Лента новостей

00:00
Этот день в истории - 24 Октября
22:46
Expressen: Лавров посмеялся, а шведам не смешно
22:39
Минобороны России получило очередной полковой комплект С-400
22:35
Украине нельзя шутить с МВФ
22:31
На вооружение российской военной базы в Армении поступили новые комплексы техразведки «Радиолампа»
20:39
Nasz Dziennik: Гонка вооружений продолжается
20:30
Россия-Казахстан: 25 лет партнерства и подводных камней
20:24
Haber7: Путин: страшнее атомной бомбы!
20:08
ЦБ с косой: почему банковская система возвращается в СССР
20:08
Украина готовится вновь признать российский газ
20:07
Господство в небе: Россию прикроет Прометей
20:06
Почему ЧВК «Вагнера» и сирийская оппозиция делают принципиально разные вещи
20:06
Запасы угля на Украине подошли к концу
20:03
«Хозяин Закарпатья» призвал поменять Вашингтон на Москву
19:29
Panorama.am: Нельзя одновременно стрелять и вести переговоры
17:52
9 месяцев Трампа: Америка родила слабака с гранатой
17:46
В Сирии погиб один из бойцов российской частной военной компании «Вагнера»
17:40
Когда рухнет Керченский мост
14:29
Когда народ прозреет – Порошенко ждет виселица
14:27
Самые коррумпированные президенты Америки
14:26
На Хмельницкой АЭС из-за ошибки персонала сработала система безопасности
14:25
Прогнозы из Киева: За Порошенко придут 500 АТОшников, а Аваков «вынесет» Саакашвили
14:24
«Газпром» увел Европу от деспотичной Америки
14:22
Трусливая попытка немецких властей решить проблему мигрантов: переложить ответственность на общественных попечителей
14:21
Нардеп Андрей Билецкий: социальный взрыв в Украине неизбежен
14:21
Чья автономия: Киев всерьез собрался решить судьбу крымских татар
14:16
Путинский садизм в отношении Украины.
14:01
Подлодка «Краснодар» как феномен новых российских подводных сил
13:59
Эдуард Лимонов: До Порошенки дошла серьёзность его положения
13:56
На «майдане реформ» в Киеве произошли потасовки между протестующими и полицией
13:55
Заметки о толерантности: почему отныне «беременных женщин» быть не должно?
13:54
Выпущена новая модификация процессора «Эльбрус-8»
13:28
Проект «Америка»
11:43
Польшу заставят сдерживать российские «Искандеры»
11:41
Makkah: Россия до и после визита
11:34
«Изделие 4202» становится настоящим кошмаром для Америки
11:28
The Washington Times: Гнев Путина вызван шагами Обамы
11:21
Этот день в истории - 23 Октября
10:00
Новая Эпоха России
09:56
Морских и воздушных убийц объединили: Су-35 вооружили X-35
09:55
Почему Порошенко обречен
09:54
Российские военные получат истребитель квадрокоптеров
09:44
Израиль решил высылать украинцев в ускоренном порядке
09:43
Спасти рядового производителя: в Европарламенте предложили создать кризисный резерв из-за российских контрсанкций
09:42
Войны не будет
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


» » БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорогПочти тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым в нашей стране мобильным средством запуска межконтинентальных баллистических ракет с суши и единственным в мире комплексом, размещенным на поезде. О причинах создания БЖРК, истории его службы и перспективах возрождения — в материале «Защищать Россию».

 

Уйти  из-под удара

С появлением межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования перед военными встала новая задача — как сделать их неуязвимыми перед ударами потенциального противника? Напомним, в  60–80-х годах прошлого века сухопутная составляющая ядерных триад СССР и США были представлены только МБР шахтного базирования. Со временем точные координаты пусковых позиций стали известны и оказались под прицелом ядерного оружия друг друга.

Если брать советские Ракетные войска стратегического назначения, то их усилия по повышению мобильности подразделений в тот период сводились к скрытому перемещению ракет с одной позиции на другую. Для этого, в частности, использовались  вертолеты-гиганты КБ Миля: «супертяжеловоз»  Ми-6 и «летающий кран»  Ми-10. Также ракеты перевозились с места на место в специальных контейнерах, замаскированных под железнодорожные цистерны.

Отметим, что все эти ракеты были жидкостными (в них использовалось высокотоксичное топливо гептил) и транспортировались исключительно в «разряженном» состоянии. Дальнейшая их заправка и приведение в боевое состояние совершались непосредственно на пусковой позиции в шахте.

 
Твердая основа

С появлением баллистических ракет на твердом топливе ракетчики по обе стороны Атлантики задумались об их мобильной боеготовности. О грунтовых подвижных комплексах речи тогда не шло — слишком большими и тяжелыми были первые твердотопливные МБР. А вот поезд считался вполне пригодной платформой для транспортировки и, в случае необходимости, запуска ядерных ракет.

Первый прототип «поезда смерти», вооруженный ракетами «Минитмен», появился в США в самом начале  1960-х, однако он оказался чересчур дорогим в производстве и эксплуатации. Американцы были уверены, что советские ядерные ракеты не обладали высокой точностью попадания, и решили, что дешевле и эффективней разместить «Минитмены» в шахтах.

В Советском Союзе к идее железнодорожного ракетного комплекса отнеслись более серьезно. 13 января 1969 года был подписан приказ о создании БЖРК с межконтинентальной ракетой  РТ-23. Уже в феврале 1983 года первый такой комплекс был принят в опытную эксплуатацию, в 1987 году на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный БЖРК, а к 1991 году было развернуто три дивизии «ракетных поездов».

Поезд №0

К неоспоримым достоинствам БЖРК можно отнести их высокую мобильность — в сутки они могли преодолевать до 1000 километров по всей железнодорожной сети страны, в то время как подвижные грунтовые ракетные комплексы перемещаются лишь в ограниченном позиционном районе. За счет этого ракетные поезда становились практически неуязвимы для поражения противником.

Проведенный в 1991 году эксперимент «Сдвиг», в ходе которого в километре от БЖРК подорвали 1000 тонн тротила, показал, что даже в условиях ракетно-ядерного нападения этот комплекс способен произвести пуск — ударная волна не смогла повредить пусковую установку с ракетой и радиоэлектронную аппаратуру комплекса.

Правда, БЖРК обладал и рядом недостатков.  Во-первых,  из-за необычной конфигурации состава (три тепловоза, а также пассажирские и грузовые вагоны вперемежку) невозможно было полностью замаскировать этот поезд под обычный. К тому же гигантский вес БЖРК приводил к сильному износу железнодорожных путей. Как шутили сами ракетчики, на некоторых участках за проходом «поезда №0» (обозначение БЖРК в системе железнодорожного сообщения) следовал массовый выход путейцев, которые вколачивали обратно выскочившие из шпал костыли.

Рейс в вечность

В последние годы существования СССР и в первое десятилетие Российской Федерации железнодорожные подразделения РВСН на себе почувствовали неистовое желание политического руководства нашей страны понравиться Западу. Так, еще при Горбачеве, были установлены ограничения на передвижение этих поездов по стране, они должны были находиться только в пунктах постоянного базирования.

В 1993 году Россия и США заключили договор о сокращении стратегических наступательных вооружений  СНВ-2, согласно которому до 2003 года наша страна должна была уничтожить все МБР  РТ-23. Несмотря на то, что в 2002 году РФ вышла из договора, все БЖРК были уничтожены. Уцелели только два комплекса: после приведения в небоевое состояние они стали экспонатами  Санкт-Петербургскогомузея железнодорожной техники и Технического музея «АвтоВАЗа» в Тольятти.

Ядерный ветер

В середине  2000-х командование Ракетных войск стратегического назначения заявляло, что на замену БЖРК будут поставлены на боевое дежурство новые подвижные грунтовые ракетные комплексы  «Тополь-М». Однако уже в 2011 году было заявлено о возможном появлении в будущем БЖРК нового поколения. Двумя годами позже замминистра обороны объявил, что Московский институт теплотехники, разработавший МБР сухопутного базирования «Тополь» и «Ярс», а также морскую «Булаву», приступил к разработке нового железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин». К середине 2016 года планируется завершить разработку конструкторской документации для нового БЖРК.

Как ожидается, один состав железнодорожного комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном комплекте «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В РВСН надеются, что новый комплекс поступит на вооружение уже в 2019 году.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх