Лента новостей

19:50
О чем поговорили Путин и Алиев
16:43
"Благодарны России": бизнесмен Пригожин обеспечил помощью 3000 жителей ЦАР
16:42
В Белоруссии рассказали, какие категории граждан наиболее пострадают от санкций ЕС
16:41
ICAO заявила о возможном получении предварительного отчета по Ryanair 25 июня
16:35
Столкновения сирийской и турецкой армий в Идлибе: есть раненые
16:14
США хотели бы внести раздор в отношения России и Китая
16:13
Блинкен едет в Европу решать вопрос содержания Украины
16:10
В Азербайджане судят за терроризм россиянина, воевавшего на стороне армян
16:09
Су-24 выпустил бомбы по курсу британского эсминца, нарушившего границу России в Черном море
16:08
Минобороны вызывало британского атташе после инцидента с вторжением эсминца в российские воды
16:05
Зарубежные соцсети обязали прописаться в России
16:04
ТАСС: Евросоюз до конца недели «ударит» по Белоруссии секторальными санкциями
16:03
Блинкен: США и Германия все еще по-разному оценивают «Северный поток-2»
16:02
Минобороны Британии отреагировало на «отгон» своего корабля от границ РФ в Черном море
16:01
МИД ФРГ: переговоры в «нормандском формате» по Украине нуждаются в новой динамике
15:59
Техосмотр легковых автомобилей россиян бессмыслен
15:57
Lian Li представила корпус Lancool 205 Mesh с улучшенной вентиляцией
15:56
NASA и Tide совместно разработают стиральный порошок для космоса
15:55
Lenovo представила ноутбуки ThinkPad L13 Gen 2 и L13 Yoga Gen 2 на платформе AMD Ryzen PRO 5000
15:50
Wildberries запустил прямые продажи товаров зарубежных компаний
15:49
Совфед дал Фонду дольщиков право привлекать средства граждан без открытия счетов эскроу
15:48
ЕАЭС увеличил долю рубля во взаимных расчетах до 70%
15:46
Новостное влияние на экономику. Чем объясняется нынешний рост и чего ждать в перспективе
15:45
Рябков: несколько месяцев нужно для понимания результатов саммита РФ - США
15:44
Мишустин рекомендовал госкорпорациям и компаниям оказывать содействие избиркомам
15:41
Как гигантские контейнеровозы перевозят грузы
15:38
РВИО начало прием заявок на участие в конкурсе проектов военно-исторической тематики в библиотеках
15:31
В ВОЗ заявили о неизбежной устойчивости будущих штаммов COVID-19 к вакцинам
15:30
Путин заявил об ответственности России за безопасность и процветание соседей
15:29
Советник Зеленского: Из-за попытки сломать украинскую мечту Януковичу пришлось спасаться бегством
15:28
Зе-команда покровительствует владельцам конвертационных центров
15:27
«Отдельные районы и не везде». Крымчане просят не нагнетать ситуацию вокруг катастрофы в Крыму
15:25
БОИ В СИРИЙСКОЙ ПУСТЫНЕ
15:24
«Врачи без границ» намерены остановить работу в центрах содержания мигрантов в Ливии
15:23
ООН заявила об экономической выгоде урегулирования кризиса в Ливии
15:20
Немецкий политолог: ни один безумец в Германии не готовится к войне с Россией
15:18
Две трети опрошенных считают, что в отношениях Россия — США ничего не изменится
15:17
Посольство России предупредило о вероятности «инцидентов» в ходе учений Sea Breeze
15:16
Таджикистан проявил гуманизм к не выдержавшим натиска талибов афганским военным
15:13
США недовольны сближением России и Китая, несмотря на то, что это результат их собственной политики
15:01
Доллар вошел в коррекцию - золото восстанавливает позиции
15:00
Риск введения новых санкций сдерживает рубль
14:59
Электродвигатели подорвут экспортный потенциал экономики ФРГ
14:58
Мусорный бизнес: как общество может зарабатывать на отходах
14:53
Доля Москвы в российском экспорте микросхем достигла 25 процентов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Освоение Арктики: «Севморпуть» возвращается

Освоение Арктики: «Севморпуть» возвращается



В конце ноября 2015 года атомный лихтеровоз ледокольного типа «Севморпуть» отправился в плавание из порта Мурманск. Годы это уникальное судно стояло без дела, и уже поговаривали о его скором списании на металлолом. И вот он снова в строю. Возвращение «Севморпути» наполнено символическим смыслом. Если стране понадобился во льдах такой мощный грузовой транспорт, значит, Россия вновь взялась за Арктику всерьез.


Советский Союз активно осваивал Арктику, строил в северных владениях аэродромы и военные городки, но та эпоха давно ушла. Ввиду окончания холодной войны большая часть инфраструктуры была заброшена, оставив по себе лишь экологическое загрязнение в виде, например, пресловутых бочек из-под солярки. В наши дни пришло понимание того, что арктический регион обладает слишком большой стратегической важностью, чтобы Россия могла себе позволить сэкономить на военном присутствии.

Боевой трилистник

Самый северный форпост России имеет весьма футуристический вид. Военная база «Арктический трилистник» находится в ведении Северного флота и является объектом замкнутого цикла. Здесь 150 военнослужащих смогут провести два года в полностью автономном режиме.

Пограничники в зимнем саду

В 2005 году начались работы по модернизации погранзаставы «Нагурское», расположенной на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа) неподалеку от Шпицбергена. К 2008 году здесь появился новый городок замкнутого цикла. Под «замкнутым циклом» в данном случае подразумевается формирование комплекса таким образом, что переход между всеми его объектами — жилыми, социальными, служебными, инфраструктурными — может быть осуществлен по обогреваемым галереям, без выхода наружу. Таким образом, выбираться на арктический мороз и в объятия вьюги высоких широт пограничникам приходится только во время выполнения патрулирования. Пожалуй, впервые на арктическом объекте был создан уровень комфорта, о котором пограничники СССР не могли мечтать и в самых сладких снах: просторные обогреваемые помещения, удобные жилища, спортзал, зимний сад. В таком же духе развивались в дальнейшем и другие подобные проекты: максимальные удобства и комфорт должны были компенсировать физиологические и психологические тяготы несения службы в условиях, где как дома чувствуют себя разве что белые медведи.






Здесь, на Земле Александры, размещены объекты ПВО Северного флота. Антенны локаторов смотрят в сторону полюса. Задача восстановления непрерывного радиолокационного поля вдоль северных рубежей страны – одна из первейших.


Арктический щит


В феврале 2013 года президентом России была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Существенную часть этого документа составляют планы расширения военного присутствия России в Арктике. От Земли Александры в западных арктических владениях России до мыса Шмидта и острова Врангеля на востоке предполагается восстановить и расширить сеть военных опорных пунктов, в задачи которых будет включена охрана государственной границы, разведывательные мероприятия, обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны с созданием сплошного радиолокационного поля, поддержание аэродромной инфраструктуры для военно-транспортной и боевой авиации, поддержка действий Северного флота ВМФ РФ. С момента принятия стратегии работы по обеспечению обороны в Арктике резко активизировались, особенно в области строительства. Сегодня на острове Котельный (Новосибирские острова) построен жилой городок замкнутого цикла «Северный клевер», рассчитанный на проживание более 250 военнослужащих. На Земле Александры возводится административно-жилищный комплекс «Арктический трилистник» площадью более 14 000 м2 на 150 человек. Этот объект будет функционировать в интересах Северного флота. Аналогичные стройки ведутся на мысе Шмидта и острове Врангеля. К 2016−2017 годам должна быть закончена реконструкция шести арктических аэродромов.







О технологии строительства в высоких широтах мы поговорили с главным инженером Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Исламом Пирахмаевым. «Если не учитывать присутствие воздуха и воды, то в остальном арктическое строительство мало чем отличается от строительства на Марсе, — говорит Ислам Пирахмаев. — Именно поэтому, прежде чем мы начнем что-то строить, нам необходимо продумать размещение в ледяной пустыне строительных бригад и обеспечить завоз практически всего, что нужно для стройки».


Все везем с собой


Самое главное — это транспорт, решающую роль в котором играют морские суда, но также большое значение имеет транспорт воздушный и автомобильный.







Крупнотоннажные грузы доставляются к арктическим островам в период открытой и ледовой навигации — в последнем случае требуется ледокольное сопровождение. Поскольку основные производственные мощности в России сосредоточены в западной части страны, целесообразно использовать глубоководные порты севера европейской России. Их три, однако с учетом того, что Мурманск работает в основном на западные направления, основные грузы для строительства завозятся автотранспортом в два других порта — Архангельск и Кандалакшу. Суда отправляются в путь в июле, когда вода в Северном Ледовитом океане по максимуму освобождается ото льда и доступен для плавания, например, пролив Вилькицкого, дающий доступ из Карского моря в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, омывающее северный берег Чукотки.


Снежный тигр

Российская оборонная промышленность работает над созданием боевой техники, рассчитанной на условия Заполярья. На фото: арктический вариант бронемобиля «Тигр». Также разрабатывается, например, полярный вариант транспортно-штурмового вертолета Ми-8 АМТШ-ВА.







Суда, прибывающие на острова и труднодоступные материковые территории, выгружают на берег сначала краны и другую строительную технику. Все жидкости и наполнители, содержащиеся в механизмах этих машин, соответствуют арктическому классу и сохраняют работоспособность при температурах до -60°С. Дальше с корабля на сушу переносят элементы, из которых будут собраны постройки для военного городка. Следом — очередь за металлоконструкциями, трубами и другими элементами инженерных коммуникаций. Сейчас многие инфраструктурные элементы доставляют на стройплощадку в сборе, в высокой степени заводской готовности, что позволяет тратить минимум времени на монтаж. Очень важный момент — организация проживания строителей. Раньше стандартным временным жилищем в Арктике были вагончики, но в наше время сочли, что возить пустую кубатуру дорогостоящими полярными рейсами смысла нет. Строительные времянки собирают из щитовых конструкций, которые также прибывают судном. Поскольку сборка этих жилищ осуществляется в теплое время года, бригада сборщиков живет в палатках или в корабельных помещениях. Городок строителей площадью 800 м2 возводится за 10−12 дней.







Когда на площадку прибывает основная бригада строителей, ее задача — возвести и закрыть от стихии теплые контуры строящегося комплекса до наступления суровой полярной зимы с ветрами и снегопадами. Далее стройка либо консервируется до следующего сезона, либо в течение зимнего периода продолжаются отделочные работы, монтаж коммуникаций, но уже внутри, в тепле.


Пока одни арктические объекты строятся, другие находятся на стадии проектирования. Слева проект перспективного военного городка из блоков октагоновой формы, справа – блок в разрезе.


Энергообеспечение и отопление арктических городков осуществляется за счет дизельгенераторов. «Мы проводили эксперименты с "зеленой" генерацией, — рассказывает Ислам Пирахмаев, — но альтернативные источники энергии типа солнца или ветра обходятся слишком дорого. Зато у нас теперь нет никаких бочек с соляркой. Комплексы включают в себя резервуары для постоянного хранения топлива, и они периодически пополняются с помощью танкеров».







Город на линзе


Строительство в Арктике имеет множество инженерных особенностей. Сооружения приходится возводить на нестабильном рельефе, под которым — вечная мерзлота или даже «линза», то есть пласт льда, смешанного с грунтом. Это основание нельзя разрушить, иначе не устоят и сами конструкции. Все сооружения строятся на свайных фундаментах. Сваи — буронабивные. В пробуренную скважину опускают трубу, полость которой заливают бетоном. Сваи длинные — могут достигать 25 м. Сверху на сваях из металлических балок собирают ростверк, а на нем уже возводят здание. Все здания на вечной мерзлоте приподняты над грунтом. «В тундре все должно продуваться, — объясняет Ислам Пирахмаев. — Дома поднимаются над грунтом не только для того, чтобы не греть вечную мерзлоту, но и чтобы ветер выдувал из-под зданий снег, не давал ему налипать в виде комьев».






Здание, которое вырастет на ростверке, может быть нескольких типов. Например, блочно-модульное из готовых элементов с отделкой. Если возводится пролетное здание (большой площади, типа ангара), применяются металлические каркасы и покрытие из сэндвич-панелей. И наконец, одна из прогрессивных технологий — сборка сооружений из легких оцинкованных стальных профилей. Из них здание можно монтировать буквально вручную.


Вверху: эскизный проект размещения зенитно-ракетного дивизиона бригады нового облика. Внизу: проект арктического комплекса для размещения 300 военнослужащих.


Водоснабжение арктических городков происходит из трех источников. Можно забирать воду из открытых пресных водоемов (в теплое время года), можно плавить снег, пропуская затем эту дистиллированную воду через минерализатор, и, наконец, третий способ — опреснение морской воды. Канализационные стоки отправляются в очистные сооружения, которые на выходе дают воду стандарта питьевой. Ее можно слить в море без малейшего ущерба для окружающей среды. Отдельная проблема — трубы для водопровода и канализации. Использовать металл — большой риск, так как при сильных морозах такую трубу может разорвать. На полярных объектах отдают предпочтение полипропиленовым трубам с греющим кабелем, выполняющим роль ТЭНа. Канал с таким кабелем идет вдоль трубы, а вся эта конструкция укутана слоем пенополиуретана. Такая труба может пропускать жидкость при самом лютом морозе, но даже если кабель временно перестанет греть, трубу не разорвет замерзшей водой, а просто слегка раздует. Когда нагрев восстановится и лед растает, труба вернется к обычному сечению. Еще одно важное преимущество таких труб — их можно перевозить в барабанах, в смотанном виде, что позволяет экономить место на корабле или в трюме грузового самолета.



Бочки — долой!


Программа военного освоения Арктики тесно связана с задачами сохранения экологической чистоты этого уникального региона. Строительство новых городков и баз сопровождается очисткой территорий от останков старых зданий, неработающей техники, а также от бочек из-под топлива и прочего мусора. Во вновь построенных городках мусор сортируется по видам (бумага, органические отходы, пластик), а потом вывозится судами на материк для переработки. Наименее опасные виды мусора сжигаются на месте в инсинераторах. Таким образом, можно надеяться, что новые объекты на полярных территориях не только дадут военным небывалые доселе технические возможности и комфорт, но и позволят избежать в будущем тех экологических проблем, которые создали на нашем Севере предыдущие этапы его освоения.



Олег Макаров


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх