Лента новостей

03:54
Политолог сравнил Зеленского с Нероном
03:53
Экс-глава СБУ рассказал о миллиардной выплате России и Белоруссии
03:52
Bloomberg: Блинкен вернется в Брюссель для новых встреч НАТО
03:51
В Белфасте произошли две стычки с полицией
03:37
В Киеве не хотят повторения Сребреницы в Донбассе
03:29
Киев ввел "максимальные санкции" против Януковича
02:58
EMA: Вакцинация еще одним препаратом от коронавируса дает осложнения в виде тромбов
02:57
Противница Лукашенко Тихановская отказалась создавать партию и участвовать в выборах
02:56
«Глушков был задушен»: лондонский суд признал насильственной смерть соратника Березовского
02:55
Промпроизводство в Германии неожиданно сократилось в феврале
02:52
Представлена веб-камеру, которая до жути напоминает настоящий человеческий глаз
02:51
На орбите становится тесно: спутники OneWeb и SpaceX чуть ли не столкнулись
02:50
Годовой бюджет NASA увеличат почти до $25 млрд — деньги пойдут на лунную программу и другие исследования
02:45
Минсельхоз США повысил прогноз экспорта пшеницы из России
02:32
Шуфрич признал, что Украина при Зеленском не вернет Донбасс обратно
02:31
Солонников рассказал, о чем могут договариваться с Эрдоганом Зеленский и Путин
02:22
Начать с чистого листа
02:19
Невыполнимая миссия Мотор-Сич: договориться с Китаем, сохранить 5 миллиардов долларов и «обнулить» Кремль (Defense Express, Украина)
02:08
США прокомментировали требование Ирана о снятии санкций
02:07
Байден назвал покойного принца Филиппа чертовски классным парнем
02:06
Пушков заявил о поднятии ставок Украиной в Донбассе
02:05
Пентагон прокомментировал проход американского эсминца близ Индии
01:54
Contra Magazin: Россия не оставит без ответа отправку американских военных кораблей в Чёрное море
01:53
Корреспондент: на Украине будут бесплатно учить государственному языку
01:52
Polsat News: министр юстиции Польши обвиняет Москву в затягивании следствия по смоленской катастрофе
01:50
Если изменит конституцию республики
01:47
Лавров указал эстонскому коллеге на дискриминацию русскоязычных в стране
01:39
Киев ввел "максимальные санкции" против Януковича
01:31
Об антибелом расизме в США
01:22
Космонавт Ревин объяснил, почему человек до сих пор не был на Марсе
01:10
Украина: Дикое поле Европы XXI века
01:08
В Британии обнаружили новый вид потенциально опасного коронавируса
01:07
Зафиксированы меняющие научные представления космические вспышки
01:06
Рогозин пообещал космическую связь всей России
01:05
«Обманули самым неслыханным образом»
01:01
Зеленский наложил на Януковича и Поклонскую «максимальные санкции»
01:00
Байден попросил сотни миллиардов долларов на сдерживание России
00:57
Роскомнадзор исключил возможность сбоев у операторов из-за своего оборудования для «суверенного рунета»
00:56
Google официально подтвердила, что представит Pixel 5a 5G до конца этого года
00:55
Открытие GTC 2021 снова состоится на кухне Дженсена Хуанга. NVIDIA наградит внимательных зрителей ценными подарками
00:51
В Североморске завершился чемпионат Вооруженных Сил по мини-футболу
00:50
В Минобороны России прошла рабочая встреча руководителей органов боевой подготовки вооруженных сил, членов Координационного комитета по вопросам полевой выучки при Совете министров обороны государств – участников СНГ
00:48
Власти рассматривают вопрос финансирования ОЭЗ Грозный на 1,5 млрд рублей
00:47
Власти Китая сформулировали новые меры по дальнейшему открытию рынка Хайнаня
00:46
S&P пересмотрело уровень риска страхового сектора в РФ с высокого до умеренно высокого
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


Мировое обозрение»Аналитика»Прибалты намерены проучить Россию за потерю транзита через Клайпеду

Прибалты намерены проучить Россию за потерю транзита через Клайпеду



Итак, свершилось. Белоруссия, наконец, перешла от слов к делу и начала отправлять свои нефтепродукты не через соседнюю, но враждебную Литву (порт Клайпеда), а через Россию. Первые партии бензина и мазута направились железнодорожными составами в нашу Усть-Лугу. Для Вильнюса это крайне тревожный звоночек. На его примере Москва и Минск стремятся показать Прибалтике и другим соседним недружественным странам, что не стоит кусать руку, которая их кормит. Но сделают ли верные выводы литовские власти?


Судя по всему, нет. Сразу после выхода из состава СССР, три прибалтийские республики сделали ставку на «евроинтеграцию» и отказ от всего советского наследия. В соответствии с рекомендациями старших товарищей из США и Западной Европы, они практически полностью избавились от своей промышленности и пошли курсом на полную энергетическую независимость от Российской Федерации. Взамен Рига, Таллин и Вильнюс были включены в состав ЕС и НАТО и начали получать европейские дотации «на поддержание штанов».

Прямым следствием такого западного выбора стала фирменная русофобия Прибалтики, на которую Москва длительное время закрывала глаза. Почему, понять нетрудно: и российские, и белорусские экспортные товаропотоки на Балтике традиционно шли через порты Литвы и Латвии. Все начало меняться, когда в Кремле, наконец, решили переориентировать их на наши Санкт-Петербург и Усть-Лугу. Были вложены большие средства в строительство новых терминалов и расширение портовых мощностей. Уже не первый год прибалты бьют тревогу, отмечая постоянное снижение объемов российского транзита.

И вот теперь примеру Москвы вынужденно следует и Минск. Проводи Вильнюс чуть более адекватную политику, вероятно, Беларусь и далее пользовалась бы удобным транзитом через соседнюю страну. Но литовские власти такие, какие они есть. Поэтому примерно половина объемов белорусских нефтепродуктов теперь пойдет через российскую Усть-Лугу. Чтобы «Батька» вдруг не передумал, на ближайшие три года он связан контрактом по принципу «бери или плати», то есть, должен будет оплачивать услуги отечественных терминалов, даже если зачем-то решит продолжать пользоваться литовским транзитом. Велика вероятность, что следом за бензином и мазутом Минск начнет отправлять через наши порты и свои калийные удобрения.

И что вы думаете, Литва сделала из этого какие-то правильные выводы? Вовсе нет. Теперь там думают, как можно «наказать» Россию и Беларусь. Давайте посмотрим, что они там удумали.

Вернемся к тому, с чего начали. Выйдя из состава СССР, Прибалтика взяла курс на экономическую интеграцию с Западом, почему-то наивно считая, что там «медом намазано». Практически сразу же, в 1992 году, Литва начала переговоры с соседней Польшей о строительстве газового интерконнектора с тем, чтобы избавиться от энергетической зависимости от РФ. Однако реально подвижки стали происходить после на рубеже 2008-2009 годов. Соглашение о строительстве GIPL (Gas interconnection Poland-Lithuania) было подписано в 2015-м после событий на Украине. Это газопровод длиной 552 километра, который должен соединить Прибалтику и Финляндию с единым газовым рынком Евросоюза. Проект признан имеющим важное значение для всего ЕС, поскольку снижал зависимость бывших советских республик от «Газпрома».

Отметим, что его особенностью является возможность прокачивать газ в обоих направлениях: по направлению Польша - Литва на уровне 2,4 млрд м3/год, а из Литвы в Польшу - 1,9 млрд м3/год. Почему это так важно? Потому что Вильнюс все так же наивно рассчитывал, что старшие товарищи ему позволят стать региональным газовым хабом. Для обеспечения собственной энергонезависимости, а также выхода на новые рынки за счет перепродажи излишком СПГ Литва приобрела плавучий регазификационный терминал (FSRU) с соответствующим громким названием. Об амбициях Вильнюса можно судить по следующему заявлению:

Когда GIPL появится в сети, мы ожидаем начать экспорт газа в Польшу, аналогично тому, что мы сделали в Финляндии. Потенциально большая часть газа будет СПГ из Клайпедского порта.

Помимо польского энергетического рынка, литовцы рассчитывают и на украинский, перепродавая Киеву сжиженный природный газ. Вот такая вот «страшная месть». Но планы Вильнюса разбиваются о суровые реалии внутриевропейской конкуренции.

Дело в том, что Польша сама рассчитывает стать крупным региональным газовым хабом, составив конкуренцию не то что маленькой Литве, а самой Германии. И Варшава достаточно много для этого уже сделала. Построен СПГ-терминал в Свиноуйсьце, мощность которого поляки намерены увеличить в полтора раза, а также запланировано строительство еще более мощного плавучего терминала в Гданьске. Подписаны долгосрочные контракты на поставку идеологически правильного американского СПГ. Также Варшава получит дополнительно 10 миллиардов кубов газа в год из Скандинавии по строящемуся трубопроводу Baltic Pipe на замену российскому.

Что важно, планы руководства Польши полностью соответствуют концепции объединения Балтийского энергетического рынка по газу - Baltic Energy Market Interconnection Plan in gas (BEMIP Gas). А вот литовский СПГ-терминал в него почему-то не попал. К слову, тариф на прокачку газа из Литвы в Польшу на 54% выше, чем в обратном направлении. Такие вот интересные дела происходят в цивилизованном западном мире со стороны старших партнеров к младшим. По большому счету, GIPL — это нечто вроде уменьшенного по объемам польского аналога «Северного потока-2», по которому Варшава получит доступ к рынку Прибалтики и Финляндии, перепродавая излишки норвежского и американского газа. И места Литве в этих планах нет.

В этом контексте планы Вильнюса «наказать» Россию, отобрав у нее долю энергетического рынка, ничего, кроме горькой улыбки, не вызывают. Ох, не на ту лошадку поставили прибалты.


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх