Военное сотрудничество между Перу и Россией
Ракета «Скиф»: Для США и Англии это страшнее «Циркона»
The New York Times: Борьба за контроль над Восточной Украиной
Донецк из-за мятежа в Луганске проспал свой поселок
Sudanese Online: Судан, за деньгами тебе не в Россию!
Прибалтийские львы: Последний гвоздь в гроб ИГИЛ забьем мы
Time: Кто станет Человеком года-2017?
Четыре года Цэ Европы: Безвиз есть, грошей нема
Bloomberg Businessweek: Путин сделал себя королем ОПЕК
Саудовский урок для Путина: Коррупционеры сами отдали $ 100 млрд
The American Conservative: Насколько важен Путин
Спекулятивная экономика - это гибель
Луганский излом. Факты. Анализ
Провокация под ложным флагом: как США готовились напасть на Россию
В армию призывают роботов
Комплект ЗАС
Комплексная модернизация: российская армия готовится получить новейшее оружие
Германия потеряла более 42 тысяч рабочих мест из-за антироссийских санкций
Франция: гонения на Марин Лё Пен усиливаются
Итоги «цветных майданов»: Хаос вместо прогресса
Минобороны опубликовало видео пуска новой противоракеты
Полудержавный властелин Александр Меншиков
Капризный Порошенко: что не устраивает украинского лидера в проекте «Восточное партнерство»
Лебединая песня «матушки» Меркель
Le Figaro: Авария на «Маяке» всплывает 60 лет спустя
«Русские не смогут долго удерживать Абу-Кемаль»
Tokyo Shimbun: США снова взяли КНДР на карандаш
Порошенко дал понять Европе, кто у него хозяин
Al-Ahed News Website: «Скромное» оружие России против авианосцев США
Якутия: Алмазную республику налоговым гнетом не испугать
Шахматная доска России
«Призрак» уничтожил спецгруппу ВСУ: Они выскочили на пулемёты
Поражение США: американцы все же уйдут из Сирии
Почему нам не страшен "быстрый глобальный удар"
«Терминаторы» получили российские навигаторы
Лебединая песня «матушки» Меркель
Конопля возвращается на поля
«Лучше иметь возможности для ближнего воздушного боя, чем не иметь их»
Захар Прилепин. Америка России показала свои широко закрытые глаза
Теперь будет настоящая борьба: за нефть, за воду и трубу
ЛНР: эпоха Плотницкого закончилась
Каждый майдаун будет выявлен и наказан
Этот день в истории - 24 Ноября
США готовят Украину к новой эскалации
Погружение в смерть: аргентинская подлодка стала "Курском-2"

«    Ноябрь 2017    »
20212223242526

» » «Космические разведчики»: что увидят российские военные с орбиты

«Космические разведчики»: что увидят российские военные с орбиты

В состав российской военной орбитальной космической группировки входят, по официальным данным, около 140 «космических разведчиков». Разглядеть их невозможно даже в телескоп. Зато им сверху видно все, ну, или практически все. По крайней мере, способности новейших спутников радиолокационной разведки, входящих в состав Военно-космических сил (ВКС) России, позволяют в режиме реального времени обнаруживать объекты потенциального противника – вплоть до легкового автомобиля.

И если во время последней внезапной проверки боеготовности  войск Центрального военного округа, проходящей с 7 по 12 сентября, авиация ВКС была поднята в воздух для отработки учебно-боевых задач, то орбитальной группировке этого не требовалось – она постоянно «висит» в космосе.

Среди многообразия спутников военного и двойного назначения самые новые и технически оснащенные – входящие в космическую систему разведки и целеуказаний «Лиана» спутники «Пион» и «Лотос». В 2013 году Роскосмос и Минобороны завершили опытное создание «Лианы» и приступили к отладке ее систем. Система состоит из четырех спутников, последний из которых влился в состав группировки в 2015 году, что позволяет утверждать о завершении основной части этого действительно уникального проекта в истории отечественной космической разведки.

Тандем «Лотосов» («Лотос-С» 14Ф145) отвечает за радиотехническую разведку и осуществляет перехват данных, в том числе переговоры противника по любым, даже закрытым, каналам связи. Тандем «Пионов» («Пион-НКС» 14Ф139) следит за перемещениями боевой техники на земле, самолетов в воздухе, кораблей в морях и океанах.

Звезды на погонах американского (например) офицера разглядеть не удастся, как это приписывалось американским спутникам  еще в советские времена, но обнаружить бронеобъект или легковой автомобиль на любой поверхности –  вполне по силам. При этом базируются эти спутники на высоте около тысячи километров над поверхностью планеты и сканируют все обозримое пространство на земле.

Система «Лиана» информацию принимает, обрабатывает, «вычисляет» противника и передает координаты на командный пункт, где формируется виртуальная карта реального времени. В случае боевых действий по этим целям можно наносить высокоточные удары.

Проектирование «Лианы» было начато в России еще в 1993 году, но разработки отставали от графика, порой не только из-за финансовых проблем. В 1996 году от разработчиков потребовали «подогнать» новые спутники под российский ракетоноситель «Союз», отказавшись от изначально запланированной украинской ракеты «Зенит».

В 2002 году пришлось унифицировать сами аппараты с отечественными спутниками фоторазведки, производимыми в Самаре «Кобальт-Ресурс». И лишь с запуском первого «Лотоса» («Космос-2455») российские специалисты Роскосмоса и Минобороны получили возможность начать испытания новой орбитальной системы.

«Так называемый "украинский след" в производстве разведывательной космической системы "Легенда" отразился и на ускоренных испытаниях и запуске в производство отечественных спутников, – рассказывает отставной полковник ГРУ Владимир Попов. – Естественно, что контролем за действующими объектами и их управлением занимались и занимаются наши специалисты в Краснознаменске (Центр испытаний и управления космическими средствами – ГИЦИУ КС им. Германа Титова). Но, как и любая техника, спутники разведки требуют постоянной доработки, совершенствования.

В силу ряда причин, доверять производство такой специфической аппаратуры кому-либо другому мы уже не могли. Впрочем, еще до введения всяких там санкций и появления термина "импортозамещение", отечественная космическая промышленность освоила собственные разработки, превосходящие своих предшественников в разы. Собственно, и программу "Лиана" удалось ввести в строй именно из-за готовности производителей наладить ее выпуск».

Спутник «Лотос-С» был создан Центральным научно-исследовательским радиотехническим институтом (Москва), машиностроительным заводом «Арсенал» (Санкт-Петербург) и ракетно-космическим центром «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) в рамках проекта системы радиотехнической разведки нового поколения. «Пион-НКС» –  тоже исключительно российского происхождения.

«После вывода из эксплуатации "Легенды" у Минобороны возникла большая потребность в средствах наблюдения и целеуказаниях. Сейчас "Лиана" сможет ее удовлетворить, –  считает обозреватель профильного издания "Новости космонавтики" Игорь Лисов. – "Легенда" создавалась для узкой задачи –   слежения за американскими боевыми кораблями, в частности авианосцами. Ее радары могли обнаруживать объекты длиной в несколько десятков метров. "Лиана" же решает более широкий круг задач и может обнаруживать малоразмерные цели».

Изначально «Лиана» создавалась как система морской космической разведки для выявления и обнаружения авианосных эскадренных группировок и отдельных кораблей. Впрочем, эту функцию она выполняет и сейчас. Но «не забывает» и про сухопутную составляющую –  технические возможности позволяют одинаково эффективно работать как по водной поверхности, так и по сухопутной. И засекать все летающие объекты –  самолеты и ракеты, в том числе баллистические, над всей поверхностью земли.

Если сравнивать ее с предшественницей, устаревшей системой «Легенда-Целина», то точность «Лианы» выросла более чем в 100 раз –  до трех метров. Новая система на порядок увеличила возможности Вооруженных Сил России по обнаружению и поражению объектов противника.

Развитие этой программы в Военно-космических силах будет продолжаться ближайшее время –  к 2018 году предполагается полностью завершить создание системы «Лиана». Вероятнее всего, –  за счет увеличения спутниковой группировки. По крайней мере, сейчас машиностроительный завод «Арсенал» приступил к серийному производству спутников новой системы. Общая численность, по понятным причинам, не разглашается.

Вполне возможно, что вывод новых спутников системы «Лиана» состоится уже в первом полугодии 2016 года. «Ангара» будет использоваться не только для экономических, но и для оборонительных целей, например, для разведки и связи.

Можно с большой долей уверенности говорить, что программа развития Россией космоса, в том числе и военного, возвращается на традиционно высокий уровень, заложенный еще в 70-х годах прошлого века. На смену спутникам оптической и радиотехнической разведки третьего поколения, как например «Персона» (предназначенных для получения снимков высокого разрешения и оперативной их передачи на Землю по радиоканалу), пришла более совершенная система «Лиана».

Кроме того, в разработке находятся уже спутники пятого поколения, способные, образно говоря, не просто заглянуть за горизонт, но и «покопаться»  в святая святых любого генерального штаба –  в картах и электронных документах с самым высоким грифом секретности.

Автор: Виктор Сокирко