При всей развитости советского авиастроения, экранный эффект первыми взяли на вооружение финны. Изобретатель Карио запатентовал свой крохотный летательный предмет, который к тому же приходилось буксировать аэросанями, в далеком 1935 году. Конечно, он парил на минимальной высоте, отрывался над поверхностью льда только при достижении определенной скорости, но конструктор был счастлив. В истории авиастроения он стал первым изобретателем, использовавшим экранный эффект при конструировании беспилотника. Именно поэтому имя своему детищу Карио дал гордое - «Крыло-таран». Потом, когда экранный эффект стали использовать не только финны, эти конструкции стали называть экранопланами.
Зато, когда за дело взялись советские конструкторы, их экранопланы произвели фурор. Достаточно сказать, что аппарат КМ имел взлетную массу 544 тонны, 10 двигателей, 100 метров длины и размах крыльев больше 37 метров. Некоторые из характеристик «каспийского монстра» до сих пор остаются непревзойденными. А американцы даже признали тот факт, что отстали от Советского Союза в этой сфере больше чем на три десятка лет.
Так что такое экраноплан, служит ли он альтернативой самолетам, есть ли смысл вкладывать средства в это направление или нужно оставить их прошлому советскому авиаконструированию? Смотрите видео канала NewSoldat и приоткройте завесу тайны над экранным эффектом. Удивитесь фактам немедленно.
Артем Кузнецов
Подпишись: