Лента новостей

03:43
Литва возобновила закупки российского зерна
02:04
Конфликт на Украине: фронт трещит под напором русских
01:50
«Задача не имеет решения»: мобилизация на Украине в зеркале западных СМИ
00:53
Кто отправится умирать на Украину? Плакат молодых коммунистов из Лилля вызвал возмущение
00:21
Десять бытовых нюансов в украинском тылу
23:00
«Россия – единственная из сторон пыталась предотвратить конфликт»
22:42
Кремень напомнил, что с 17 июля русский язык должен полностью исчезнуть из украинского телеэфира
22:11
Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем игровой ПК дешевле 30 000 рублей
22:07
Законопроект США о помощи Украине предполагает предоставление ей ракет ATACMS
21:33
Кейс снарядов из Чехии повторяет судьбу миллиона снарядов от ЕС
21:32
Спикер ВС ВСУ заявил, что Украине удалось приумножить свой авиационный парк
21:31
В МВФ предрекли подорожание доллара на Украине
21:03
Последнее китайское унижение Шольца
20:56
Джонсон назвал дату голосования за отдельный пакет помощи для Украины
20:49
Загадочно пропавший в 2018 году немецкий миллиардер найден в Москве с русской возлюбленной, — Daily Mail (ФОТО)
20:47
Бесславный вояж: парижане в рядах вермахта
20:45
В Финляндии сжигается огромное количество древесины, пригодной для использования в производстве
20:17
Столтенберг созывает заседание Совета «Украина-НАТО» по просьбе Зеленского
20:16
В МВФ обнародовали прогноз о численности населения Украины в ближайшие годы
20:11
Глава ВТБ призвал «убить» SWIFT в расчётах
20:07
Масалович: Дуров пытается пиариться на ФБР
19:40
Украина только что пересекла «ядерную красную линию Путина» — Newsweek об атаке БПЛА Мордовии
19:32
Правозащитник Ионов рассказал о возможной угрозе для российских иноагентов в Грузии
19:11
Пушечное мясо — импортное и местное
18:57
«Очередная русофобская база»: политолог Михайлов объяснил, во что превратится Молдавия после вступления в ЕС
18:55
Демографическая судьба Русского мира в XXI веке – какой будет наша страна через 100 лет
18:29
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 17 апреля
18:22
Украина: на Восточном фронте отнюдь не все спокойно
18:20
Столтенберг объявил о заседании совета Украина-НАТО
18:19
Столтенберг призвал страны НАТО помогать Украине в ущерб себе
17:52
В Крыму задерживают «операторов», снимавших атаку на Джанкой
17:51
Рейдеры ПЦУ захватили молельный дом в Ладыжине
17:50
Фон дер Ляйен назвала Россию, Иран и Северную Корею «лигой авторитарных государств», против которой надо сформировать «оборонный склад ума»
17:49
Дания вместо обещанных F-16 выделила новый пакет военной помощи Украине
17:48
Хакеры, глуша спутник, прорываются в украинский эфир, транслируя российские новости и Путина
17:40
Орбан отказался признать Украину суверенным государством
17:38
«Не надо так о людях»: Путин сделал замечание тюменскому губернатору Моору
17:12
Сара Вагенкнехт посоветовала украинской власти быстрее договариваться о мире, потому что будет ещё хуже
17:11
Песков объяснил, почему Россия не обнародует данные о собственных потерях в зоне СВО
17:10
Кулеба заявил о претензиях к Кэмерону после защиты Израиля Великобританией
16:51
За два года военные бюджеты стран Европы выросли на 20%
16:34
Мы не собираемся вступать в прямой вооруженный конфликт с Россией — ответ спикера Госдепа США на претензии Киева
16:33
Associated Press сомневается в выделении Конгрессом США финансирования Украине
16:25
Швейцария отказалась помогать Западу в конфискации российских активов
16:24
Кулеба предрек разрушение экономики Украины без новых систем ПВО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Расширение Босфора

Расширение Босфора


Реджеп Тайип Эрдоган дал старт строительству канала «Стамбул», который пройдет параллельно Босфору. Как и обещал. И тут же раздались голоса туркопессимистов: дескать, теперь Султан наверняка запустит в Черное море американские авианосцы — в обход конвенции Монтре.




Однако не все так просто. Конвенция Монтре, ограничивающая действия Анкары по контролю над проливами, остается в силе. В документе стра́ны делятся на черноморские и «неприбрежные к Черному морю», доступ к проливам у них разный. Режим прохода делится на военное время и мирное, кроме того, Турция может быть стороной конфликта или нет.

Главный вопрос: когда появится канал «Стамбул», вольна ли будет Турция по своему усмотрению, без оглядки на международные нормы, пропускать по нему суда «неприбрежных» держав?

Вопрос на самом деле немного сложнее, чем кажется.



Дело в том, что в конвенции Монтре сказано однозначно: «упорядочить проход и судоходство в проливе Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре, обнимаемых общим определением "Проливы"». То есть судно, прошедшее Дарданеллы из Эгейского моря, подпадает под действие конвенции, вне зависимости от того, каким водным маршрутом оно войдет в Черное море, через «Стамбул» или Босфор.

Хорошо, а если Эрдоган построит еще и канал, обходящий Дарданеллы? Выкопать его даже легче, чем «Стамбул», — северо-восточнее Гелиболу есть немало подходящих мест.



Однако, как мы помним, частью «Проливов» является и Мраморное море. Так что еще один канал не поможет. Разве что он должен соединять напрямую Эгейское и Черное моря. Причем, чтобы в него влез авианосец, водная артерия должна быть очень широкой и глубокой.

То есть юридически «Стамбул» не внесет существенных изменений в конвенцию Монтре. Поэтому словам Эрдогана о том, что главная цель сооружения канала — разгрузить Босфор, а вовсе не обхитрить международное сообщество, можно верить. «К 2050 году через Босфор будет следовать 78 тыс. судов в год, тогда как безопасная пропускная способность пролива составляет 25 тыс. судов», — заявил турецкий лидер на церемонии начала работ. Он, кстати, напомнил, что в 1930-х годах (конвенция Монтре подписана в 1936-м) через Босфор ежегодно следовало в среднем 3 тыс. судов, а сегодня этот показатель достигает 45 тыс.

Скажу больше: проход через Босфор, Мраморное море и Дарданеллы для причерноморских государств носит не разрешительный, а уведомительный характер. Другими словами, нам все равно, как Турция решает свои инфраструктурные проблемы — строит каналы, перевозит суда по железной дороге или даже носит их на руках — а проливы должны быть открыты днем и ночью.

Для нечерноморских держав ограничителем, согласно конвенции, является тоннаж военных судов и продолжительность их нахождения в Черном море. А вовсе не способ их попадания в его акваторию.

Если же по каким-то причинам следующим турецким президентам придет все же в голову закрыть для наших военных судов проливы, то, как сказал один мой знакомый морской офицер, у России есть в запасе очень способ расширить Босфор самостоятельно на несколько километров. И в Анкаре прекрасно об этом знают. Поэтому вряд ли посмеют нам помешать пользоваться проливами.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх