Лента новостей

06:56
Каково быть танкистом? Подо мной сожгли 4 машины. Есть что рассказать (2021)
06:44
Twitter запустил функцию вознаграждения авторов микроблогов биткоинами
06:42
Депутат Рады Кива: обвинения Зеленского в адрес Москвы показывают его трусость
06:40
Депутат парламента Италии раскритиковал обвинения России в росте цен на газ в Европе
06:18
Провальные походы Голицына на Крым или в чьих интересах действовал фаворит царевны Софьи
06:04
Жители Риддера пожаловались на нападения медведя
05:50
Эксперт Бадалов: рубль популярен в мире за счет интереса спекулянтов
05:48
Экономист Бахтин: покупать доллары часто бывает выгодно в двадцатых числах каждого месяца
05:46
Рубль в августе второй месяц подряд остается в топ-20 самых популярных валют мира
05:42
Алиев: Путин сыграл активную роль в урегулировании конфликта в Карабахе
05:40
Мексика вместе с Францией предложила регулировать право вето постоянных членов Совбеза ООН
05:38
Алиев: Азербайджан сделал новые заявки на закупку оружия в России
05:36
Эксперт Охрименко: ФРГ не изменит позицию по Северному потоку — 2 из-за бизнес-интересов
05:18
QUAD у ворот
05:12
Прошедший в Госдуму Дмитрий Певцов угодил в непростую "вилку"
04:52
Кандидат в немецкие канцлеры Лашет поддержал «СП-2»
04:50
Пушков сообщил о нежелании Европы видеть Киев в ЕС и НАТО
04:22
Кто пытается «польскими руками» снизить цены на газ из России?
04:12
El Confidencial: На Сардинии задержали экс-главу правительства Каталонии Пучдемона
04:10
Блинкен: Иран пока не дал согласия возобновить переговоры по СВПД
04:08
Дэниел Крейг получил за роль Бонда звание коммандера ВМС Британии
04:06
В КНДР заявили, что об окончании войны на полуострове говорить преждевременно
04:04
Талибы рассчитывают на помощь России в вопросе снятия санкций ООН
03:58
Обзор Lenovo Legion 7 16ACHG6: ноутбук с топовым железом и QHD-экраном
03:56
Huawei представила беспроводные наушники Freelace Lite — 18 часов автономной работы и цена $42
03:50
Военные медики Танковой армии ЗВО оказывают помощь местному населению в Тульской области в борьбе с короновирусной инфекцией
03:48
Лётчики Западного военного округа исполнили мечту детей из детского хосписа в Санкт-Петербурге
03:44
Глава МИД Венгрии заявил, что ожидает визита председателя правления Газпрома 27 сентября
03:42
Регоператору в Коми дали неделю на решение о переходе на более экологичное обращение с ТКО
03:40
Заседание российско-словацкой межправкомиссии пройдет в октябре
03:36
Делегация России в СПЧ ООН обвинила комиссию по Сирии в решении конъюнктурных задач
03:34
Лавров на полях ГА ООН провел встречу с главой МИД Франции
03:32
Лавров и главы МИД стран Центральной Америки обсудили продвижение сотрудничества
03:28
Власти Ингушетии помогут трудоустроиться семьям военнослужащих мотострелкового полка
03:26
Умер главный конструктор советских атомных подводных лодок I и II поколений Радий Шмаков
03:06
Президент Туниса объявил о новых исключительных мерах
02:56
Сайт мастеракрасоты.ру — обучение мастеров для салонов красоты в вашем городе
02:52
Сталинская экономика ― рывок к Сверхдержаве
02:46
УНIАН (Украина): НАТО 2.0. Какими будут последствия создания нового военного союза для мира и Украины
02:42
Два СПГ-9 Копье против шести машин поставленных на бок. СУМАСШЕДШИЙ эксперимент вышел из под контроля! (2021)
02:32
NI: Россия хочет построить гигантский корабль-невидимку, похожий на Zumwalt
02:28
Кандидат в канцлеры ФРГ Лашет поддержал ввод в эксплуатацию «СП-2»
02:26
Экс-главу Каталонии Пучдемона арестовали по обвинению в подстрекательстве к мятежу
01:52
"45 000 человек умерли из-за вакцины от КВИ за три дня в США": новый фейк обсуждают в Сети
01:46
Польский сертификатор стал новой проблемой «Северного потока – 2»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Может ли реактивный истребитель взлететь с места

Может ли реактивный истребитель взлететь с места



В советское время автопутешественников удивляло неожиданное улучшение убитых автодорог и увеличение их ширины. Такие роскошные дороги вдруг появлялись, например, в безлюдной степи и так же непонятно исчезали через несколько километров.

Может ли реактивный истребитель взлететь с места


Служба в авиации дала ответ на эту загадку: участки автодорог, создаваемые по военным технологиям, служили взлетно-пасадочными полосами на случай будущей войны, в которой мало кто сомневался. Всем было понятно, что главной целью первого удара станут аэродромы. А как взлетать и садиться без них? Усиленные автодороги и были одним из ответов на этот вопрос. При каждой авиадивизии были специальные инженерные и аэродромные мобильные службы, готовые в кратчайшие сроки развернуть мобильные аэродромы в самых неожиданных местах. Существовали и более фантастические решения, например разгонные реактивные тележки. Их собирался использовать для старта своих гигантских сверхзвуковых реактивных бомбардировщиков один из самых смелых отечественных авиаконструкторов – Владимир Мясищев.

Трудный взлет

В начале 1950-х годов КБ Мясищева приступило к проектированию уникального стратегического сверхзвукового бомбардировщика М-50. Конструкторам пришлось решить массу задач, ранее не встречавшихся в авиастроении, – до Ту-144 или Ту-160 было еще очень далеко. Про любую из них можно написать целую статью, но мы сосредоточимся только на проблеме взлета. Дело в том, что большой дальнточости на сверхзвуковых скоростях для бомбардировщика весом 265 т в те времена добивались за счет увеличения длины разбега. И даже при установлении взлетной дистанции 3 км для М-50 планировалось обязательное применение ракетных ускорителей. Расчеты показывали, что для взлета без ускорителей с полной бомбовой нагрузкой стратегическому бомбардировщику требовалась взлетная полоса 6 км! Для сравнения: ВПП для космического «Бурана» на Байконуре имеет длину 3,5 км. Но и трехкилометровых бетонных взлетных полос в СССР почти не было. Поэтому в КБ Мясищева одновременно с проектированием самолета приступили к разработке экзотических стартовых устройств: стартовой тележки с шинными колесами, тележки на рельсовом пути, гидротележки, «летающего шасси» и системы точечного старта.





Плюсы: возможность эксплуатации с облегченной ВПП (толщина плит около 20 см)
, возможность маневрирования с изделием вплоть до мест рассредоточения. Минусы: ограничение применимости по скоростям (до 450 км/ч)
, трудность фиксации направления взлета
, трудность останова и организации движения тележки после отрыва самолета
, большая суммарная длина пробега тележки.







Нерешенная проблема взлета такой махины, безусловно, и была одной из причин, по которой Макетная комиссия 1955 года завернула проект с формулировкой: «Заданная постановлением Совмина СССР длина разбега самолета 3000 м без применения стартовых ускорителей не выполняется... Для эксплуатации самолета с существующих аэродромов необходимо обеспечить длину разбега со стартовыми ускорителями не более 2500 м. Предлагаемые ОКБ-23 МАП другие способы взлета самолета – точечный старт, взлет с гидротележки – представляют интерес для ВВС как более экономичные и обеспечивающие лучшее боевое рассредоточение самолетов стратегической авиации. Указанные новые способы взлета требуют детальной конструктивной проработки и проверки летными испытаниями». Но, учитывая особую важность создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика, инженеры КБ Мясищева занялись доработкой самолета по проекту «50».







На тележке


Наибольший интерес ВВС вызвала система старта с гидротележки – гигантской 160-тонной отделяемой поплавковой глиссирующей системы с собственными разгонными двигателями, успешные модельные испытания которой были проведены в ЦАГИ. Никаких теоретических проблем с созданием полноразмерного образца не было найдено, и, кроме того, военных привлекала возможность расширить районы базирования сверхзвуковой стратегической авиации. Большим плюсом водного базирования было и то, что оно давало возможность подвозить топливо и боекомплект средствами флота, а только керосина для одного самолета нужны были сотни тонн. Однако у Мясищева не оказалось специалистов с опытом проектирования глиссирующих корпусов (в отличие, например, от КБ Туполева, разрабатывавшего и выпускавшего в годы войны глиссирующие торпедные катера). Идею с гидротележкой пришлось отложить в сторону.





Реактивный истребитель

Плюсы: непоражаемость водного аэродрома, возможность широкого маневрирования и перебазирования тележки с изделием, возможность материально-технического обеспечения (топливо, боекомплект) средствами флота. Минусы: отсутствие опыта проектирования, строительства и эксплуатации стартовых устройств такого типа, необходимость проведения комплекса экспериментальных исследований.





Вторая идея базировалась на создании 35-тонной тележки, оснащенной двигателями с ускорителями. Плюсов у этой схемы было только два: возможность взлета с облегченных взлетно-посадочных полос с толщиной плит до 20 см и возможность маневрирования с установленным самолетом вплоть до мест рассредоточения. Недостатков было гораздо больше. Например, скорость отрыва М-50 должна была составлять около 450 км/ч. Сравните с максимальной скоростью болидов F1 – 372,6 км/ч. Трудно представить 35-тонный тягач с установленным 265-тонным самолетом, разогнанный до таких скоростей. Не меньшей проблемой была и дальнейшая остановка разогнанного сверхтяжелого тягача: тормозной путь значительно увеличивал длину ВПП вместо ее сокращения. К тому же возникали опасения по поводу способности пилота тягача удержать прямой курс на таких скоростях да еще с таким грузом сверху.






Некоторое решение этих проблем представлял третий вариант – 25-тонная разгонная тележка на рельсовом пути. Во-первых, сама собой решалась проблема курсовой устойчивости при взлете. Во-вторых, по идее, строительство нескольких километров рельсовых путей должно было обойтись гораздо дешевле полноценной взлетно-посадочной полосы. Сложность была в том, что не только в СССР, но и в мире не было технологий строительства столь скоростной железной дороги с такой точностью укладки полотна и с таким высоким удельным давлением на грунт. Последним оставался вариант так называемого точечного старта.





Реактивный истребитель

Плюсы: простота пилотирования на взлете благодаря направленности взлета, надежный останов тележки после отделения самолета (зажимные тормоза), относительная дешевизна постройки пути и меньшая уязвимость с воздуха. Минусы: трудность создания усиленного железнодорожного пути с повышенной точностью укладки, ограниченные районы обслуживания.





Старт. И точка


Идее старта с места почти столько же лет, сколько и авиации – первые прототипы еще нелетающих самолетов в конце XIX века стартовали при помощи катапульт. Уже в 1916 году 30-метровые катапульты для гидросамолетов были установлены на трех американских крейсерах. Вторую жизнь в идею безаэродромного старта вдохнули крылатые ракеты, или, как их называли в 1950-е годы, самолеты-снаряды. Собственно, первые крылатые ракеты самолетами и являлись, только беспилотными. И первоначально они запускались не из вертикальных контейнеров, как сейчас, а с пологих направляющих. Успех запусков первых крылатых ракет и натолкнул авиаконструкторов на мысль запускать таким же образом реактивные самолеты-перехватчики. В СССР такую систему разрабатывало КБ Микояна на базе усиленного истребителя-перехватчика МиГ-19С с твердотопливным ракетным ускорителем. Испытания в 1957 году прошли успешно, было выполнено восемь стартов, но проект закрыли: как раз в это время подоспели зенитно-ракетные комплексы, которые гораздо эффективнее решали эти задачи.









Реактивный истребитель

Плюсы: мобильность переброски тележки для обслуживания различных аэродромов. Минусы: дорогостоящее сооружение при неясном процессе взлета, необходимость бетонных покрытий, трудность обеспечения безопасного расцепа, ограничение применимости по скоростям (до 450 км/ч).


Но одно дело запустить в воздух 8-тонный МиГ-19С, другое – 200-тонный бомбардировщик. Поэтому была выбрана другая схема точечного старта – без рельсовой направляющей. По сути, самолет поднимался в воздух как ракета, на жидкостных ракетных двигателях. Стартовая позиция же состояла из маятниковой конструкции, отводящей самолет от земли в самом начале движения, подъемников для установки М-50 на маятник, ямы и отражательных устройств для факелов ракетных двигателей. Две основные опоры маятника воспринимали 98% нагрузки, остальная приходилась на хвостовую опору.







Точно так же устанавливались и ракетные ускорители: два основных под крыльями и один в хвостовой части фюзеляжа. Два подкрыльевых ускорителя с восемью соплами тягой 136 т каждый, ставившиеся под углом 55 градусов, создавали вертикальную силу, превосходящую взлетную массу самолета, а горизонтальная составляющая тяги помогала турбореактивным двигателям разгонять самолет. Хвостовой ускоритель убирал вертикальное рыскание, а поперечное регулировалось газовыми элеронами, установленными в струях основных двигателей. Взлет должен был выполняться следующим образом. Первыми запускались основные турбореактивные двигатели, и самолет стабилизировался автопилотом. Взлетные ускорения были настолько велики, что весь процесс взлета был полностью автоматизирован, пилот в состоянии, близком к обмороку, вряд ли мог чем-то помочь. После чего запускались хвостовой ракетный двигатель и основные подкрыльевые ракетные ускорители, снимались стопоры и самолет поднимался на маятнике на высоту 20 м, где и происходило рассоединение. После достижения расчетной скорости 450 км/ч самолет переходил в штатный режим взлета, а отработанные ускорители сбрасывались на парашютах.









Проверочная работа


Увидеть в действии эти уникальные системы нам не удалось. После успешных запусков королевской баллистической ракеты Р-7 с дальностью полета 12 000 км, которая к тому же была неуязвима для систем ПВО той эпохи, все работы по сверхзвуковым стратегическим бомбардировщикам свернули. Но в технической осуществимости подобного проекта сомневаться не приходится. В 1980 году идею на практике проверили американцы.


Реактивный истребитель

Плюсы: взлет с места стоянки, любое рассредоточение мест старта, возможность хорошей маскировки, малый объем строительных работ при небольшом расходе бетона, возможность одновременного вылета большого числа самолетов, уменьшение веса взлетно-посадочных устройств. Минусы: необходимость газовых органов управления и стабилизации.





Для освобождения заложников в захваченном американском посольстве в Тегеране был придуман фантастический план с посадкой на футбольном поле в центре города 70-тонного транспортного самолета C-130. Поле, надо сказать, к тому же было огорожено 9-метровой бетонной стеной. Так что садиться и взлетать C-130 должен был практически вертикально. Для этого транспортный самолет, получивший обозначение YMC-130H, был буквально напичкан мощными ракетными двигателями: восемь двигателей от противолодочных ракет RUR-5 АSROС в носовой части для торможения, восемь от противорадиолокационных ракет AGM-45 Shrike в нижней части для подъема, восемь в хвостовой части от ракет средней дальности морского базирования RIM-66 Standard MR для ускорения взлета, еще две от АSROС для предотвращения удара хвоста о землю при резком взлете и еще четыре таких же двигателя на пилонах крыла для устранения поперечного рыскания! Были проведены испытательные полеты, которые сильно напоминали китайский фестиваль фейерверков, но самолет взлетал и садился почти с места.


Правда, в ставшем последним испытательном полете произошло рассогласование включения носовых тормозных и вертикальных подъемных двигателей, самолет остановился слишком высоко над полосой, потерял устойчивость и рухнул. Однако несколько взлетов-посадок прошли успешно. Впрочем, в дальнейшем работы по YMC-130H, как и по точечно взлетающим М-50, были свернуты. Тем не менее они остаются великолепным памятником дерзким, почти сумасшедшим идеям авиаконструкторов XX века.


Александр Грек


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх