Лента новостей

13:48
Российские войска РЭБ ЮВО испытали «непроницаемый купол» защиты от дронов
13:46
Вашингтон срывает предложенную Байденом встречу с Путиным
13:42
За гранью добра и зла
13:41
CNN и вооруженный конфликт в Донбассе
13:33
Экономисты расписали сценарий жизни россиян после санкций США
13:32
ПФР назвал способ увеличить пенсию на 50%
13:30
Турция отказалась занимать чью-то сторону в конфликте Украины и России
13:29
Выяснилось, в каком случае Любовь Соболь попадет в тюрьму
13:22
BOZDOĞAN: новая турецкая ракета класса «воздух-воздух»
13:20
Голландские прокуроры отрицают причастность к утечке информации по делу MH17
13:19
Украина хочет вернуть себе ядерное оружие при помощи Запада
13:18
В Кремле рассказали о здоровье Путина после второй прививки от COVID-19
13:11
Вашингтон «дал заднюю»: США отказались от захода эсминцев в Черное море
12:55
Василий Волга: Страна убийца
12:48
Visa и MasterCard намерены продолжить работу в России
12:46
СБУ отчиталась об успехах с начала 2021 года
12:45
Вслед за США другие страны НАТО решили вывести войска из Афганистана
12:42
НАТО вслед за США выведет войска из Афганистана
12:41
Власти хотят транспортировать водород по газотранспортной системе Газпрома
12:40
Reuters: США могут ввести санкции против госдолга России уже сегодня
12:39
Вашингтон отменил проход военных кораблей в Черное море
12:38
Кравчук оправдался за слова о готовности стрелять по людям с российскими флагами
12:35
Финляндия разрешила россиянам въехать в страну для вывоза прогулочных судов
12:34
Путин и Лукашенко обсудили тему нагорно-карабахского урегулирования
12:33
В Нидерландах возобновляется процесс по делу о сбитом в Донбассе малайзийском Boeing
12:32
На экипировке российских спортсменов на Олимпиаде в Токио будет спрятан оберег
12:31
Нефтяная корзина ОПЕК резко подорожала
12:28
PowerColor представила Radeon RX 6900 XT Liquid Devil Ultimate с водоблоком и отборными графическими процессорами Navi 21
12:27
Бюджетный смартфон Poco M3 Pro 5G получит процессор Dimensity 700 и экран Full HD+
12:26
Тёмную материю будут искать с помощью датчика на квантовом бите
12:24
Как американские морпехи тренируются у границы России
12:23
Рогатки для профессионалов
12:20
Власти Подмосковья сообщили, что сельскохозяйственной сфере не хватает 4 тыс. работников
12:19
Комитет ФРГ заявил, что Nord Stream 2 отвечает нормам ЕС и способствует стабильности цен
12:18
Власти Москвы и Яндекс запустили новую программу поддержки предпринимателей
12:16
В МИД заявили, что Россия в своей политике по Афганистану не нуждается в подсказках США
12:15
Единая Россия получила более трех тысяч заявок на участие в праймериз
12:14
В Совфеде заявили, что санкции США против госдолга России нанесут ущерб, но не критичный
12:07
Руководитель поискового отряда «Находка» Александр Морзунов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
12:00
Тимошенко продвигает Ляшко на пост главы Минздрава
11:59
«Хорошо, что есть Путин!»: Харьковские националисты начали травлю доцента Института культуры за высказывания в соцсети
11:58
Сотрудникам «Радио Свобода» и «Настоящее время» рекомендуют покинуть Россию
11:57
В Харьковской области стартовали масштабные антитеррористические учения
11:56
Санкции СНБО - инструмент наживы для Зе-команды
11:54
День рождения Леонардо да Винчи: искусствовед об интересных фактах
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Мировое обозрение»Технологии»M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире

M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире


Назовите хотя бы один сельскохозяйственный самолет с реактивным двигателем. Да, задачка не из простых. Окей, тогда попробуйте вспомнить реактивный биплан. Не выходит? Да вот же он, писаный «красавец» и по совместительству худший самолет всех времен и народов перед вами во всей красе! Слава богу единственный реактивный «кукурузник» WSK-Mielec M-15. Как там у классика? «Шьерт побьери!»

M-15 Belphegor: самый уродливый и бестолковый самолет в мире

Зерно было одним из самых ценных продуктов Советского Союза. Его производство велось на обширных территориях нынешних Польши, Беларуси, Украины и России. Для борьбы с вредителями использовалась «рабочая лошадка» — простой как лом и во всех смыслах универсальный биплан Ан-2, который, помимо распыления пестицидов, использовался для грузопассажирских перевозок. Но в начале 1970-х советские чиновники решили, что пора бы Ан-2 отправить на пенсию (машина была в строю с конца 1940-х), а вместо него построить что-нибудь этакое, оригинальное, да настолько, чтоб весь мир ахнул. И мир ахнул...

Поговаривают, что польским авиаконструкторам было настолько противно от господства СССР над их страной, что они решили построить не перспективный сельскохозяйственный самолет, а настоящее летающее чудище. Недаром даже польский летчик-испытатель Анджей Абламович во время премьеры М-15 на парижском авиасалоне в Ле Бурже в 1976 году за очень странный вид и вой реактивного двигателя окрестил М-15 «Бельфегором». Кто не в курсе — это архидемон с соответствующим внешним видом, который частенько фигурировал в средневековых мистериях.

Вот так выглядит настоящий бельфегор: ветхозаветный черт

В общем, если поляки действительно так отчаянно желали насолить Советам, то им это удалось: М-15, мягко говоря, оказался значительно хуже, чем самолет, который он должен был заменить. Вместо поршневого двигателя, как у Ан-2, инженеры использовали прожорливый турбореактивный агрегат АИ-25 производства запорожского предприятия «Мотор Сич». Для снижения рабочей и взлетной скоростей, а также скорости сваливания М-15 сделали бипланом. Баки вынесли на крылья, не для красоты, а ради снижения скручивающего момента у корней крыльев. При этом хвост пришлось построить непропорционально большим и расположить его максимально высоко, чтобы компенсировать момент инерции и вынести из завихренного потока воздуха, остающегося за фюзеляжем и баками.

Varga Attila, ru.wikipedia.org

Тот самый авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25, который еще ставили на пассажирский Як-40

В сельхозавиации используются специальные распылители, которые либо отбирают мощность от двигателя самолета, либо работают от бортового электрогенератора. И то, и другое увеличивает вес и имеет механические потери мощности. В М‑15 для распыления использовался отбираемый из двигателя сжатый воздух.

Самолетом управлял один пилот, крохотный фюзеляж вмещал либо три тонны пестицидов, либо двух пассажиров. Советский Союз почему-то возлагал большие надежды на М-15 и рассчитывал построить тысячи таких самолетов. К счастью, с начала производства в 1976 году до снятия с конвейера в 1981 году успели построить всего 175 машин.

kiba, russianplanes.net

"Ноги, крылья... Главное - хвост!"

Проблем у М-15 было предостаточно. Его максимальная дальность полета составляла всего 400 километров, что вдвое меньше, чем у Ан-2. Он был гораздо дороже в производстве и обслуживании, ремонтировать турбореактивный двигатель было труднее, чем турбовинтовой агрегат предшественника, особенно на удаленных взлетно-посадочных полосах. Пилотов нужно было переучивать. Все это затягивало и сильно увеличивало стоимость перехода на М-15.

Ан-2 обеспечивал достаточное грузовое и пассажирское пространство, чтобы самолет мог выполнять самые разные функции. В нем помещались 12 пассажиров с поклажей! Польский М-15 был классифицирован исключительно как узкоспециализированный самолет для распыления удобрений, никакой универсальности.

Наконец, М-15 также был на редкость уродливым. В нем нет ни одной привлекательной детали, что является настоящим достижением, поскольку большинство самолетов обычно обладают по крайней мере некоторыми достоинствами. Неудивительно, что «Бельфегор» получил прозвище в честь библейского демона жадности.

Varga Attila, ru.wikipedia.org

Один из "Бельфегоров" за пределами России стоит в Польском музее авиации

WSK-Mielec M-15 оказался большим разочарованием. Полторы сотни из 172 построенных самолетов были поставлены в СССР и использовались в 1976-1983 годах, после чего их вывели из эксплуатации и порезали на металлолом. В России сохранилось два экземпляра М-15. Один находятся в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в Ульяновске, другой стоит в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в подмосковном Монино.

Саша Эпштейн


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


1 комментарий

  1. Маршал
    madfish

    "польским авиаконструкторам было настолько противно от господства СССР над их страной, что они решили построить не перспективный сельскохозяйственный самолет, а настоящее летающее чудище"

    просто конструкторы херовые

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх