Лента новостей

16:21
Меркель в прощальном выступлении в бундестаге дала ЕС наставления по поводу России
16:20
В Кремле прокомментировали инцидент с британским эсминцем
16:17
Глава «Нафтогаза Украины» надеется, что «Северный поток-2» так и не заработает
16:16
К куму Путина вновь пришли украинские силовики с обыском
16:15
Под санкции ЕС попали калийная, нефтяная отрасли Белоруссии и банковский сектор
16:14
Котировки нефти Brent и WTI ушли в минус
16:13
Ученые нашли напиток, который улучшает зрение
16:10
Xiaomi представила камеру для смарт-телевизоров Mi TV Webcam по цене $30
16:09
Sharkoon представила игровое кресло Skiller SGS2 Jr. для детей по цене €129
16:08
Представлен ультрабюджетный 4G-смартфон JioPhone Next на Android — в его создании участвовала Google
16:02
Дипломат РФ после инцидента с британским эсминцем предупредил о возможном ударе по цели
15:58
Глава КТРВ Обносов: мы разрабатываем новое морское оружие России
15:57
На МВМС-2021 показали работу автоматизированного корабельного комплекса связи Рокот
15:52
«От Советского информбюро…»
15:46
«Опасное отклонение». Кулеба обеспокоился идеей Франции и Германии возобновить саммиты «ЕС-Россия»
15:45
Коболев против Витренко: экс-глава «Нафтогаза» готовит кампанию с призывом лишить Украину безвизового режима
15:44
Лукашенко пообещал показать «мерзавцам» из ЕС бессилие их санкций
15:43
Депутат Бундестага: ФРГ готовится к войне с Россией
15:42
«Наблюдатель из европейского Сомали». Гончаренко пролез в российский эфир в футболке «Путин-убийца»
15:40
Верховный суд США оправдал чирлидершу в деле о «свободе слова»
15:39
В сирийской Хаме уничтожены сеть бункеров террористов и 3,5 тонны взрывчатки
15:38
В США осудили переводчицу Пентагона, раскрывшую имена причастных к убийству Сулеймани
15:35
Политолог Топорнин: саммит с Россией стал бы финальной точкой перед уходом Меркель с поста
15:33
ПАСЕ призвала Россию не применять свое законодательство в Крыму
15:32
Пушков назвал истерикой реакцию Киева на инцидент с британским эсминцем
15:31
«Проваливай, грязь!»: пьяный немецкий турист избил в джакузи поляка
15:29
Кто защитит трудящегося (Хазин, Сорокин)
15:22
Брамсен: утверждение России о предупредительном выстреле в адрес британцев — это неправда (Jyllands-Posten, Дания)
15:15
Укрепление доллара сдерживает повышение цен на золото
15:14
Дивидендный сезон может привести к оттоку капитала из страны
15:13
Байден по «Северному потоку – 2» попал в санкционную ловушку Трампа
15:09
Русские британцам: «Измените курс, или открываем огонь!» Британцы «включили заднюю» (Daily Mail, Великобритания)
15:07
Глава Ростеха Чемезов сообщил, что новый российский самолет Ил-114 выйдет в серию в 2023 году
15:06
Три четверти промпредприятий Москвы внедрили цифровые решения
15:05
Официальный курс евро на пятницу опустился до 86,3 рубля
15:04
Руденя: в 2020 году доходы Тверской области возросли на 20 процентов
15:02
В парламенте Британии призвали правительство объяснить инцидент с эсминцем
15:01
МИД: ключ от отношений Россия — ЕС Брюссель передал Киеву, саботирующему Минские соглашения
15:00
Профессор Арвинд Кумар заявил, что воздействие вакцин на штамм дельта еще предстоит изучить
14:59
Индия сообщила о первой смерти заболевшего штаммом коронавируса Дельта плюс
14:53
“Титульные” и “коренные” на Украине вытесняют русских
14:51
Толстый троллинг от олигархов
14:50
Переориентация Киева
14:46
Крымская война 2.0 Россия и Британия сыграли в морской бой
14:36
Песков выразил сожаление из-за нарушения границы британским эсминцем в Черном море
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Политолог Топорнин счел канал "Стамбул" козырем Эрдогана на предстоящих выборах

Политолог Топорнин счел канал "Стамбул" козырем Эрдогана на предстоящих выборах


Экономическое и военно-политическое значения канала «Стамбул» для Турции пока не очевидны, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин

К строительству канала "Стамбул" приступят летом 2021 года

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал запуск строительства судоходного канала «Стамбул», который должен стать альтернативой проливу Босфор, в конце июня 2021 года.

Есть ли у Турции деньги на «Стамбул»

Согласно окончательному плану строительства, 45-километровый канал «Стамбул» пройдет параллельно Босфору и соединит Мраморное и Черное моря, а по обеим сторонам новой судоходной артерии раскинутся два города. Ожидается, что строительство завершат к 2028 году. 

Положение турецкой лиры крайне нестабильное

В качестве обоснования проекта Эрдоган приводил доводы о том, что таким образом можно будет разгрузить Босфор и ликвидировать периодически возникающие очереди на входе в пролив. Более того, глава Турции считает, что строительство канала положительно повлияет на экологическое состояние территории в районе Босфора.

«Канал «Стамбул» - это серьезный инфраструктурно-инвестиционный проект с далеко идущими планами, к которому нужно относиться со всей основательностью», - объясняет Николай Топорнин.

Возведение канала – задача ресурсоемкая, а турецкая национальная валюта сейчас пребывает не в самой лучшей форме.

«Лира, как и рубль, подвержена колебаниям по многим причинам: из-за военных действий в Сирии, проблем в экономике Турции. Ведь прекрасно известно, что курс лиры зависит от наполняемости страны туристами, которая сейчас находится на критично низкой отметке, в связи с чем бюджет недополучает значительные суммы», - комментирует эксперт.

Тем не менее эксперт уверен, что деньги на строительство найдутся. «Эрдоган вынашивает эту идею достаточно давно, значит расчеты уже сделаны, и заявление о готовности приступить к разработке русла канала сделано не на пустом месте», - рассуждает Топорнин.

Сейчас речь идет о строительстве центральной части канала, которая расположится примерно в 100 километрах от Стамбула – обстановка для начала работ сложилась благоприятная. Проект достаточно длительный, однако фактическое время строительства будет зависеть от средств в бюджете Турции.

Зачем Эрдогану канал-дублер

Совсем недавно в Босфоре останавливали движение из-за поломки хорватского нефтеналивного танкера. Можно представить, что при наличии второго канала в подобных ситуациях корабли могут проходить по нему. И так неглубокий Босфор мелеет каждый год, а фантастический коллапс на Суэцком канале до сих пор вызывает обсуждение. 

Доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин

«В определенном смысле Эрдоган хочет сделать альтернативу, с помощью которой можно оказывать некие финансовые услуги: брать оплату за проход судов, услуги лоцмана и так далее. В конце концов, с открытием нового канала, можно начать реконструкцию Босфора», - отметил Топорнин.

Однако пользоваться новой судоходной дорогой станут в основном турецкие региональные перевозчики.

Что касается военных кораблей, к примеру, НАТО – их Турция даже сможет пускать по каналу напрямую, поскольку конвенция Монтре, регламентирующая судоходство на Босфоре, в данном случае работать не будет. Этот момент может стать проблемным в международной политике.

«На канал «Стамбул» нельзя распространить действие конвенции Монтре, поскольку он полностью находится на территории Турции, к тому же является искусственным. Регулировать деятельность канала будут нормативные документы Турции», - уточнил эксперт.

Как отнеслась к проекту турецкая общественность

В самой Турции сформировалось неоднозначное отношение к каналу. «В свое время общественные деятели даже писали Эрдогану письмо, в котором ставили идею под сомнение. Экологи говорили о том, что канал может нанести серьезный урон экологической системе», - комментирует эксперт.

Проект канала "Стамбул" вызвал разделение турецкого общества

В турецком обществе мнения разделились, но очевидно, что это именно тот проект, за который выступает лично Эрдоган.

Для него это, безусловно, личный амбициозный проект и, возможно, козырь, если турецкий лидер будет участвовать в президентских выборах 2023 года, уверен Топорнин.

Канал может стать наглядной демонстрацией достижений, поэтому строительство носит стратегический характер. Однако какова в этой ситуации прямая выгода Турции, пока не понятно.

Безусловно, у Эрдогана есть свои мысли на этот счет, однако они так хорошо замаскированы, что на поверхности не видны. Во всяком случае сегодня проливы Босфор и Дарданеллы не настолько загружены, чтобы была острая необходимость в еще одном канале. Чисто экономический канал «Стамбул» выглядит больше затратным, чем прибыльным, заключил эксперт.


Дарья Белова


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх