Лента новостей

04:12
Как завоевать любовь нового президента США? Украинский рецепт
04:07
Сирийские СМИ: США перебросили на северо-восток Сирии 200 военных из Ирака
04:06
Байден назвал прощальное письмо Трампа «очень благородным»
04:05
Мадуро провозгласил победу Венесуэлы над Трампом
04:04
Фракция Европарламента исключила депутата за гомофобные комментарии в соцсетях
03:59
Укротитель «Тигров»: история самоходчика Журенко
03:56
United Airlines в 2020 году понесла убытки на $7,1 млрд
03:55
Байден постановил отменить строительство нефтепровода Keystone XL на границе с Канадой
03:54
В Канаде разочарованы решением Байдена об отмене проекта нефтепровода Keystone XL
03:51
Летчик-испытатель спрогнозировал исход боя Су-57 и F-35
03:44
Военные корабли ВМС Франции будут пользоваться гребными винтами, напечатанными на принтерах
03:24
Антонов оценил возможность договориться с США о продлении ДСНВ-3
03:23
Антонов: РФ рассчитывает, что Байден изучит предложение о саммите СБ ООН
03:22
Европарламент потребует остановить Северный поток — 2 из-за Навального
03:21
Мадуро изучает возможность установления новых отношений с США
03:07
В США объявили о начале эпохи алгоритмических войн
02:58
Главной "звездой" инаугурации Байдена стала пряжка на брюках Мишель Обамы
02:26
Российские гандболисты на чемпионате мира проиграли Египту
02:25
Китайские ученые узнали, из-за чего можно повторно заразиться COVID-19
02:24
Байден отменил самые скандальные указы Трампа
02:23
Демократы получили контроль над обеими палатами Конгресса США
02:20
Расходы на исследования в полупроводниковой отрасли продолжают расти, лидером по тратам остаётся Intel
02:16
Элементы штыковой атаки времён Суворова продемонстрировала рота Почетного караула ЗВО в честь своего 60-летия в Санкт-Петербурге
02:15
Тактико-специальные занятия инженерных подразделений в Подмосковье
02:13
Кабмин обсудит оптимизацию госзакупок и субсидирование билетов на Дальний Восток
02:12
Эксперты: цены на массовые товары вырастут на 1-4% при декарбонизации мировой логистики
02:11
Эксперты рассказали, в каких сферах вырос средний чек на услуги самозанятых в России
02:09
Постпред РФ в Вене оценил настрой США по теме иранской сделки как деловой и прагматичный
01:49
Жлобство ― политическая традиция Украины
01:42
Эксперт рассказал об эффективных способах накопления денег
01:40
Байден заблокировал строительство трубопровода Keystone XL
01:39
Трамп оставил Байдену великодушное письмо
01:38
Эксперт указал на противоречия в инаугурационной речи Байдена
01:37
СМИ: США перебросили 200 военных из Ирака на северо-восток Сирии
01:26
Обозреватель: эксперты назвали безумием планы украинской власти импортировать газ из России
01:25
Do Rzeczy: мы ещё заскучаем по 2020 году, ведь в 2021-м нас ждёт «социальный маразм»
01:23
И ждет сигналов от новой администрации США
01:20
Саперы рассказали об особенностях разминирования в Сирии
01:19
Слуцкий: президент Азербайджана принял тяжелое, но мудрое решение
01:11
Главной "звездой" инаугурации Байдена стала пряжка на брюках Мишель Обамы
01:03
Может ли БРИКС стать альтернативой глобальному человейнику?
00:43
Российский СПГ по Севморпути в этом году пошел раньше срока
00:37
Украинский министр понадеялся на «покаяние» президента России
00:36
Главу правящей партии Германии упрекнули в симпатии к России
00:35
Россия перестала быть главным экспортером нефти в Китай — ее обогнала Саудовская Аравия
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Мировое обозрение » В мире » Карабах остался за пределами обсуждения лидеров конфликтующих стран

Карабах остался за пределами обсуждения лидеров конфликтующих стран


Слева направо: премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин

В Баку и Ереване результаты трехсторонних переговоров лидеров России, Армении и Азербайджана, состоявшихся в Москве 11 января, получили диаметрально противоположную оценку. В Азербайджане встречу сочли продуктивной, поскольку на ней была достигнута договоренность о разблокировке экономических и транспортных связей в регионе. В Армении же оппозиция обвинила премьер-министра Никола Пашиняна в слабоволии и очередной сдаче позиций: в армянском обществе первоочередным вопросом считают возвращение пленных, но вместо этого на переговорах обсуждали экономическую повестку, на которой настаивал Азербайджан.


И в Баку, и в Ереване активно дискутировали по поводу итогов встречи премьера Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, прошедшей накануне в Москве при посредничестве президента РФ Владимира Путина. На ней была достигнута договоренность о создании рабочей группы во главе с вице-премьерами трех стран, которая займется «разблокировкой всех экономических и транспортных связей в регионе». Речь идет о двух основных направлениях. Во-первых, это коридор из основной части Азербайджана в анклав — Нахичевань, который должен пройти через Сюникскую область Армении. А во-вторых, железная дорога из Еревана в ту же Сюникскую область, которая проложена через Нахичевань. Оба маршрута активно использовались в советское время, но с началом нагорно-карабахского конфликта прекратили существование.

Из-за закрытия указанных транспортных путей в свое время пострадала и Россия. Когда в результате грузино-абхазского конфликта движение поездов из России в Грузию стало невозможным, Армения потеряла самый надежный маршрут к своему основному союзнику, а Россия — соединение с железными дорогами Турции.

В результате железные дороги Армении де-факто сократились до небольшого участка, связывающего Ереван и Тбилиси, а товары из России могут перевозиться лишь по Военно-Грузинской дороге, которая регулярно закрывается из-за погодных условий.

Серьезным подспорьем для Армении могло бы стать расширение экономических связей с Ираном, но и это до сих пор было невозможно, учитывая, что страны связывает лишь одна горная дорога.

Таким образом, подписанный в Москве документ теоретически должен устраивать все три стороны: Азербайджану нужна дорога в Нахичевань и Турцию, России — в Турцию и Армению, а Армении — в Россию и Иран. Но де-факто триумфатором по итогам переговоров чувствовал себя только Ильхам Алиев. А вот Никол Пашинян в своей речи сконцентрировался не на достижениях, а на нерешенных вопросах — в первую очередь на нежелании Баку обсуждать статус Нагорного Карабаха, а также на судьбе военнопленных (см. “Ъ” от 12 января).

Разочарование Никола Пашиняна разделяют и другие армянские политики, правда, они убеждены, что в «провале» переговоров виноват сам премьер.

Например, глава парламентской фракции партии «Светлая Армения» Эдмон Марукян заявил, что разблокировка экономических коридоров и так упоминалась в трехстороннем соглашении от 9 ноября прошлого года, а значит, обсуждать ее дополнительно излишне. «Фактически это повестка, продвинутая нашим врагом, и она продолжает доминировать над армянской повесткой»,— сказал политик. И посетовал на то, что если «пункты, которые не входят в повестку (армянской стороны.— “Ъ”), такие как уход из Кельбаджара и передача Лачинского коридора, были реализованы и по-прежнему реализуются с точностью швейцарских часов», то судьбу армянских военнопленных в Баку обсуждать отказываются.

«Вопрос по военнопленным не обсуждался по двум причинам. Во-первых, азербайджанская сторона объявила военнопленных преступниками и пытается превратить их судьбу в дополнительный пункт переговоров. Во-вторых, армянская сторона не нашла достаточно убедительных аргументов, чтобы объяснить неэффективность такого подхода»,— предположил в беседе “Ъ” армянский политолог Грант Микаелян.

Между тем азербайджанский политолог, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Маммадов заверил “Ъ”, что в Баку не всех удерживаемых армян считают военнопленными: «Люди, задержанные до и во время конфликта, уже выданы. А сейчас Армения хочет вернуть 62 человека, которых азербайджанская армия разоружила под Гадрутом уже в декабре. Они заехали из Ширакской области Армении в конце ноября, уже после подписания заявления о прекращении огня, и убили пятерых граждан Азербайджана. Поэтому их рассматривают отдельно — как диверсантов».

Что касается статуса Нагорного Карабаха или судьбы проживающих там армян, то тут позиция Баку, по мнению Фархада Маммадова, будет еще жестче. «Азербайджан будет обсуждать с Арменией исключительно межгосударственные вопросы. А нагорно-карабахский конфликт завершен, и будущее армян Карабаха может обсуждаться разве что с международными организациями и другими посредниками, но не с Ереваном»,— уверен он.

Не сумев похвастаться другими достижениями в переговорах, Никол Пашинян остановился на перспективах развития экономических связей.

На его взгляд, они «могут серьезно изменить экономический облик региона и серьезно повысить инвестиционный потенциал и инвестиционную привлекательность».

Однако собеседники “Ъ” в Ереване не разделяют его оптимизма. «В среднесрочной перспективе осуществление Россией грузоперевозок через азербайджанскую инфраструктуру для Армении будут обходиться дороже, чем через Верхний Ларс и грузинские порты на Черном море. Причина — необходимость поиска новых инфраструктурных решений, которые неизбежно найдут отражение в себестоимости перевозок,— считает президент армянской НКО "Институт энергетической безопасности" Ваге Давтян.— Важную роль сыграет и политическая составляющая. Хоть Азербайджан и заявляет о равноправном доступе к транспортной инфраструктуре, очевидно, что он будет проявлять протекционистский подход, создавая для армянских грузоперевозчиков неблагоприятные условия. Гибридная война продолжается и будет иметь преимущественно экономическое содержание».

Старший научный сотрудник центра Carnegie Europe и автор одной из главных книг по истории нагорно-карабахского конфликта «Черный сад» Томас де Ваал считает, что «самое интересное» в переговорах лидеров трех стран «осталось за закрытыми дверями», а экономическую повестку вынесли на первый план лишь для того, чтобы предъявить какой-то результат. «Пашинян, вне всяких сомнений, хотел добиться соглашения о пленных и пропавших без вести, но Алиев в этом пока не заинтересован. Алиев, вероятно, недоволен работой миротворческой миссии, но Путин не готов к компромиссам на этот счет. Что остается? Искренний и общий интерес к восстановлению автомобильных и железных дорог»,— заявил “Ъ” эксперт. Однако, как признал господин де Ваал, этот план следует считать долгосрочным: чтобы его осуществить, нужна не только инфраструктура, но и «политическая воля и соглашения на базовом уровне, которые сейчас отсутствуют».

Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван


Кирилл Кривошеев


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх