Лента новостей

16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
15:28
Лукашенко считает, что настало время Западу согласиться на переговоры по Украине с РФ
15:27
В Москве взяли под арест взяткодателя и подельника замминистра обороны Иванова
15:26
Боеприпасы с Яворивского полигона рванули на пункте приема металлолома
15:18
Самыми пьющими в Европе оказались дети в Англии
15:17
Литва вслед за Польшей пообещала вернуть военнообязанных украинцев на родину
15:05
Калашников запустит новый участок по производству высокоточного оружия
14:54
Британия начинает готовиться к войне
14:43
ХАМАС назвал условие отказа от вооружённой борьбы с Израилем
14:41
Индия – Россия – ЕАЭС: значимость внешнеторговых льгот – не только экономическая
14:34
В Амурском соединении дальней авиации выполнены плановые полёты на самолётах Ту-95мс
14:11
Салливан подтвердил, что цена пакета помощи США — мобилизационный закон, и передачу Украине ATACMS в марте
14:10
Поводырь для убийц. На Украине придумали новую профессию
14:09
Алиев исключил помощь Украине оружием и допустил потерю Украиной ряда регионов
14:03
Венесуэла подтверждает социальный курс
14:01
На Украине новые американские технологии поначалу одерживали верх. Но в итоге спасовали
13:59
Лукашенко заявил о 120 тысячах боевиков ВСУ на границе с Белоруссией
13:55
M1150 и M88A2 стали трофеями российской армии
13:31
Трофейную технику — символ напускной военной мощи НАТО, захваченную в ходе СВО, выставят в Москве в Парке Победы
12:57
Следком возбудил дела против Гройсмана, Климкина и других лиц за «АТО»
12:56
Для отлова уклонистов Рада увеличила численность погранвойск
12:49
Россия возобновила производство турбинных двигателей для Т-80: на подходе новые варианты
12:47
Лукашенко допустил прекращение существования Украины
12:19
Беспрецедентно запасая резервы Китай готовится к войне?
12:12
Президент Азербайджана Алиев пообещал не поставлять оружие Украине
11:45
Шольц, призывая Европу увеличить помощь Украине, продолжает отказываться от поставок Киеву Taurus
11:44
Польша готова помочь Украине вернуть уклонистов
11:10
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении, уже вошли в Соловьёво
11:02
Писториус: Россия производит оружия больше, чем надо для СВО
10:35
Германия не планируют лишать украинских мужчин статуса беженцев
10:17
Авианосец Джордж Вашингтон заменит Рональда Рейгана на базе в Японии
10:06
В Омске некоторые молятся на иконы с Бандерой
09:59
Дальнобойные ATACMS уже были переданы Украине в составе предыдущего пакета помощи США
09:51
Минобороны Польши заявило о готовности помочь Украине в выдаче военнообязанных
09:40
Совбез ООН не смог договориться о неразмещении ядерного оружия в космосе
09:39
Турция задействует искусственный интеллект для борьбы со спутниками-шпионами
09:28
Скандал вокруг детей: Украина поймана на лжи
09:21
Призывники смогут получить паспорта только на Украине
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.04.2024
08:04
Вооружённый конфликт на Украине: Запад всё ближе к роковой точке
05:14
«Библия Святого Людовика»: самая иллюстрированная Библия на свете
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы



Лет десять назад на парижской выставке вооружений Eurosatory мы наткнулись на интересный экспонат на стенде английской компании BAE Systems – макет барражирующего боеприпаса Fire Shadow. Собственно, тогда мы и услышали первый раз этот термин – loitering munition (барражирующий боеприпас), который впоследствии обзавелся синонимами suicide drone и kamikaze drone.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы


В общем, как убедительно говорили англичане, это оружие ближайшего будущего. Еще несколько лет о барражирующих боеприпасах было довольно много сведений, но потом поток информации практически иссяк. А когда мы решили поинтересоваться у Министерства обороны, что можно написать об их разработке, нас попросили держаться подальше от этой темы. Значит, решили мы, самое время делать материал.

Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Fire shadow

Английский долгострой. К работам над барражирующими боеприпасами Великобритания приступила еще в 90-х годах прошлого века, а с начала нынешнего периодически показывает прототипы на различных выставках вооружений. К 2013 году страна потратила на разработку Fire Shadow более 200 млн фунтов, однако никаких данных об их боевом использовании до сих пор нет.





Они были первыми



Главное преимущество барражирующих боеприпасов – быстрое реагирование для атаки скрытых целей, появляющихся на короткое время, без развертывания дорогостоящих высокоточных комплексов вблизи позиций противника. Дополнительный плюс – более избирательное целеуказание, а также возможность быстрой отмены атаки. Этот вид вооружения призван заполнить нишу между крылатыми ракетами и ударными беспилотниками, стоимость которых не опускается ниже миллиона долларов. Цена барражирующих боеприпасов является критически важным параметром: они должны быть в первую очередь дешевыми.


Родоначальниками этого вида боеприпасов стали компактные системы, предназначенные для вывода из строя систем ПВО противника. Типичный пример подобной системы – израильский самонаводящийся самолет-снаряд Harpy, разработанный компанией IAI в далеком 1989 году. По сути, это была классическая противорадиолокационная ракета с 15-килограммовой боевой частью и пассивной головкой самонаведения на источник электромагнитного излучения, способная около шести часов висеть в предполагаемом районе дислокации системы ПВО и мгновенно атаковать при включении радаров. В начале 2000-х появилась идея расширить диапазон поражаемых целей. Первые изделия представляли собой либо ракету с крыльями и винтовым маршевым двигателем – например, упоминавшаяся выше британская разработка Fire Shadow, либо небольшой классический беспилотник с интегрированной боевой частью, как наиболее известный израильский барражирующий боеприпас Harop. Последний является более продвинутым вариантом Harpy – с измененным планером и продвинутой оптико-электронной головкой самонаведения. Героем Harop стал в апреле 2016 года, когда парой таких боеприпасов азербайджанские военные уничтожили автобус с новобранцами у штаба армии Нагорно-Карабахской Республики, а видеозапись одной из атак набрала около 140 000 просмотров в сети.




Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Harop


Fire Shadow, несмотря на приличное  финансирование  (около 207 млн фунтов) со стороны правительства Великобритании, не может похвастаться реальным применением. Вдобавок ему не удалось продемонстрировать явного преимущества перед ударными беспилотниками: Fire Shadow никак нельзя назвать дешевой альтернативой.


Тем не менее география использования барражирующих боеприпасов постепенно расширяется: по некоторым данным, они входят в арсенал как минимум 14 стран. В основном это разного вида модифицированные беспилотники, повторяющие все тот же Harop. Например, Азербайджан выпускает по израильской лицензии барражирующий боеприпас «Орбитер-1K» («Зарба»), переделанный из БПЛА Orbiter 2. А боеприпасы Warmate польской компании WB Electronics, по некоторым данным, в небольшом количестве появились на вооружении украинской армии в Донбассе. Однако все это вчерашний день.




Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

Orbiter-1K


Прогнозы и разработки


Нам удалось на условиях анонимности поговорить с некоторыми разработчиками барражирующих боеприпасов, и они поделились взглядами на перспективные пути развития этого вида вооружения. За прошедшие два десятилетия значительно уменьшились габариты и снизились цены на главные компоненты: оптические и тепловизионные сенсоры, аккумуляторы, полетные контроллеры и даже боевые части. Это позволило делать более дешевые и эффективные боеприпасы. В ближайшее время ожидаются еще более емкие и легкие серно-литиевые аккумуляторы. Электромоторы полностью вытеснят двигатели внутреннего сгорания, так как главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, – незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы легче, компактнее и дешевле.




В области аэродинамики прогнозируется отход от широко распространенных самолетных схем в пользу X-образного оперения. Именно эту аэродинамическую конструкцию использует израильская компания UVision в своей линейке барражирующих боеприпасов Hero. У самолетной схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета.


Дроны-самоубийцы: барражирующие боеприпасы

HERO-400EC

Новейший боеприпас производства израильской компании UVision демонстрирует самую перспективную аэродинамическую схему с X-образным оперением. Такое расположение аэродинамических поверхностей позволяет эффективно маневрировать во всех плоскостях, что особенно важно при атаке подвижных целей.


UVision считается восходящей звездой в области барражирующих боеприпасов, и многие разработчики ориентируются как раз на израильтян. Компания сегодня предлагает самую большую линейку новейших двухрежимных (разведывательных и боевых) систем для армии, авиации и флота как ближнего, так и дальнего радиуса действия.




Самая маленькая трехкилограммовая переносная электрическая система Hero-30 может барражировать всего полчаса и несет полукилограммовую боевую часть. Самая последняя разработка – 40-килограммовый полностью электрический Hero-400EC, который пришел на смену бензиновому Hero-400. Новый боеприпас имеет максимальный радиус действия 150 км, способен держаться в воздухе не менее двух часов, а 10-килограммовая боевая часть позволяет поражать самые разнообразные цели.


К недостаткам аэродинамической схемы Hero специалисты относят вынесение органов управления (элеронов) на основные крылья, что усложняет конструкцию. Уже сейчас есть более интересные схемы с управляемыми стабилизаторами.


Израильтяне  демонстрируют и наиболее правильную экономическую модель – выпуск барражирующих боеприпасов максимально большой серией, что неизбежно приводит к стремительному снижению стоимости производства. И конечно, новые боеприпасы нужно активно экспортировать. Современная электронная начинка подобной техники полностью исключает применение этого высокоточного оружия по своей территории: в блоке управления достаточно прописать запретные для полета области, как сегодня поступают, например, с коммерческими беспилотниками. Остается надеяться, что в нашем следующем материале про этот новый тип вооружения мы сможем поведать и о российских разработках. И поверьте, там есть о чем рассказать.


Будем ли мы в ближайшие десять лет летать на сверхзвуковых или гиперзвуковых самолетах? И как в это время изменится авиация?


Михаил Погосян, авиаконструктор, ректор МАИ, возглавлял ОКБ Сухого и РСК «МиГ»

widget-interest

«В ближайшие 10 лет – не будем. Около 30 лет назад в авиации рассматривалась такая развилка: комфортные дозвуковые самолеты с большой дальностью полета или сверхзвуковые бизнес-джеты. Компания "Сухой" в то время прорабатывала с Gulfstream Aerospace Corporation различные варианты создания сверхзвукового самолета бизнес-класса. Победила концепция меньших рисков. Сегодня появление сверхзвуковой машины зависит от успешного решения целого ряда вопросов: создания двигателя для полетов на крейсерском сверхзвуке, решения проблемы звукового удара, внедрения синтетического зрения и расчета экономической эффективности проекта.

В мире установилась монополия Airbus и Boeing. Стимулов для внедрения инноваций стало меньше: зачем рисковать? Есть одна аэродинамическая схема – низкоплан с двумя подкрыльевыми двигателями, и она будет доминировать ближайшее десятилетие.

Функционал бортового оборудования меняется значительно быстрее. Самолеты, по сути, встроены во всемирную информационную систему и могут "смотреть" на мир "глазами" других самолетов. Благодаря искусственному интеллекту на борту скоро останется один пилот, контролирующий технику. Растет использование электричества в авиации. Концепция так называемого более электрического самолета станет важным фактором развития авиации».


Александр Грек


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх