В южной сирийской провинции Деръа сохраняется крайне сложная обстановка, связанная с деятельностью некогда примирившихся с Дамаском боевиков. По сообщениям местных источников, внешне спокойный город остается криминальным гнездом, в котором бывшие боевики занимаются разбоем и похищениями мирных граждан. Вместе с тем ситуация в регионе осложняется и проблемами примирения бывших участников незаконных вооруженных формирований, которые образовали отдельную бригаду в Сирийской Арабской Армии (САА).
О криминогенной ситуации в городе Босра и сложностях на пути нормализации жизни во всей провинции Деръа — читайте в материале ФАН.
Ситуация в Деръа
Южная провинция Сирии в данный момент активно восстанавливается после продолжительного конфликта. После того как Сирийская Арабская Армия смогла вернуть контроль над регионом в 2018 году, долгое время в провинции наблюдались сложности с восстановлением стабильности и правопорядка.
Главным образом этому способствовали местные боевики, которые продолжали атаки на правительственные силы и своих бывших соратников, сложивших оружие и вернувшихся к мирной жизни.
Проблемы в Деръа впервые стали проявляться в марте 2019 года. Примерно с этого момента сирийские правительственные силы начали и периодически продолжают контртеррористическую операцию на юге страны.
В разных случаях войскам удавалось лишь на некоторое время купировать проблему либо после штурма отдельных населенных пунктов, занятых боевиками, либо в ходе переговоров с вооруженными группировками. Несмотря на это, Деръа остается «проблемной» сирийской провинцией — из-за неумения центральных властей работать с населением, жившим 8 лет под контролем боевиков.
Кроме того, действия террористов координировались и «подогревались» внешними игроками сирийского конфликта, которым было выгодно сохранение очага нестабильности на юге страны, — в частности, США, Иордании и Саудовской Аравии. Так, по словам боевика Абдурахмана Джисра, сдавшегося российским военным, он вместе со сторонниками был направлен в Иорданию, где проходил обучение под руководством США, а позже был переброшен в Деръа, где и вел борьбу с правительственными силами.
Древний город в тени криминала
Одним из мест, которые до сих пор остаются криминогенными гнездами провинции Деръа, является древний город Босра, расположенный недалеко от границы с Иорданией. В 2018 году во время операции «Базальт» Сирийской Арабской Армии по освобождению юга страны Босра находилась под контролем незаконных вооруженных формирований. Однако в результате продвижения правительственных сил население города и адекватная часть боевиков, представляющая немалую долю жителей Босры, согласились заключить перемирие с Дамаском.
NEW MAP update: #SAA forces secured the town of #Saida near #Daraa city. Militants in Bosra al-Sham reconciled with the Syrian Government and continue to hand over huge amounts of weapons and ammunition to the #Syria/n army. pic.twitter.com/GVJP5c4zol
— Peto Lucem (@PetoLucem) July 5, 2018
За два года жизни без войны в городе стало значительно спокойнее. Тем не менее полностью мирной жизнь тут назвать нельзя. Источники в сирийской армии сообщают, что в Босре, несмотря на внешне стабильную обстановку, нередко происходят убийства и похищения мирных жителей. Совсем недавно одна из местных банд под командованием некоего Исмаила захватила в заложники с целью получения выкупа мальчика-друза из соседнего населенного пункта и потребовала за него 500 тыс. сирийских фунтов, что равняется примерно 200 долларам.
Похожая ситуация складывается на всем юге Сирийской Арабской Республики, в так называемой «долине Хауран», в которую, помимо Деръа, входит и соседняя сирийская провинция Эс-Сувейда, где также активны местные бандформирования. Так, боевики в населенном пункте Эль-Мазраа только за июнь 2020 года выкрали 11 человек из провинций Дамаск и Деръа, причем лишь двоих похищенных удалось освободить благодаря посредническим усилиям старейшин.
Сейчас многие из бывших боевиков вошли в состав отряда содействия службе безопасности Сирии и пытаются навести в Босре подобие порядка. Но в городе еще остается достаточное количество тех, кто не хочет мира и промышляет обычным криминалом: заказными убийствами, похищением с целью выкупа, угонами автомобилей, контрабандой наркотиков.
Печально, что именно этот «неблагонадежный элемент» страны Запада продолжают именовать «сирийской оппозицией» и заявлять об ущемлении их конституционных прав, хотя реальность говорит об обратном.
Из боевиков — в солдаты
Нужно понимать, что с 2018 года Босра является своеобразным «внутренним» анклавом, где нет регулярных подразделений правительственных сил. Российская военная полиция неоднократно приезжала в город, чтобы принять участие в переговорах с местными экс-боевиками. В результате общения те, кто считался «сирийской оппозицией», после примирения входили в состав 8-й бригады 5-го добровольческого штурмового корпуса (ДШК) Сирийской Арабской Армии и сейчас выполняют задачи по охране и обороне района.
The Syrian flag was hoisted over the main square of Bosra al-Sham city in eastern #Daraa countryside today. pic.twitter.com/CkJSBuPKjI
— Military Advisor (@miladvisor) July 17, 2018
Но в то же время именно новые военнослужащие 5-го ДШК становятся жертвами других боевиков, не пошедших на примирение с сирийским правительством. Тот факт, что Дамаск не смог обеспечить безопасность своих новых защитников, решивших урегулировать статус, вызывает справедливый гнев местного населения, которое неоднократно начинало под этим предлогом антиправительственные митинги в Босре.
Кроме того, масла в огонь подливают и непростые взаимоотношения в армейских подразделениях Сирии, где на бывших боевиков поглядывают с опаской. Так, в июле 2020 года в городе Боср аль-Харир к северо-востоку от Деръа вспыхнули стычки между местными жителями, входящими в состав 8-й бригады 5-го ДШК, и военнослужащими других подразделений сирийской армии. В ходе конфликта один военнослужащий был ранен, а правоохранительные органы заблокировали все дорожные направления вокруг города.
На арене амфитеатра Босры
Любопытно, что в свете всего вышесказанного бывших боевиков, которые вошли после примирения в 5-й ДШК, сирийские оппозиционные источники неоднократно причисляли к «пророссийским силам». Предполагается, что это вызвано желанием связанных с сирийской оппозицией кураторов отомстить вернувшимся к мирной жизни экс-боевикам, а также нанести удар по России, которая помогала с обучением 5-го корпуса.
Russia have sent a delegation to Bosra al-Sham to meet with NDF leadership that are friends with 5th Corps 8th Brigade. Possible merger on the horizon? ????
— Marqab (@ProNDF) December 23, 2020
В частности, в июле 2020 года оппозиционные источники в сирийской провинции Деръа сообщали о том, что древнеримские памятники в Босре были превращены в «тренировочный лагерь пророссийских сил». По их словам, старая крепость с амфитеатром якобы превратилась в полигон 8-й бригады 5-го ДШК. Однако на прилагавшемся к сообщению видео были запечатлены элементы строевой подготовки на площади перед крепостью, что, мягко говоря, не соответствует словам источников о «тренировочном лагере».
فيديو مسرب ..قلعة #بصرى_الشام تتحول إلى معسكر تدريب..#نبأ_سوريا_درعاpic.twitter.com/h82ns6JAlJ
— نبأ (@NabaaFoundation) July 12, 2020
Забыли сирийские оппозиционные СМИ и о том, что в 2018 году, когда провинция Деръа была возвращена под контроль Дамаска, штаб группировки «Шабаб ас-Сунна» в Босре располагался именно в древнеримском амфитеатре. И о том, что вопрос использования памятников архитектуры в сирийском конфликте на военные нужды имеет очень давние корни.
Впрочем, бывших боевиков, а ныне военнослужащих 8-й бригады 5-го ДШК не стоит считать и лояльными официальному правительству. Типичный выпуск новобранцев бригады, несмотря на сирийские флаги, проходит под лозунги о свержении правительства Асада и плакаты с требованиями отпустить задержанных и арестованных. И на этом примере становится понятно, почему ситуацию в Босре и во всей южной провинции Деръа считают крайне сложной и противоречивой не только в Дамаске.
1,000 fighters of the Russian-backed 5th Corps gathered in a square in Bosra Al-Sham city and chanted anti-regime slogans, including "Syria is for us, not for Al-Assad’s palace – Long Live Syria and down with Bashar – the ‘martyrs’ blood’ is precious and it will never be in vain”
— ????????MD Nafeul Ferdous Shopnil???????? (@nafeul_md) July 29, 2020
Автор: Ахмад Марзук
Подпишись: