны той или иной политической силы. На сегодня в Республике Армения насчитывается 350 тысяч верующих вне Армянской апостольской церкви, что больше 10% общей численности населения», — отметил Ашот Саркисян.


По словам госчиновника, борьба с ними должна стать общенациональной задачей.


Проблемы религиозных меньшинств обсуждаются в Нагорном Карабахе на различных уровнях. В частности, карабахская неправительственная правозащитная организация «Центр гражданских инициатив» провела в Степанакерте круглый стол по теме: «Религиозные меньшинства и отношение современного карабахского общества к ним», в работе которого приняли участие представители властей и общественности республики, правозащитники, эксперты, руководители различных религиозных организаций, журналисты и др. Были обсуждены существующие в данной сфере проблемы и пути их решения. Организаторы мероприятия выступили с призывом относиться к религиозным меньшинствам более толерантно и решать вопросы на основе взаимного доверия.


Социолог Давид Карабекян считает, что правительство НКР не притесняет представителей религиозных меньшинств. Одновременно он выступает за особый статус Армянской апостольской церкви. «Церковь для армян — нечто большее, чем просто духовный институт, поэтому Армянская апостольская церковь должна иметь особый статус, а не приравниваться к другим религиям».


Сам Паргев Србазан причисляет представителей неортодоксальных религий и сект к «духовным детям Арцаха» и, руководствуясь словами святого Саака Партева о том, что «хворую овцу не оставляют на съедение волкам», призывает общими усилиями помочь им встать на верный путь.

 

«С духовной точки зрения все карабахцы являются моими чадами. Моё отношение к ним, ко всем без исключения — отцовское, попечительское. Известно, что именно глава семьи должен призывать к миру и согласию», — говорит архиепископ Мартиросян. Србазан считает, что независимо от статуса человека, мирянин он или нет, верующий или нет, все вовлечены в общественную жизнь, все являются гражданами своей страны, все несут ответственность за судьбу народа и страны.


Духовный предводитель Арцаха с оптимизмом смотрит в будущее: «Как бы ни была сурова к нам судьба, мы готовы принять все её удары, зная, что с нами Армения и весь христианский мир».


И именно вера в будущее и поддержка единоверцев помогают Арцаху жить, бороться, созидать и побеждать.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх