Лента новостей

16:02
Новак: кабмин строго следит за тем, чтобы цены на топливо на АЗС не росли выше инфляции
16:00
Козак заявил, что для встречи глав МИД нормандской четверки нет никаких препятствий
15:59
Памфилова считает высокой вероятность многодневного голосования на выборах в Госдуму
15:58
Лавров призвал пресечь попытки фальсификации истории в угоду политической ситуации
15:54
7 самых впечатляющих космических снимков
15:51
Военно-исторические сборы «Бородино-2021» стартовали на Бородинском поле
15:44
В Москве вводят принудительную вакцинацию вопреки обещаниям президента
15:43
«У нас же деды воевали»: Зеленский о неизбежности встречи с Путиным
15:42
ДНР вслед за ЛНР может открыть уголовное дело против Протасевича
15:41
На Украине продлили карантин до конца лета
15:40
Байден протянул руку первым: появилось видео рукопожатия президентов России и США
15:38
На гей-параде у памятника Советской армии в Софии издевались над стихами Пушкина
15:37
«Глубокий кризис»: танцоры танго в Аргентине пожаловались на ограничения из-за COVID-19
15:36
«Они боятся диалога»: американист объяснил, почему Байден не хочет говорить с Путиным перед журналистами
15:19
Доллар ждет результатов заседания ФРС, рубль - президентской встречи
15:18
Здесь газа нет: сможет ли Европа отказаться от российского угля
15:13
Китай начнет продажу некоторых цветных металлов из государственных резервов
15:12
Научились манипулировать. Эксперт объяснил рост цен на дизель
15:11
В Татарстане хотят построить логопарк для продукции из Узбекистана
15:10
В Газпроме сообщили, что Северный поток —2 полностью обеспечен финансированием
15:08
В Минобороны ФРГ назвали поведение замешанных в инциденте в Литве немецких солдат постыдным
15:07
Песков сообщил, что швейцарские истребители сопровождали самолет Путина при подлете к Женеве
15:06
В Германии ждут конструктивного сотрудничества от Москвы в разрешении конфликта в Донбассе
15:05
Слуцкий объяснил, кто помешал США стать мировым жандармом
15:01
Возвращение коронавируса: «портовый кризис» в Китае затронет весь мир
14:59
Украина никогда не вступит в НАТО. Три конкретных причины
14:53
Женевский пятачок Чем для Владимира Путина становится встреча в Швейцарии
14:52
Наука – двигатель прогресса
14:50
Во Франции рассказали о превосходстве военного потенциала США над российским
14:49
Найдено объяснение присутствию на саммите Путина и Байдена зама Шойгу
14:41
Дзермант объяснил, каким новым способом ЕС пытается надавить на Россию
14:40
Президент США Джо Байден разместился в отеле, где встречались Горбачев и Рейган
14:39
Путин встретился с Байденом
14:30
Европа продолжит оплачивать «единство» с США
14:30
Китай подтверждает сбой на атомной электростанции
14:28
Солнечное затмение 10 июня 2021 года: самые лучшие фотографии
14:21
Baijiahao: отказ от российских ракетных двигателей обернулся полным фиаско для США
14:13
Сергей Марков: Пришло время ковбойского стиля
14:09
В Сирии готовится новая провокация с химоружием
14:06
В Турции пофантазировали об осаде России беспилотниками
14:05
В школах Венгрии запретили пропаганду ЛГБТ
14:04
США планируют создать постоянную группу ВМС в Тихом океане
14:01
Послы стран ЕС одобрили пакет санкций против Белоруссии из-за захвата самолета Ryanair
14:00
Российские истребители Су-35 появились в небе Эстонии
13:59
Минздрав Украины подтвердил, что привитые «Спутник V» все равно не смогут въехать в страну
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Политолог Топорнин счел канал "Стамбул" козырем Эрдогана на предстоящих выборах

Политолог Топорнин счел канал "Стамбул" козырем Эрдогана на предстоящих выборах


Экономическое и военно-политическое значения канала «Стамбул» для Турции пока не очевидны, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин

К строительству канала "Стамбул" приступят летом 2021 года

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал запуск строительства судоходного канала «Стамбул», который должен стать альтернативой проливу Босфор, в конце июня 2021 года.

Есть ли у Турции деньги на «Стамбул»

Согласно окончательному плану строительства, 45-километровый канал «Стамбул» пройдет параллельно Босфору и соединит Мраморное и Черное моря, а по обеим сторонам новой судоходной артерии раскинутся два города. Ожидается, что строительство завершат к 2028 году. 

Положение турецкой лиры крайне нестабильное

В качестве обоснования проекта Эрдоган приводил доводы о том, что таким образом можно будет разгрузить Босфор и ликвидировать периодически возникающие очереди на входе в пролив. Более того, глава Турции считает, что строительство канала положительно повлияет на экологическое состояние территории в районе Босфора.

«Канал «Стамбул» - это серьезный инфраструктурно-инвестиционный проект с далеко идущими планами, к которому нужно относиться со всей основательностью», - объясняет Николай Топорнин.

Возведение канала – задача ресурсоемкая, а турецкая национальная валюта сейчас пребывает не в самой лучшей форме.

«Лира, как и рубль, подвержена колебаниям по многим причинам: из-за военных действий в Сирии, проблем в экономике Турции. Ведь прекрасно известно, что курс лиры зависит от наполняемости страны туристами, которая сейчас находится на критично низкой отметке, в связи с чем бюджет недополучает значительные суммы», - комментирует эксперт.

Тем не менее эксперт уверен, что деньги на строительство найдутся. «Эрдоган вынашивает эту идею достаточно давно, значит расчеты уже сделаны, и заявление о готовности приступить к разработке русла канала сделано не на пустом месте», - рассуждает Топорнин.

Сейчас речь идет о строительстве центральной части канала, которая расположится примерно в 100 километрах от Стамбула – обстановка для начала работ сложилась благоприятная. Проект достаточно длительный, однако фактическое время строительства будет зависеть от средств в бюджете Турции.

Зачем Эрдогану канал-дублер

Совсем недавно в Босфоре останавливали движение из-за поломки хорватского нефтеналивного танкера. Можно представить, что при наличии второго канала в подобных ситуациях корабли могут проходить по нему. И так неглубокий Босфор мелеет каждый год, а фантастический коллапс на Суэцком канале до сих пор вызывает обсуждение. 

Доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин

«В определенном смысле Эрдоган хочет сделать альтернативу, с помощью которой можно оказывать некие финансовые услуги: брать оплату за проход судов, услуги лоцмана и так далее. В конце концов, с открытием нового канала, можно начать реконструкцию Босфора», - отметил Топорнин.

Однако пользоваться новой судоходной дорогой станут в основном турецкие региональные перевозчики.

Что касается военных кораблей, к примеру, НАТО – их Турция даже сможет пускать по каналу напрямую, поскольку конвенция Монтре, регламентирующая судоходство на Босфоре, в данном случае работать не будет. Этот момент может стать проблемным в международной политике.

«На канал «Стамбул» нельзя распространить действие конвенции Монтре, поскольку он полностью находится на территории Турции, к тому же является искусственным. Регулировать деятельность канала будут нормативные документы Турции», - уточнил эксперт.

Как отнеслась к проекту турецкая общественность

В самой Турции сформировалось неоднозначное отношение к каналу. «В свое время общественные деятели даже писали Эрдогану письмо, в котором ставили идею под сомнение. Экологи говорили о том, что канал может нанести серьезный урон экологической системе», - комментирует эксперт.

Проект канала "Стамбул" вызвал разделение турецкого общества

В турецком обществе мнения разделились, но очевидно, что это именно тот проект, за который выступает лично Эрдоган.

Для него это, безусловно, личный амбициозный проект и, возможно, козырь, если турецкий лидер будет участвовать в президентских выборах 2023 года, уверен Топорнин.

Канал может стать наглядной демонстрацией достижений, поэтому строительство носит стратегический характер. Однако какова в этой ситуации прямая выгода Турции, пока не понятно.

Безусловно, у Эрдогана есть свои мысли на этот счет, однако они так хорошо замаскированы, что на поверхности не видны. Во всяком случае сегодня проливы Босфор и Дарданеллы не настолько загружены, чтобы была острая необходимость в еще одном канале. Чисто экономический канал «Стамбул» выглядит больше затратным, чем прибыльным, заключил эксперт.


Дарья Белова


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх