Лента новостей

02:48
Израиль потерял возможность нанесения удара по ядерным объектам Ирана
02:46
Главнокомандующий ВСУ заявил, что ситуация на линии фронта значительно ухудшилась
00:04
Казаки. Начало истории
22:58
Боррель объяснил Зеленскому, почему США и Британия не могут сбивать ракеты над Украиной, как над Израилем
22:53
Важная помощь бойцам, наступающим у Работино и Угледара, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
22:23
Из боевиков «Правого сектора», сбежавших из Часового Яра, сформируют отдельную штурмовую воинскую часть
22:22
Израиль решил нанести «как можно скорее» удар по Ирану
22:16
Боевые женщины Зеленского: все украинки пойдут в расход
22:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 16 апреля, вечер
21:09
Боевой робот «Отряда самоубийц» эвакуирует наших на Кураховской трассе (ВИДЕО)
20:39
Токаев предостерег казахов от ущемления русского языка, намекнув на Украину
20:05
Желание Санду одновременно провести президентские выборы и референдум о евроинтеграции вызвало недоумение у оппозиции
20:04
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 апреля
20:03
Питерские полицейские избили нацбола и участника СВО у него в квартире. Какой мотив у них был?
20:02
Апты Алаудинов назначен замначальника ГУ по военно-политической работе Минобороны РФ
19:28
9 лет со дня убийства Олеся Бузины. На Украине за правду убивают, за ложь вознаграждают
19:19
Степашин: Меркель общалась с Путиным на русском языке
18:59
Франция столетиями ходит в Россию за позором
18:52
В Харькове масштабные перебои со светом
18:47
«На нас идёт!» — 255-й полк отразил налёт «бездушных птиц» врага под Марьинкой (ВИДЕО)
18:17
Защита главы СБУ Малюка в Москве обжаловала его заочный арест. СБУ называет фейком
18:16
Связь исполнителей теракта в «Крокусе» с Украиной доказана — Патрушев
18:08
Президент Ирана рассказал Путину про удары по Израилю
18:07
Умер предлагавший сделать виселицу из Арки дружбы народов украинский писатель Капранов
17:39
Ставший целью теракта в Запорожской области депутат Антон Якименко выжил
17:21
Арбитраж постановил взыскать с КМЗ почти 76 млн рублей за срыв поставки пожарных катеров
17:04
На Анастасию Ивлееву составлен протокол за дискредитацию ВС РФ
17:03
Шария пытались убить по заказу Украины
17:02
Зеленский подписал законопроект об ужесточении мобилизации на Украине
17:01
Шольц призвал Си Цзиньпина принудить Россию завершить конфликт на Украине
16:55
О долге Китая и его «теневых» биржах
16:52
Санду назвала возможную дату референдума о вступлении Молдавии в ЕС
16:50
Путин подписал указ о компенсационных выплатах контрактникам Росгвардии
16:31
Китай выступил за равноправную мирную конференцию по Украине
16:23
Власти Франции намерены пригласить Россию на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
16:22
Огонь летних Олимпийских игр — 2024 зажгли в Древней Олимпии
16:12
Сальдо: в Херсоне украинские военные и наемники маскируются под мирных жителей
16:03
Британский флот перестал проверять, умеют ли новобранцы плавать
15:46
«Поматросили и бросили». Эксперты высказались о поддержке США Израиля и Украины
15:36
Украинские террористы подорвали депутата в Запорожской области
15:21
Киев оттягивает неизбежное
15:20
Украина не Израиль
15:15
Зеленский воспользовался иранским ударом для обращения к США
15:07
Фицо поддержал вступление Украины в Евросоюз, но против присоединения к НАТО
15:01
Почему Франция настроена против Израиля?
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Почему еще один судостроительный подряд «уплыл» из России в Турцию

Почему еще один судостроительный подряд «уплыл» из России в Турцию



Весной этого года ФГУП «Росморпорт» объявил тендер на строительство нового линейного дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Также было объявлено, что по Северному морскому пути (СМП) у нас будут ходить только суда отечественной постройки. И вот несколько дней назад стало известно, что заказ на этот ледокол ушел в Турцию вслед за двумя плавучими доками для новейших российских атомных ледоколов. Что вообще происходит с нашей судостроительной отраслью, и насколько оправдано размещение подряда в стране-члене НАТО, давайте разбираться.


Сперва необходимо сказать несколько слов про сам «ледокол раздора». Дизель-электрические ледоколы проекта 21900 и 21900М – это двухпалубные суда неограниченного района плавания мощностью 18МВт, оснащенные вертолетной площадкой, обеспечивающие продвижение во льдах толщиной до 1,5 метра, буксировку судов и других плавучих сооружений, оказание помощи и проведение аварийно-спасательных работ, исследование морского дна, прокладку трубопроводов, ликвидацию розлива нефти, выполнение функции пожарного судна и иных специальных задач. На основе этих двух проектов разработана версия 21900М2, относящаяся к ледовому классу Icebreaker7, о которой и идет речь. Очень полезная в народном хозяйстве вещь, особенно в условиях Севморпути. Но почему же за строительство ледокола российского проекта отказались браться отечественные верфи?

Среди претендентов на участие в тендере были финская Helsinki Shipyard Oy, гамбургская Pella Sietas и приморская «Звезда», но достался заказ турецкой Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. Собственно говоря, она одна явилась на «конкурс» и его закономерно выиграла, получив контракт на 13,3 миллиарда бюджетных рублей. Сообщается, что туркам было отдано предпочтение, поскольку все российские верфи начинали разговор от стоимости в 15-16 миллиардов рублей. И это уже не первый случай. Напомним, что не так давно мы подробно рассказывали о заказе на строительство двух плавучих доков для атомных ледоколов, также уплывший в Турцию, которая запросила в полтора раза меньше, чем отечественные судостроители. Почему же в нашей стране строительство судов стало таким дорогим удовольствием?

Проблема, как обычно, носит системный характер. После распада СССР вся отрасль из-за недофинансирования и местами откровенного вредительства пришла в упадок, многие важнейшие предприятия остались в других странах, в частности, на Украине. Заметное восстановление судостроения, военного и гражданского, началось в последнее десятилетие, но оно сталкивается с массой трудностей. Это и проблемы с силовыми установками, и зависимость от импортного оборудования, которое приходится использовать из-за того, что отечественных аналогов уже не имеется. Верфи переполнены заказами, а культура и общая эффективность производства на них ниже, чем в Южной Корее, Китае или Японии. Мешают импортозамещению введенные западные санкции, а тут еще и цены на металл резко поднялись.
Да, строить новый корабль в России – это дорого и долго. В связи с этим возможны несколько вариантов решения этой насущной проблемы.

Аутсорсинг


Да, можно размещать заказы на зарубежных верфях. На самом деле, это абсолютно нормальная мировая практика, не брезговал этим в свое время даже могучий СССР. Подробно мы касались этой темы, рассуждая о том, что ускорить судостроительную программу для ВМФ РФ можно было бы, передав часть работ на китайские верфи, естественно, под чутким надзором Минобороны РФ. У широкой общественности подобные соображения не вызвали особого энтузиазма, но, судя по ситуации с ледоколами и плавдоками для них, проблема стоимости и сроков для заказчика в лице государства носит критический характер.

Резюмируем: в условиях перегруженности отечественных верфей нет ничего постыдного в том, чтобы передать часть заказов иностранному подрядчику. Однако есть один важный нюанс. Исполнитель должен быть максимально надежным и нейтральным по отношению к России. Например, Южная Корея, Китай, Финляндия, на худой конец. Но почему Турция? С каких пор эта страна, являющаяся членом НАТО и ведущая с нами сразу несколько «прокси»-войн, вдруг стала оптимальным выбором? Не устали в Кремле от «ударов в спину»? Не сделано что ли никаких выводов из ситуации с «Мистралями»? Да и зачем отдавать туркам готовый проект прекрасного многоцелевого ледокола? Разве не рвется Североатлантический альянс на наш Севморпуть? Зачем упрощать ему задачу?

Реиндустриализация


Есть и иной путь, которым можно идти даже параллельно с размещением заказов за рубежом. Одной из проблем отечественного судостроения является то, что строительство по-настоящему больших кораблей ему сегодня не по силам. Знаменитая при СССР верфь с огромными стапелями и докам осталась в украинском Николаеве. Собственно говоря, это и считается одной из основных причин, почему России якобы не нужны авианосцы, ибо строить их негде. «Севмаш» и «Залив» забиты заказами на годы вперед. Да, открытие в Приморье суперверфи «Звезда» стало большим шагом вперед, но она тоже вся законтрактована под гигантские танкеры. Приходится решать, или то строить, или это. Но это не совсем верный подход.

Давайте посмотрим на Турцию, куда начали перетекать наши заказы. Упомянутая верфь Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. была создана в 2005 году в маленьком прибрежном городке Ялове с населением в 40 тысяч человек. До того как туда пришли промышленники, основным видом деятельности в Ялове была добыча полезных ископаемых. Такой вырисовывается типичный российский моногород с поправкой на турецкие условия. Но в середине «нулевых» там основали верфь площадью в 140 тысяч квадратных метров, которая способна строить и ремонтировать суда водоизмещением до 120 тысяч тонн, огромные пассажирские и автомобильные паромы, гигантские океанские суда. В производстве напрямую задействовано 4 тысячи человек, то есть, условно говоря, каждый десятый, а сколько еще опосредованно?

Разве это не тот самый рецепт, что подойдет и нашей стране? Почему не вложиться в строительство новой, еще одной суперверфи, способной строить хоть танкеры, хоть паромы, хоть плавдоки, хоть авианосцы? Это не только ускорит темпы реализации судостроительных программ, военных и гражданских, увеличит налогооблагаемую базу, но и создаст тысячи высококвалифицированных рабочих мест, давным-давно нам обещанных.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх