Лента новостей

19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
14:48
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского в Польше
14:46
Нормандия-80: Хотели плюнуть в Россию, а плюнули в своих ветеранов
14:39
Орбан: вмешиваясь в конфликт на Украине, НАТО лезет не в своё дело
14:38
Львовские военкомы избили мужчину, который не захотел умирать за интересы Зеленского и его западных кураторов
14:37
Премьер Франции пугает французов негативными последствиями за отсутствие поддержки Украины
14:29
Парламент Гагаузии попросил вернуть русскому статус языка межнационального общения
13:57
Помогут ли боевикам ВСУ британские боевые лазеры?
13:53
Лавров объяснил недопустимость Швейцарии как площадки для переговоров по Украине
13:27
Forbes опубликовал список обедневших российских миллиардеров
13:23
Бессилие украинской ПВО
13:19
Переговоры, которые могли положить конец военному конфликту на Украине
12:51
ПАСЕ начала травлю Русской Православной Церкви, назвав ее инструментом пропаганды
12:44
На празднование 80-летия высадки в Нормандии приглашена Россия, но не Владимир Путин
12:42
«Какой позор»: американцы прокомментировали очередной ляп Байдена
12:31
Флот Венесуэлы вооружился противокорабельными ракетами иранской разработки
12:14
США провалились с проектом самолёта F-35, который оказался слишком дорогим, сложным и ненадёжным
12:06
В США люди начали заражаться от оленей-зомби
12:05
Глава ЦРУ Бернс спрогнозировал разгром ВСУ до конца года
11:38
США заблокировали принятие Палестины в ООН
11:32
Шольц в Китае пытался минимизировать риски от брюссельской политики «снижения рисков»
11:29
Жители Харьковской области начали массово сдавать российской разведке позиции ВСУ
10:54
Медведев прокомментировал новость о подготовке покушения на Зеленского
10:28
В Ставропольском крае потерпел крушение российский бомбардировщик
10:27
Глава ЦРУ Бернс допустил капитуляцию Украину к концу года
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт



История пишется победителями, а проигравшим не позавидуешь. Поэтому мир так много знает о промышленных подвигах например «Кадиллака», «Бьюика», ГАЗа или «Роллс-Ройса», создававших оружие победы Второй мировой. Наоборот на «творчество» немецких брендов все смотрят крайне неодобрительно. Хотя они всего лишь трудились на благо своей страны...

Бизнес и ничего лишнего: как автомобильные компании Германии работали на вермахт


Volkswagen

Гитлер обсуждал с Фердинандом Порше планы создания военного автомобиля еще в 1934-м. Формально же герр доктор получил заказ на разработку внедорожника четыре года спустя. Машину эту мы знаем под индексом Type 82 или Kubelwagen, хотя изначальный прототип назывался Type 62 – легкий разведывательный автомобиль с открытым кузовом на базе гражданского «жука». С усиленной хребтовой рамой и заметно облегченный, он оснащался всего лишь 1-литровым бензиновым мотором и только задним приводом.






Когда союзники захватили первые Type 82 в качестве боевых трофеев, «фольксвагены» отправили на сравнительные испытания с Willys MB. «По большинству характеристик немецкий аналог "Джипа" уступает американскому внедорожнику, за исключением плавности хода» – вердикт был безжалостен к детищу Порше. Не будем строги к американцам – они и «Шерман» считали гораздо более удачным танком, чем Т-34. Полноприводный Willys с 2,2-литровым мотором действительно явно мощней немца, но свои плюсы были и у «Фольксвагена». 


Низкая масса, совершенно плоское днище, дорожный просвет в 28 см и самоблокирующийся дифференциал помогали Type 82 бороться с бездорожьем и не жаловаться на монопривод. Кроме того, VW оказался дешевле и экономичнее «Джипа».


Завод в Вольфсбурге был рассчитан на выпуск 150 тысяч автомобилей в год, но общий тираж Type 82 не превысил 50 тысяч за все пять военных лет. Это при том, что выпуском «фольксвагена» по лицензии занимался также Mercedes-Benz и Opel.


Почему же столь скромные цифры? Ну кроме «лоханки» в Вольфсбурге выпускали и другую технику. Например, гораздо более изощренный в инженерном плане вездеход-амфибию Type 166 – также конструкции профессора Порше.




Еще здесь собирали компоненты для самолетов люфтваффе и даже стратегические ракеты «Фау-1». Неудивительно, что при таком ассортименте продукции Вольфсбург  стал одной из главных целей бомбардировок союзников. К 1945-му 75% завода лежало в руинах.


Кстати: мы привыкли называть «кюбельвагеном» именно военные модели VW, но это не совсем верно. Ведь «кюбельваген» – дословно автомобиль-лохань или, если угодно, автомобиль-тазик. Можно подумать, что название произошло от формы кузова внедорожника – он действительно напоминает ванну на колесах. Но это не совсем так. Просто «кюбельваген» это сокращение от «кюбельзитцеваген», то есть автомобиль с ковшеобразными сиденьями. Такие ставили в военные автомобили без дверей, чтобы водитель и пассажир часом не вылетели на дорогу в быстром повороте. Название прижилось и со времени его начали использовать для обозначения всех полевых машин. Даже с дверьми и с обычными сиденьями.


BMW


Главным вкладом Баварской фабрики моторов в военные «подвиги» «Третьего Рейха» считаются авиационные двигатели. И это действительно так. Радиальный 9-цилиндровый мотор BMW R132 баварцы начали выпускать еще в 1933-м. Им оснащали и вполне невинный транспортный «Юнкерс-52», и грозный бомбардировщик «Дорнье-017», и морской разведчик «Арадо-AR 186». 


В 1939-м BMW поставила на конвейер 14-цилиндровый R801. Он станет самым массовым радиальным двигателем Германии во Второй мировой – тираж превысит 60 тысяч экземпляров. Именно этот мотор стал пламенным сердцем тяжелых истребителей «Фокке Вульф-190». Кстати, мюнхенцы среди первых освоили и производство реактивных двигателей. До конца войны баварцы собрали свыше трех тысяч реактивных моторов BMW 003. Правда лишь немногие из них успели поставить на знаменитые джет-файтеры Henkel 162.





Не авиамоторами едиными, как говорится. Другой значительной статьей производства BMW в годы войны были мотоциклы. От среднеразмерных R35 c 340-кубовым четырехтактным мотором мощностью 14 л.с. и собственной массой в 165 кг до настоящих монстров серии R75. Этот тяжелый мотоцикл выдавал 26 лошадей, а его масса с учетом так называемой активной коляски (то есть с дополнительным ведущим колесом) приближалась к полутоне! Неприхотливые, мощные «эрки» высоко ценились солдатами вермахта, но стоили очень дорого. Только представьте, такой трехколесный слон обходился рейхс-казначейству дороже «Кюбельвагена» Type 82!


Кстати:  давайте не забудем, что свой «кюбельваген» в военное время был и у BMW. Модель BMW 325 – не путать со современными «трешками» – выпускалась с 1937-го по 1940-й и могла похвастать не только полным приводом, но и версией с полноуправляемым шасси. Диаметр разворота военного «биммера» составлял 6,5 м вместо 12,7 м на стандартной версии. Шестицилиндровый 2-литровый мотор с двумя карбюраторами Solex развивал 50 л.с.


Mercedes-Benz


Флагман довоенного немецкого автопрома и во время Второй мировой ворочал огромным количеством заказов. Все происходило в точности с трехлучевой доктриной фирменной эмблемы. Интересы Mercedes-Benz простирались в небесах, на земле и на море. Дизельные моторы Daimler-Benz MB501 ставили, например, на торпедные «шнелльботы» кригсмарине. Три двигателя суммарной мощностью почти в 4000 л.с. обеспечивали этим грозным катерам максимальную скорость под 90 км/ч. Да-да, под девяносто!


Свои рекорды скорости, но уже в воздухе ставили пилоты Messerschmitt Bf 109. Во многом благодаря технологии впрыска топлива, разработанного инженерами Mercedes-Benz и фирмы Bosch для 12-цилиндровых двигателей DB601 и DB605.





Но все же больше всего заказов Daimler-Benz получал непосредственно от вермахта. Начать с того, что Mercedes-Benz выпускал стрелковое оружие – знаменитые немецкие винтовки Mauser 98K. Не забудем и про не менее знаменитые танки Pz.V «Пантера». Из общего тиража в шесть тысяч диких кошек на заводы «Мерседес» пришлось 30% продукции. Это, к слову, было уже после окончания выпуска легких Pz.I и Pz.II и средних Pz.III, которые также собирали на предприятиях Daimler-Benz.


Главный же вклад компании в военную машину – грузовики серии L3000. Надежные и выносливые машины принятые на вооружение еще в 1938-м, прошли все войну. Несмотря только на задний привод «эльки» отлично зарекомендовали себя как в русской распутице так и в африканской пустыне. Тираж L3000 превысил 30 тысяч экземпляров. Гораздо в меньших количествах выпускались тяжелые грузовики L6500 и L4500. Не будем забывать и про тяжелые 12-тонные полугусеничные тягачи DB7 и DB10, шасси для бронеавтомобилей, тяжелые полевые машины серии G5 и, конечно, знаменитый шестиколесный фаэтон G4 – топовый штабной автомобиль высшего командования. Для многих образ Mercedes-Benz 40-х годов связан прежде всего с этой уникальной машиной.




Кстати: технология непосредственного впрыска топлива, успешно опробованная на истребителях «Мессершмитт» уже после войны окажется на гоночных «Мерседесах» серии W194 и W198. Победы в Ле-Мане, «Милле-Милья» и «Каррера Панамерикана» были бы невозможны без революционного по временам 50-х «айншпритцунга».


Opel


Начнем с того, что именно «Опель» оказался чуть ли не единственной немецкой фирмой, которая во времена Второй мировой не использовала на заводах труд военнопленных и заключенных концлагерей. За это респект молниеносным.


Кто-то и саму военную продукцию Opel назовет менее кровожадной, чем у других германских брендов. Всего лишь грузовики и легковые автомобили. 


Зато грузовиков Opel делал реально много. Семейство грузовых автомобилей Blitz стало самым массовым «траком» вермахта за весь военный период – свыше 130 тысяч единиц. Кстати, молния на эмблеме Opel дань уважения именно фирменной грузовой линейке – Blitz по-немецки и есть молния.





Кроме того, Opel отгрузил фронту несколько тысяч полноприводных типовых внедорожников среднего класса (полезная нагрузка от 600 кг), а обычные легковушки бренда – от старенькой модели P4 до вполне современных «кадетов» и «олимпий»  – повсеместно использовались в тыловых соединениях и на оккупированных территориях. 


Кстати: любителям отечественных детективов, наверное, будет интересно узнать, что знаменитый автобус «Фердинанд» из популярного телефильма «Место встречи изменить нельзя» вообще должен был быть не ЗиСом, как показано на экране, а именно «Опелем». Так автобус, который возил Жеглова и Шарапова, описывали братья Вайнеры в повести «Эра милосердия», по которой и снята картина. Конечно, найти настоящий автобус на базе Opel Blitz для съемок было невероятно сложно, поэтому «Фердинанд» и прикинулся ЗиС-8.


Audi 


К моменту начала войны Audi была частью альянса Auto Union, куда входили также бренды DKW, Wanderer и Horch. Вклад «Четырех колец» в военную машину Германии был также широк и разносторонен. Каждый филиал занимался любимым делом – DKW в основном мотоциклами, Wanderer и Horch – штабными и разведывательными автомобиля. На различных предприятиях Auto Union в частности на заводе Audi в Цвиккау наладили производство зенитных пушек, боевых торпед, авиационных и танковых двигателей, стационарных и передвижных генераторов, шасси для бронетранспортеров и даже стрелкового оружия. Кроме того, командирские фаэтоны, кабриолеты и лимузины марки Horch наряду с Mercedes-Benz считались главными автомобилями среднего и высшего руководящего состава немецкой армии.




 


Кстати: послевоенный раздел Германии больнее всего ударил именно по Auto Union. Понимая, что ценные промышленные объекты попадают в зону советского влияния, союзники приняли меры заранее. Еще в начале 1945-го завод Wanderer в Хемнице был практически стерт с лица земли стратегическими бомбардировщиками. Немногое осталось и от предприятий в Цвиккау. Впрочем, здесь со временем удастся возобновить выпуск автомобилей. Только не Audi и Horch, а «Трабантов» и «Вартбургов».


Михаил Медведев


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх