Именно этот клин позволял пускать под откос эшелоны целиком, как это многие видели в хронике.
В
одном из партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны воевал
Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе - известный партизанский изобретатель. До
войны он работал на железной дороге и получил образование инженера. С
1939 года лейтенант Шавгулидзе служил в железнодорожных войсках, а в
начале войны воевал на территории Украины, где был ранен и попал в плен.
Летом
1942 года Шавгулидзе бежал из плена и вступил в партизанский отряд в
районе Минска. За годы войны партизаны пустили под откос более 11 тысяч
немецких эшелонов, при этом они довольно часто испытывали трудности с
наличием достаточного количества взрывчатки для подрыва рельсов, поэтому
зимой 1942 года Шавгулидзе изобрел и изготовил первый экземпляр
специального устройства, с помощью которого можно было пускать поезда
под откос без взрывчатки.
Эта штука получила название "Клин Шавгулидзе" - это клин
весом 20-25 килограмм и представляет собой металлическую плашку,
закрепляемую на болтах к рельсе, которая обеспечивала гарантированный
сход состава.
Уникальность клина заключалась в том, что
подрыв рельсов под паровозом нередко повреждал пневмосистему тормозов
поезда и состав сразу тормозился - в кювет улетал только паровоз. С
клином в откос улетал весь эшелон целиком. Далее в видео о применении
клина и его послевоенное использование.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Подпишись: