Лента новостей

15:52
Режим ЧП в Йемене: Южный переходный совет поддержал митингующих
15:48
Высадка российского десанта на учениях «Запад-2021» испугала польского журналиста Михалика
15:46
Потеря брюк во время дебатов не помешала Жириновскому завершить свое выступление
15:44
Страны Европы оскорбили США нежеланием проводить разведку у Калининградской области
15:36
Китай вступает в войну с либеральным мировым порядком
15:26
Как советские мастера-противотанкисты с первого выстрела ломали немецкую Пантеру? СЕКРЕТНОЕ МЕСТО показал смотритель танка (2021)
15:16
Daily Express рассказал о двух козырях Путина против НАТО
15:14
США построят на юге Австралии новые военные базы
15:12
Sina: новая противоракета России нанесла удар по самолюбию США
15:08
Путин указал на необходимость сотрудничества с временным Правительством Афганистана
15:06
Глава ЦИК Памфилова уверена в появлении множества провокаторов на выборах в Госдуму
15:04
Глава Чечни проголосовал на выборах в Госдуму
14:51
Лицемерие Запада: очередной призыв отозвать признание РА и РЮО
14:50
Неприкасаемые в Фейсбуке, инфляция в США и первородный грех расизма
14:44
Слухи о могуществе Пугачёвой преувеличены?
14:40
"Сармат": «Довод» в 200 тонн — не отразить !
14:26
Церемония закрытия российско-белорусских учений Запад-2021 прошла в Белоруссии
14:22
Авиабилеты на внутренние рейсы могут подорожать в Казахстане
14:18
Мажилисмен о кибербуллинге: 105 фактов суицида среди детей с начала года зафиксировано в РК
14:14
Глава ЦБ допускает повышение ставки до конца года - рубль замедлил рост
14:06
Запад во главе с США принимает серию мер против России, но получает неожиданный ответ: Россия готова к диалогу хоть завтра (The Paper, Китай)
14:02
Алексей Миллер назвал Газпром самой экологичной нефтегазовой компанией в мире
14:00
Глава Газпрома Миллер допустил, что европейские цены на газ могут побить новые рекорды
13:58
Замглавы Минфина назвал решение прекратить публикацию доклада Doing Business вопиющей
13:56
ЦБ: официальный курс евро на выходные и понедельник вырос на десять копеек, до 85,46 рубля
13:52
Путин поддержал созыв донорской конференции в рамках ООН
13:50
Путин: на фоне Афганистана обеспечение стабильности на Евразии особенно актуально
13:48
Путин рассказал о работе по механизму расширенной тройки по Афганистану
13:46
Путин заявил о необходимости работы с США для поэтапной разморозки средств Афганистана
13:38
Левый разворот: Что, если коммунисты победят на выборах в Госдуму?
13:30
Телемост КБГУ – БрГУ
13:29
КБГУ принял участие в III Генеральной Ассамблее Ассоциации высших учебных заведений Российской Федерации и Японии
13:26
Германия ищет свое правительство
13:22
Набиуллина рассказала о своих брошках и тайных знаках
13:20
Петр Бирюков: В ТиНАО начали реконструкцию десятого очистного сооружения
13:16
Историки напомнили о польском происхождении слова «Украина»
13:14
Отказ Австралии покупать французские подлодки породил резкие обсуждения в Сети
13:12
Московский штаб по наблюдению за выборами перешел в круглосуточный режим работы
13:02
Удержаться под ударом
12:54
Явка на дистанционное голосование в шести регионах России превысила 30%
12:52
Open Democracy: европейский дипломат оценил перспективы отношений Украины с Западом и РФ
12:50
Президент России Владимир Путин отдаст голос на выборах в онлайн-режиме
12:44
Обострение на севере Сирии: турецкая армия и протурецкие боевики атакуют правительственные войска
12:42
Истребители МиГ-29 Хафтара отразили вторжение боевиков в Ливию
12:35
Теневой бизнес югоосетинских чиновников
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Почему еще один судостроительный подряд «уплыл» из России в Турцию

Почему еще один судостроительный подряд «уплыл» из России в Турцию



Весной этого года ФГУП «Росморпорт» объявил тендер на строительство нового линейного дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Также было объявлено, что по Северному морскому пути (СМП) у нас будут ходить только суда отечественной постройки. И вот несколько дней назад стало известно, что заказ на этот ледокол ушел в Турцию вслед за двумя плавучими доками для новейших российских атомных ледоколов. Что вообще происходит с нашей судостроительной отраслью, и насколько оправдано размещение подряда в стране-члене НАТО, давайте разбираться.


Сперва необходимо сказать несколько слов про сам «ледокол раздора». Дизель-электрические ледоколы проекта 21900 и 21900М – это двухпалубные суда неограниченного района плавания мощностью 18МВт, оснащенные вертолетной площадкой, обеспечивающие продвижение во льдах толщиной до 1,5 метра, буксировку судов и других плавучих сооружений, оказание помощи и проведение аварийно-спасательных работ, исследование морского дна, прокладку трубопроводов, ликвидацию розлива нефти, выполнение функции пожарного судна и иных специальных задач. На основе этих двух проектов разработана версия 21900М2, относящаяся к ледовому классу Icebreaker7, о которой и идет речь. Очень полезная в народном хозяйстве вещь, особенно в условиях Севморпути. Но почему же за строительство ледокола российского проекта отказались браться отечественные верфи?

Среди претендентов на участие в тендере были финская Helsinki Shipyard Oy, гамбургская Pella Sietas и приморская «Звезда», но достался заказ турецкой Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. Собственно говоря, она одна явилась на «конкурс» и его закономерно выиграла, получив контракт на 13,3 миллиарда бюджетных рублей. Сообщается, что туркам было отдано предпочтение, поскольку все российские верфи начинали разговор от стоимости в 15-16 миллиардов рублей. И это уже не первый случай. Напомним, что не так давно мы подробно рассказывали о заказе на строительство двух плавучих доков для атомных ледоколов, также уплывший в Турцию, которая запросила в полтора раза меньше, чем отечественные судостроители. Почему же в нашей стране строительство судов стало таким дорогим удовольствием?

Проблема, как обычно, носит системный характер. После распада СССР вся отрасль из-за недофинансирования и местами откровенного вредительства пришла в упадок, многие важнейшие предприятия остались в других странах, в частности, на Украине. Заметное восстановление судостроения, военного и гражданского, началось в последнее десятилетие, но оно сталкивается с массой трудностей. Это и проблемы с силовыми установками, и зависимость от импортного оборудования, которое приходится использовать из-за того, что отечественных аналогов уже не имеется. Верфи переполнены заказами, а культура и общая эффективность производства на них ниже, чем в Южной Корее, Китае или Японии. Мешают импортозамещению введенные западные санкции, а тут еще и цены на металл резко поднялись.
Да, строить новый корабль в России – это дорого и долго. В связи с этим возможны несколько вариантов решения этой насущной проблемы.

Аутсорсинг


Да, можно размещать заказы на зарубежных верфях. На самом деле, это абсолютно нормальная мировая практика, не брезговал этим в свое время даже могучий СССР. Подробно мы касались этой темы, рассуждая о том, что ускорить судостроительную программу для ВМФ РФ можно было бы, передав часть работ на китайские верфи, естественно, под чутким надзором Минобороны РФ. У широкой общественности подобные соображения не вызвали особого энтузиазма, но, судя по ситуации с ледоколами и плавдоками для них, проблема стоимости и сроков для заказчика в лице государства носит критический характер.

Резюмируем: в условиях перегруженности отечественных верфей нет ничего постыдного в том, чтобы передать часть заказов иностранному подрядчику. Однако есть один важный нюанс. Исполнитель должен быть максимально надежным и нейтральным по отношению к России. Например, Южная Корея, Китай, Финляндия, на худой конец. Но почему Турция? С каких пор эта страна, являющаяся членом НАТО и ведущая с нами сразу несколько «прокси»-войн, вдруг стала оптимальным выбором? Не устали в Кремле от «ударов в спину»? Не сделано что ли никаких выводов из ситуации с «Мистралями»? Да и зачем отдавать туркам готовый проект прекрасного многоцелевого ледокола? Разве не рвется Североатлантический альянс на наш Севморпуть? Зачем упрощать ему задачу?

Реиндустриализация


Есть и иной путь, которым можно идти даже параллельно с размещением заказов за рубежом. Одной из проблем отечественного судостроения является то, что строительство по-настоящему больших кораблей ему сегодня не по силам. Знаменитая при СССР верфь с огромными стапелями и докам осталась в украинском Николаеве. Собственно говоря, это и считается одной из основных причин, почему России якобы не нужны авианосцы, ибо строить их негде. «Севмаш» и «Залив» забиты заказами на годы вперед. Да, открытие в Приморье суперверфи «Звезда» стало большим шагом вперед, но она тоже вся законтрактована под гигантские танкеры. Приходится решать, или то строить, или это. Но это не совсем верный подход.

Давайте посмотрим на Турцию, куда начали перетекать наши заказы. Упомянутая верфь Sefine Denizdzhilik Tersane Dahilik Turizm Sanayi ve Ticaret A.Ş. была создана в 2005 году в маленьком прибрежном городке Ялове с населением в 40 тысяч человек. До того как туда пришли промышленники, основным видом деятельности в Ялове была добыча полезных ископаемых. Такой вырисовывается типичный российский моногород с поправкой на турецкие условия. Но в середине «нулевых» там основали верфь площадью в 140 тысяч квадратных метров, которая способна строить и ремонтировать суда водоизмещением до 120 тысяч тонн, огромные пассажирские и автомобильные паромы, гигантские океанские суда. В производстве напрямую задействовано 4 тысячи человек, то есть, условно говоря, каждый десятый, а сколько еще опосредованно?

Разве это не тот самый рецепт, что подойдет и нашей стране? Почему не вложиться в строительство новой, еще одной суперверфи, способной строить хоть танкеры, хоть паромы, хоть плавдоки, хоть авианосцы? Это не только ускорит темпы реализации судостроительных программ, военных и гражданских, увеличит налогооблагаемую базу, но и создаст тысячи высококвалифицированных рабочих мест, давным-давно нам обещанных.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх