Лента новостей

11:27
Экс-главу Каталонии и его соратников оставили без иммунитета
11:26
Елена Панина: Британцы придумали очередную страшилку для Европы
11:23
МИД Азербайджана вызвал временного поверенного в делах России из-за высказываний Жириновского
11:22
В НАТО рассказали о возможности удара по России в Черном море
11:19
Боевики попытались захватить тюрьму в Афганистане
11:18
«Газпром» сократил закачку газа в подземные хранилища Европы
11:17
Афганская армия уничтожила более 450 боевиков за прошедшие сутки
11:16
Стоимость нефти Brent опустилась ниже $75 за баррель
11:15
Польша заявила о готовности принять белорусскую спортсменку Тимановскую и обеспечить ей продолжение спортивной карьеры
11:12
Vivo запатентовала смартфон с выдвижной суперзум-камерой
11:11
Бюджетный смартфон Xiaomi Redmi 9C получит конфигурацию с расширенной памятью
11:10
Китайская CATL захватила почти треть рынка аккумуляторов для электромобилей
11:02
Саратовский избирком зарегистрировал Володина для участия в выборах в Госдуму
11:01
Постпред РФ в Вене: переговоры по ядерной сделке возобновят после инаугурации президента
10:59
Россия увеличила воинский контингент на учениях на границе с Афганистаном
10:58
Совместные учения миротворцев РФ и Узбекистана начались у границы с Афганистаном
10:57
Холдинг Технодинамика впервые представил новейшие парашютные системы на Дне ВДВ
10:55
Громкий провал американского авиапрома: Boeing-2707
10:51
Никто, кроме нас!
10:45
Ветеранам и инвалидам войны сокращают выплаты к 9 мая
10:44
В Конгрессе США решили возложить на Китай ответственность за COVID-19
10:43
Под Киевом националисты забросали дымовыми шашками комплекс, принадлежащий гражданину РФ
10:42
В Киеве придумали, какое условие «выставить» США за «Северный поток-2»
10:40
Проект «Обмен»: как работает глобальная сеть обмена контентом между оппозиционными СМИ
10:39
В Сирии отметили 76-ю годовщину основания национальной армии
10:38
В Донбассе прошло заседание СНБО, а Зеленский меняет силовиков
10:17
Работа.ру: самые высокие зарплаты в августе предлагают гендиректору, стоматологу и программисту
10:16
Состояние богатейших россиян за январь-июль 2021 года выросло на 39,4 миллиарда долларов
10:15
Газпром сократил закачку газа в крупные подземные хранилища Европы
10:13
Талибы напали на тюрьму в Афганистане, более 35 боевиков погибли
10:12
Представитель ДНР в СЦКК: силовики два раза нарушили перемирие в Донбассе за сутки
10:11
Советник президента Афганистана Шинвари: Кабул не против предложения об охране аэропорта Турцией
10:10
Советник президента Афганистана: урегулирование затянется, если страны не найдут консенсус
10:08
Зеленский под двуглавым орлом
09:51
Цифры Warspot: 1038 бомб
09:44
Мятеж в Деръа «раздуть» не удалось: армейцы додавливают «непримиримых»
09:23
«Кнут и пряник» для России
09:18
Швейцарский эксперт считает, что нет необходимости в ревакцинации от коронавируса
09:17
21 человека задержали на Мадагаскаре в связи с покушением на президента
09:16
На Олимпиаде зафиксирована смерть участницы Игр
09:15
«Дети огня» взяли на себя ответственность за пожары в Турции
09:14
Аналитик «БКС Мир инвестиций»: Тон настроениям на рынках задаст экономическая статистика
09:11
Патент раскрыл дизайн смартфона Honor в стиле Samsung Galaxy Z Flip
09:10
В России взлетел спрос на умные часы
09:09
Фото дня: портрет галактики в водовороте
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Экономика»Экономика должна быть креативной: что общего у балерины и айтишника

Экономика должна быть креативной: что общего у балерины и айтишника


Сегодня на повестке дня экономика не экономная и не сырьевая — креативная! Что это такое? Палитра разнообразных активностей, в которых главный заработок приносит творческая деятельность и управление правами на интеллектуальную собственность. К креативным индустриям относятся, например, музыка, дизайн, фотография, исполнительское искусство, архитектура, кино и анимация, мода, IТ и видеоигры, реклама.

Идеи — главный источник развития страны

Еще каких-то десять-двадцать лет назад про креативные индустрии в нашей стране говорили прежде всего в контексте сохранения народных промыслов и развития культуры. В последние годы креативность все чаще попадает в фокус дискуссий про экономическую ценность, создание брендов, выбор бизнес-моделей и капитализацию интеллектуальной собственности. В креативности стали видеть новый источник экономического роста. Нынешний год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом креативной экономики и устойчивого развития.

Резонно у государства возникает желание усилить креативный сектор. Однако это благое намерение оказывается не так просто воплотить в жизнь. Почему? Дело в том, что креативные индустрии отличаются от других видов экономической деятельности крайним разнообразием и зачастую неуловимостью для официальной статистики. От искусства и индивидуального мастерства до высоких технологий и массовых рынков, от доминирования государства и крупных игроков до секторов почти исключительного присутствия малых компаний и физических лиц, от культурного наследия до промышленности — все это территория креативной экономики. Представьте, много ли общего у балерины и айтишника? Подобная разнородность порождает множество трудностей — как все это поддерживать в 85 субъектах Российской Федерации?

Чтобы не быть голословными, давайте посмотрим, как определены в стратегических документах установки на развитие креативных индустрий и в какой мере они находят воплощение в экономической политике государства.

В действующей Стратегии пространственного развития России установлены отрасли «эффективной специализации» для всех регионов страны (за исключением Москвы). В этом документе каждому региону вменены те или иные специализации. Подавляющее большинство таких предписанных специализаций составляют отрасли промышленности. Несколько реже встречаются добыча природных ресурсов и сельское хозяйство. Сфера услуг ограничена туризмом, информационными технологиями, наукой, здравоохранением, транспортировкой и хранением. Конкретные креативные индустрии оказываются вне перечня эффективных специализаций, рекомендуемых для поддержки в регионах.

Приоритеты региональных властей лучше всего искать в официальных стратегиях субъектов Российской Федерации. По нашим расчетам, в число самых популярных приоритетов вошли пищевая промышленность, тяжелое машиностроение, строительство и строительные материалы, туризм, сельское хозяйство, добыча и транспортировка нефти и газа. Можно констатировать, что и на уровне регионов креативные индустрии пока что не воспринимаются как реальный приоритет экономической политики.

Можно предположить, что игнорирование в качестве приоритетов политики на федеральном и региональном уровне креативных индустрий связано с их объективной слабостью и фактическим отсутствием креативных специализаций у российских регионов. Однако наши расчеты подводят к выводу, что по крайней мере в 21 субъекте РФ хотя бы одна из пяти креативных индустрий (звукозапись, издательское дело, дизайн и маркетинг, киноиндустрия, культура, ювелирные изделия) относится к отраслям специализации высокого уровня развития. Более 70% занятых в индустрии звукозаписи находятся в Москве и Калужской области, больше 40% в ювелирной индустрии с локализацией в Костромской области и еще 13% — в Смоленской. Почти пятую часть сферы культуры аккумулировали столицы — Москва и Санкт-Петербург. В Москве сконцентрировано больше половины всей российской киноиндустрии и почти четверть издательского дела, дизайна и маркетинга.

Мы видим три возможных подхода к развитию креативных индустрий, которые вытекают из особенностей данного сектора.

Во-первых, креативная экономика — это во многом экономика звезд, или, как ее называет автор теории креативного класса Ричард Флорида, экономика по принципу «победитель получает все». Именно звездные участники — мировые бренды, известные личности и крупнейшие корпорации — получают основные выгоды, привлекают других креативных игроков и вносят вклад в экономическое развитие территории.

Важно с самого начала как можно точнее определить текущих или растущих звезд, имеющих потенциал к масштабированию и способных оказать значимое влияние на экономическое развитие территории. Как показывает опыт третьего в мире по размеру выручки разработчика мобильных игр — компании Playrix, переехавшей из Вологодской области в Дублин, а также регулярно покидающих Россию компаний-единорогов, системная работа со звездными компаниями и командами у нас пока не налажена. Их невозможно увидеть ни в статистике, ни воочию — ведь в отличие от промышленности звезды креативного сектора редко обрастают заводами и крупной недвижимостью. Хорошим решением является анализ международных баз данных, платформ, рейтингов и наград. Например, наибольшее количество признанных модных брендов торгуются на платформе FARFETCH и принимают участие в одной из четырех мировых недель мод (Париж, Милан, Лондон и Нью-Йорк). О коммерческом и творческом успехе кинокартины объективно можно судить на основе онлайн-агрегаторов, оценок IMDb и Rotten Tomatoes, а также результатов участия в 15 главных ежегодных международных кинофестивалей.

Вторая особенность — значительная доля неформального сектора, молодость и мобильность креативных индустрий, которые до сих пор ограниченно отражаются в официальной статистике. Например, мы постарались как можно точнее измерить креативную экономику столицы на основании различных доступных, в том числе альтернативных, источников. Наши результаты показали, что в Москве в сфере креативной экономики действуют более 100 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих годовую выручку более 3 трлн руб. Оказалось, что по вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1,5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство! При этом более 40% индивидуальных предпринимателей в креативных индустриях Москвы были зарегистрированы менее трех лет назад.

Чтобы сделать креативный сектор прозрачным, необходимы положительные стимулы вести дела вбелую и сотрудничать с государством. Среди них могут быть цифровые платформы с эксклюзивными сервисами, доступ к креативным пространствам, инфраструктуре и специализированному оборудованию, расширение форматов поддержки, опробованных в сфере инноваций (акселераторы, гранты, площадки для апробации нововведений, государственные закупки и др.).

Третья особенность креативных индустрий — высокий уровень проникновения в традиционные отрасли. Наши расчеты показали, что 54,6% творческих работников Москвы заняты в промышленности и других секторах экономики города. Другими словами, креативный сектор распадается на две большие части: собственно креативные индустрии и креативные профессии в рамках «некреативных» отраслей. Важно не забывать про вторую часть, ведь от креативной интенсивности традиционных отраслей во многом зависит их конкурентоспособность в современной экономике. Такая поддержка может включать субсидирование расходов на промышленный дизайн, совместные проекты на стыке креативных и традиционных отраслей, формирование сообществ креативных профессионалов в традиционных отраслях, разработку специализированных сервисов для физических лиц по профессиональному развитию и бизнес-навыкам.

Творческие индустрии могут внести огромный вклад в экономику как отдельных регионов, так и всей страны. Но пока креативный сектор выглядит «черным ящиком». Чтобы сделать креативную экономику измеримой и в какой-то мере управляемой, необходимы не только более точные инструменты статистического измерения, но в первую очередь партнерское отношение со стороны государства к даже самым небольшим ее представителям.


Авторы: Евгений Куценко


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх