Лента новостей

15:03
Отчет ОПЕК поддержал котировки нефти
15:02
Инфляционные риски американской экономики сдерживают рост золота
15:01
Заявления Байдена укрепляют рубль
15:00
Оксана Федорова выступит с напутственным словом к участникам "Многоликого Петербурга"
14:59
В ЗакСе Петербурга оценили стратегию губернатора Беглова
14:54
Меры для регулировки цен должны носить рыночный характер, заявил Песков
14:53
Времена коллективной собственности прошли, заявил Мишустин
14:52
Мишустин: бизнес должен знать об ответственности за экологический ущерб
14:51
Титов прокомментировал слова Мишустина о жадности компаний и росте цен
14:49
В Израиле заявили, что продолжат наносить удары до полной тишины
14:48
Посольство Франции выразило соболезнования семьям погибших в Казани
14:48
Люди паникуют: стало известно о коллапсах в США из-за Colonial Pipeline
14:47
Мужчина девять тысяч раз звонил в экстренные службы Испании
14:32
Россия хоронит Договор по открытому небу в парламенте, а США — в железе
14:30
В России создадут крупнейший пенсионный фонд
14:28
Жители Донбасса примут участие в праймериз «Единой России»
14:27
России посоветовали приготовиться к неизбежному вступлению Украины в НАТО
14:26
Главком ВСУ заявил о готовности применить силу против ВМФ России
14:15
Мишустин назвал неправильным запрет на выезд за рубеж из-за COVID-19
14:14
Военный эксперт объяснил, чем эффективна израильская система «Железный купол»
14:13
Президент Польши выразил соболезнования в связи со стрельбой в казанской школе
13:56
Немецкий композитор Ханс Циммер написал новую "мелодию" для двигателя BMW i4
13:42
Зеленский подписал закон, разрешающий заочное осуждение без международного розыска
13:41
Россия выслала румынского дипломата
13:39
Россия объяснила «убийственный» вид Су-57
13:38
Раскрыта игровая консоль от Apple
13:37
Россия запустит «робота-Леонова»
13:34
Британия обвинила Россию в укрывательстве преступников
13:33
Россия объявила персоной нон грата пресс-секретаря посольства США
13:30
«Коммерсант» сообщил о высылке из РФ пресс-секретаря посольства США в Москве Ребекки Росс
13:29
Власти США отказались впускать в страну нового пресс-секретаря посольства РФ
13:28
МЭА понизило прогноз по мировому спросу на нефть
13:27
Эрдоган и Путин обсудили ситуацию в Израиле
13:22
Земля могла быть покрыта сплошным океаном, выяснили японские учёные и объяснили, почему этого не произошло
13:21
В апреле продажи электромобилей Tesla в Китае заметно упали, что обеспокоило инвесторов
13:15
ЦИК обсудит с экспертами возможное применение трехдневного голосования в сентябре
13:14
Около 200 тыс. человек приняли участие в тестировании онлайн-голосования за три часа
13:11
Истребитель МиГ-31 сопроводил самолет ВВС Норвегии над Баренцевым морем
13:07
Владимир Мединский: памятник Александру Невскому в столице России должен быть
13:00
Всемирный банк выделил Украине 90 млн долларов на вакцинацию
12:59
Военная сводка: с утра ВСУ из минометов обстреляли Григоровку
12:58
Глава «Нафтогаза» предрекает новые «тарифные» бунты на Украине
12:57
«Трубу Медведчука» хотят через суд вернуть государству
12:56
Хомчак: Украина на 100% готова к отпору вооруженной агрессии
12:52
Военный эксперт Сивков рассказал, как самонаводящиеся ракеты повысят потенциал Торнадо-С
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Канал «Стамбул» и обмеление Босфора ликвидируют конвенцию Монтре

Канал «Стамбул» и обмеление Босфора ликвидируют конвенцию Монтре


Отказ Эрдогана распространить конвенцию Монтре на канал «Стамбул» может создать проблемы РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

Турция планирует построить дублер Босфора

Эрдоган высказался по конвенции Монтре

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что конвенция Монтре не распространится на канал «Стамбул».

По словам Эрдогана, нет связи между проектом канала «Стамбул» и конвенцией Монтре, касающейся проливов Босфор и Дарданеллы, поэтому Турция получит суверенитет над морским режимом нового маршрута.

Анкара уже две недели привлекает внимание к каналу «Стамбул», который должен стать дублером Босфора и пройти через европейскую часть Турции. Пока непонятно, когда турки приступят к проекту и есть ли у них деньги на строительство.

Главным вопросом для других стран, включая Россию, является судьба конвенции Монтре, которая определяет режим мореплавания через Босфор и Дарданеллы. В соглашении нет запрета на строительство каналов-дублеров – кроме «Стамбула» турки собираются строить второй канал рядом с Дарданеллами, – но ситуация чувствительна для всех черноморских государств.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

«Совершенно очевидно, что автоматически распространить конвенцию Монтре 1936 года на новый канал не получится. Если канал построят, он станет внутритурецким сооружением», – констатирует Топорнин.

Турки имеют право построить канал, а международное законодательство не предполагает, что сооружение будет регулироваться нормами соглашения, подписанного по правилам судоходства по естественным проливам, пусть и будут попытки распространения режима.

«Турция может начать коммерческую эксплуатацию «Стамбула» по аналогии с Суэцким каналом и пустить крупнотоннажные суда и танкеры не через черноморские проливы, а через новую искусственную артерию», – резюмирует Топорнин.

Канал будет глубже пролива и получит возможность беспроблемного прохода для крупных судов: это преимущество перед Босфором, который продолжает мелеть и где проход крупных судов сопряжен с серьезными трудностями.

«Еще Турция получит право взимать плату за проход – сегодня она лишена его по конвенции Монтре», – заключает Топорнин.

Турция сможет получать деньги за прохождение через канал

Турецкий проект создаст преимущества НАТО

Для гражданских судов при проходе через Босфор и Дарданеллы нет ограничений, плата взимается только за услуги лоцманов и несколько других малосущественных вопросов. С военными судами режим более сложный, а после постройки канала преимущество получат нечерноморские державы, проход ВМС которых в Черное море и пребывание в акватории на сегодня ограничены конвенцией Монтре.

Про этот момент РФ нельзя забывать: Турция является членом НАТО и любит играть на антироссийских настроениях США.

«По конвенции Монтре для прохода военных судов нужно подать заявление, а в канале турки смогут пропускать суда НАТО напрямую. Это важный и спорный момент, который требует отдельного обсуждения», – констатирует Топорнин.

Нет и экономического обоснования проекта, а его окупаемость наверняка растянется. Если сравнивать «Стамбул» с Суэцким каналом, то на «Стамбул» выпадет не транзит грузов по торговой линии Европа – Азия, а ограниченный региональный рынок.

Серьезным игроком здесь является Россия, и это также повод для Москвы внимательно следить за данным проектом.

«Эрдоган даже обещал прорыть канал к 2023 году, т. е. к столетию Турецкой Республики, но вряд ли это ему удастся, хотя турки могут успеть обозначить проект и построить отдельные участки будущего канала», – резюмирует Топорнин.

Доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин

Риторика Эрдогана носит внутриполитический характер, он пытается набрать политические очки перед очередными выборами. К 2023 году турецкий лидер много что наобещал обществу, но часть этих обещаний не будет выполнена.

Про канал можно рассуждать гипотетически

Разговоры о канале «Стамбул» носят гипотетический характер. Проект заработает не ранее, чем через восемь-десять лет, когда в мире и Турции изменится политико-экономическая ситуация, но очевидна стратегическая проблема обмеления Босфора.

Если турки перестанут поддерживать естественные акватории, то они выйдут из строя как водные маршруты. Заставить Турцию поддерживать их в рабочем состоянии будет непросто, к тому же Анкара всегда может сослаться на технические сложности.

Благодаря этому «Стамбул» может постепенно заменить пролив Босфор, а кроме финансовых вопросов возникнут фактор НАТО и право турок на перекрытие прохода для судов третьих стран. РФ это важно, сегодня наши поставки в Сирию идут морским путем.

«Есть же пример Суэцкого канала, где контейнеровоз парализовал на две недели мировую торговлю, после чего появились планы по углублению маршрута. Такая же ситуация возможна с Босфором и Дарданеллами», – заключает Топорнин.

Суэцкий канал является более важным проектом

Только не надо забывать про разность рынков: предполагаемые доходы Турции не идут в сравнение с Суэцким каналом.

«Что касается статуса канала «Стамбул», то это будет внутреннее сооружение Турции, с которым она сможет что угодно делать. В Черном море, кроме России и Турции, есть еще много стран, поэтому могут возникнуть проблемы», – констатирует Топорнин.


Дмитрий Сикорский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх