Принятые президентом Путиным поправки существенным образом не повлияют на структуру и объемы продаж шампанских и игристых вин на территории России, рассказал ФБА «Экономика сегодня» директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максим Черниговский.
Глава Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, уточняющий определения и требования для винодельческой продукции. Прежде всего речь идет о замене формулировки «игристое вино (шампанское)» на категорию «игристое вино, включая российское шампанское».
Шампанское или игристое вино
Теперь классификация вин защищенного географического наименования / защищенного наименования места происхождения организовывается на основании национальной системы защиты винодельческой продукции только для российских вин. В связи с этим определение «шампанское» в России разрешается использовать только в отношении напитков, произведенных на территории страны.
«Принятые 02.07.2021 поправки к 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» существенным образом не повлияют на структуру и объемы продаж шампанских и игристых вин на территории РФ.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, носит анекдотичный характер, с другой стороны, каждый закон в РФ проходит оценку регулирующего воздействия, и импортеры заранее могли инициировать обсуждения данной законодательной коллизии, а не ждать официальных изменений в российском законодательстве», – прокомментировал поправки эксперт Максим Черниговский.
В прошлом году в Российской Федерации произошло знаменательное для отрасли событие – начал действовать закон №468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии», к которому российские виноделы шли тридцать лет.
Документ регламентирует несколько важных параметров в производстве винодельческой продукции и, по словам собеседника ФБА «Экономика сегодня», направлен на защиту и поддержку отечественных виноделов, поскольку в рамках данного закона российским вином может считаться только продукция, произведенная на территории нашей страны, на основе отечественного винодельческого сырья.
«Однако некоторые положения закона №468-ФЗ противоречат базовому для алкогольного рынка закону №171-ФЗ. В связи с этим в течение последнего года в 171-ФЗ вносятся различные изменения, направленные на устранение выявленных расхождений с законом «О виноградарстве и виноделии».
Подписанные вчера президентом РФ изменения как раз призваны ликвидировать целый ряд законодательных несоответствий на российском алкогольном рынке», – пояснил эксперт.
Франция отреагировала болезненно
Поправки в российском законе вызвали скорую реакцию дистрибуционного подразделения производителя премиальных алкогольных напитков Moet Hennessy, которое, пишет РБК со ссылкой на полученные материалы, направило письмо российским партнерам с предупреждением о временной приостановке отгрузки продукции из ассортимента шампанских вин. Французские виноделы убеждены, что изменения «обязывают производителей из региона Шампань переименовать продукцию в «игристое вино»».
Такое требование вынуждает Moet Hennessy отказаться от пересертификации для изменения категории и маркировки товара для российского рынка. Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович решение французских коллег назвал «шантажом без каких-либо доказательств».
Законодательная база, касающаяся винодельческого рынка в России, подчеркивает Максим Черниговский, очень юная, поэтому различные коллизии возникают часто.
«Российскому закону о виноградарстве и виноделии исполнился всего один год, я не сомневаюсь, что французским коллегам из Moet Hennessy в самое ближайшее время будет предоставлена законодательная возможность поставлять в РФ свою продукцию в качестве шампанского», – резюмировал он.
На сегодняшний день в России очень большая доля импорта дорогих игристых и шампанских вин: всего в Российскую Федерацию ввозится около 50 миллионов литров. Из них 13 процентов – шампанское из Франции. При этом продукция Moet Hennessy занимает лишь два процента, или 600 тысяч литров, потребителями которых являются около миллиона человек. В денежном эквиваленте данные показатели измеряются 20 млн долларов США.
Александра Мельник
Подпишись: