Лента новостей

06:44
Почему у Китая получилось: уроки реформ в СССР и КНР тридцать лет спустя
06:32
The Telegraph (Великобритания): российский производитель зенитных ракет начнет выпускать гражданские автомобили
06:18
Назначенный прежними властями Афганистана Гулям Исхакзай выступит на ГА ООН
06:16
Администрация США раскритиковала талибов за возобновление казней в Афганистане
06:14
Арестованных в Китае канадцев освободили после вылета на родину финдиректора Huawei
05:50
6 советских командармов, которые могли изменить начало Великой Отечественной войны
05:36
Амнистию для купивших паспорта вакцинации объявили в Павлодарской области
05:22
Оборот интернет-магазинов, продающих лекарства, вырос за год на 84 процента
05:20
Эксперт Остапкович объяснил разницу в ценах на продукты уровнем обслуживания в магазине
05:16
Глава МИД Мали Диоп сообщил, что не обсуждал с Россией сообщения о размещении ЧВК Вагнер
05:14
Премьер Канады Трюдо сообщил об освобождении двух канадцев из-под стражи в Китае
05:12
Южная Корея побила рекорд по случаям заражения COVID-19 за сутки с 3273 новыми больными
05:10
В США на армейской базе группа афганских беженцев напала на американскую военнослужащую
04:34
ВС Украины обвинили Россию в нарушении воздушных границ в ходе учений
04:32
США осудили планы «Талибана»* вернуть казни в качестве наказаний в Афганистане
04:30
Украинских депутатов могут обязать проходить осмотр у психиатра и нарколога
04:00
Чем AUKUS аукнется Австралии
03:52
«Устроим праздник непослушания»: певица Анжелика Агурбаш предложила метод борьбы с Лукашенко
03:50
Тихановская: Белорусская оппозиция перешла в фазу затяжного противостояния с режимом Лукашенко
03:48
«Профессиональная обнимательница» рассказала, сколько зарабатывает в час
03:46
Британские ученые объявили, что нашли способ достичь «сверхчеловеческого» иммунитета
03:44
«Быстрое старение и повышенная смертность»: врачи назвали четыре опасных продукта для завтрака
03:38
Intel начала строительство двух заводов по производству чипов в Аризоне — на них будут реализованы передовые техпроцессы
03:36
Amazon выпустит большой смарт-дисплей для умного дома, а также саундбар и домашнего робота
03:28
Маск: новые заводы по производству полупроводников устранят дефицит чипов в 2022 году
03:26
Минтранс предлагает оснастить легковые такси устройствами контроля за усталостью
03:24
Минтранс может обязать самозанятых водителей такси заключать договоры с агрегаторами
03:20
Бутина заявила, что принимает депутатский мандат от кировского губернатора и пойдет в Думу
03:18
Лавров и президент Словении отметили настрой на дальнейшее конструктивное сотрудничество
03:16
Лавров обсудил с главой МИД Таиланда сотрудничество по противодействию пандемии
03:12
Загадка взрывов на Крещатике: почему горел Киев в первый год войны
02:52
Россия отправила 1149 тонн гуманитарной помощи в Республику Джибути
02:50
Виталий Милонов: Реагировать на угрозы Франции следует дружным смехом
02:38
Идея уничтожить Черноморский флот минами: по Хуану ли сомбреро?
02:32
The Spectator (Великобритания): готова ли Россия к жизни после Путина?
02:18
Захарова осудила инцидент с российскими журналистами в Косово
02:16
Россия и Словения подтвердили настрой на конструктивное сотрудничество на ГА ООН
02:14
Биограф Меркель Больман оценил развитие отношений ФРГ и России после ее ухода
02:02
Компания Jawbone подала в суд на Apple из-за патентов шумоподавления в AirPods
01:42
Россия спустила на воду безэкипажное судно «Пионер-М»
01:34
Завершен проект освещения на территории мавзолея Х. А. Ясауи в Туркестане
01:28
Nasdaq: поставки из Норвегии снизили цены на газ до 700-800 долларов
01:20
Bloomberg (США): из-за нового российского трубопровода Украина вынуждена меньше думать о газе и больше о войне
01:18
Украинский депутат Волошин: Эрдоган не уважает Украину! (dikGAZETE, Турция)
01:16
NV.ua (Украина): Газпром поднимает оружие. Чем Украина может ответить на рекордный всплеск цен на газ и запуск Северного потока — 2»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Эпоха акробатов: однорельсовые железные дороги

Эпоха акробатов: однорельсовые железные дороги



В начале ХХ века в Англии, Германии и России почти одновременно появились необычные гироскопические аппараты. Восхищенным зрителям казалось, что выкладки создателей машин верны: будущее за двухколесными автомобилями и однорельсовыми поездами.

Эпоха акробатов: однорельсовые железные дороги


Идея о том, что выгодней перемещаться по одному рельсу, чем по двум, родилась у изобретателей в 1820-х годах. История хранит сведения о проекте «Дорога на столбах» Ивана Эльманова. Известно, что инженер из подмосковного села Мячково всячески пытался найти инвесторов под свой проект монорельса, но безуспешно. А в Англии тем временем был построен первый в мире реально действующий монорельс. По нему возили грузы на военно-морской верфи. В течение последующих лет с завидной регулярностью появлялись проекты одноколейного транспорта, но прорыв произошел примерно сто лет назад, когда конструкторы придумали использовать гироскоп для поддержания устойчивости одноколейных транспортных средств.

В 1907 году Август Шерль в Берлине и независимо от него Луи Бреннан в Лондоне продемонстрировали публике модели однорельсовых поездов. А уже через пару лет тот же Бреннан в Джилингхеме (Великобритания) показал полноразмерный вагон на 50 пассажиров.

Однорельсовые железные дороги

Джилингхемское чудо

10 ноября 1909 году в Джилингхеме, городке на юго-востоке Англии, британцы могли увидеть чудо-локомотив Луи Бреннана в действии. Он ездил по одному рельсу и поддерживал равновесие за счет гироскопической системы. Все желающие могли прокатиться на его платформе.





Юла для взрослых






Детская игрушка юла, будучи раскрученной, может довольно долго стоять вертикально, касаясь опорной поверхности кончиком своей оси. По этому же принципу были устроены и экспериментальные поезда той эпохи. Гироскоп, или, как говорили раньше, жироскоп, размещался в специальном отделении одноколейного вагона и за счет своего вращения позволял ему не только катиться по рельсу или туго натянутому канату, но и стоять на месте.




Современники с большим оптимизмом отзывались об однорельсовых дорогах, полагая, что в скором времени они совсем вытеснят привычные двухрельсовые. Действительно, вознесенные над землей на легких и компактных виадуках, они были бы гораздо удобнее в качестве скоростного городского транспорта, нежели распространенные тогда трамваи и конки. Однорельсовые дороги дальнего следования из-за меньшей материалоемкости путей и повышенной скорости передвижения поездов обещали быть гораздо выгоднее привычных двухрельсовых. Большие надежды на изобретение возлагали и военные ведомства, заинтересованные возможностью быстрого строительства подъездных путей.





Но были и поводы для скепсиса. Нерешенным оставался вопрос постоянного поддержания равновесия подвижного состава. На двухколейном составе при остановке и стоянке можно было просто выключить двигатель, на одноколейном требовалось постоянно поддерживать вращение маховика. Конечно, можно было обойтись и без вращающегося гироскопа — для этой цели у вагонов имелись специальные предохранительные упоры. Они могли выручить в случае поломки двигателя и постепенного прекращения вращения маховика. Но пользоваться ими было не слишком удобно. Кроме того, каждая новая раскрутка массивного маховика требовала времени.





Однорельсовые железные дороги

Как работал автомобиль Шиловского?

Устойчивость двухколесного автомобиля поддерживалась за счет массивного ротора, вращавшегося с высокой угловой скоростью. При кренах и перемещениях пассажиров внутри автомобиля для поддержания стабильного положения кузова использовался гироскопический эффект. В горизонтальном положении автомобиль находился до тех пор, пока новое возмущение не вызывало нового наклона. Описанная работа гироскопического стабилизатора повторялась вновь, пока горизонтальное положение автомобиля снова не было восстановлено. Суть гироскопического эффекта в том, что если мы пытаемся повернуть ось вращающегося маховика в плоскости, перпендикулярной плоскости его вращения, то она будет поворачиваться не в том направлении, в котором ее пытаются сдвинуть. Работала система под держания равновесия следующим образом. При посадке пассажиров корпус автомобиля стремился повернуться вокруг продольной оси СС. При таком повороте металлический шар, находящийся внутри трубки переключателя, перекатывался в сторону наклона и замыкал одну из двух пар управляющих контактов. Тем самым включался электродвигатель, который создавал момент, воздействующий на гироскоп относительно оси BB. В зависимости от наклона автомобиля замыкалась одна из пар контактов, и электромотор вращался либо в одну, либо в другую сторону. Под воз действием электродвигателя гироскоп, а вместе с ним и кузов автомобиля получали прецессионное движение вокруг продольной оси СС. В результате кузов автомобиля выравнивался, уменьшая наклон к горизонту. Когда экипаж возвращался в исходное положение, шар размыкал управляющие контакты, электромотор переставал воздействовать на гироскоп и поворот автомобиля вокруг оси СС прекращался.






Наш рельс


Тем не менее опыты и расчеты показывали, что идея постройки однорельсовой дороги вполне здравая и сулит выгоду. Поэтому попытки построить такую дорогу неоднократно предпринимались. В 1911 году на Аляске строилась однорельсовая дорога протяженностью 160 км. О судьбе этого проекта история хранит молчание. А вот «Красная газета» от 15 апреля 1921 года сообщает: «Президиум ВСНX обсуждал вопрос о сооружении однорельсовой жироскопической железной дороги. Постановлено использовать ныне бездействующую бывшую царскую ветку Петроград — Детское Село — Александровка. Путиловский завод исполняет уже раму и корпус двухвагонного поездного состава. Пробный поезд будет готов через год. Он рассчитан на 150-верстную скорость в час. Такая скорость для двухрельсовых дорог была пока недоступна». Автором проекта этого поезда выступал Петр Петрович Шиловский.







Губернатор, влюбленный в механику


Представитель древнего дворянского рода, Петр Петрович получил юридическое образование, обучался юриспруденции в России и Германии. Вернувшись на родину, он работал следователем в Луге, под Петербургом, потом стал журналистом, затем опять занял должность следователя, теперь в Новоржеве. В свободное время играл на скрипке и даже всерьез подумывал о карьере музыканта.



Показав себя незаурядной личностью на административных должностях, Шиловский получил пост вице-губернатора в Уральске, затем в Екатеринославе и Симбирске. Наконец, в 1910 году Петр Петрович стал губернатором Костромы. Но, будучи государственным деятелем, Шиловский не забывал о своем увлечении — маховичном транспорте.




Весной 1909 года Шиловский получил патент за № 27091 на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Причем изобретение свое он запатентовал не только на родине, но и в Англии, Германии, Франции и США. «В природе нормальное, правильное, естественное передвижение вперед, — пишет изобретатель, — есть продвижение по линии, а не по плоскости».




Однорельсовые железные дороги







В апреле 1911 года Петр Петрович инкогнито представил модель своей однорельсовой дороги на выставке в Петербурге, приуроченной к 75-летию первой российской железной дороги. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Журналисты докопались до истины. На выставке Шиловский заявил, что планирует постройку настоящего, большого гиропоезда. Но начались неприятности по службе, Костромского губернатора перевели в удаленный Петрозаводск, а вскоре он подал в отставку, переехал в Петербург и занялся техническим творчеством.




Англо-русский двухколес


Гиропоезд был не единственным проектом конструктора. Шиловский уже давно вынашивал идею постройки двухколесного автомобиля. Но в России реализовать такой проект было проблематично, и изобретатель отправился в Лондон. Вскоре английская фирма Wolseley Tool & Motorcar Company принялась за создание чуда Шиловского. Летом 1914 года двухколесный автомобиль появился на улицах Лондона, удивляя и восхищая обитателей мегаполиса.





Однорельсовые железные дороги




Гирокар Шиловского при массе 2750 кг имел колесную базу длиной 3969 мм. Для удержания баланса использовался 600-килограммовый маховик диаметром 1 м и толщиной 12 см. Он раскручивался электромотором мощностью 1,25 л.с., питавшимся от генератора основного бензинового двигателя мощностью 24 л.с. производства той же фирмы Wolseley.








Неизвестно, какой была бы судьба машины Шиловского, если бы не война. Первая мировая надолго заморозила инновационный проект. Тем не менее имя Шиловского снова появилось на слуху в 1921 году.


Вернувшийся в Россию изобретатель успешно пережил войну и сложные революционные годы, был даже обласкан новой властью. Перед ним открылись невиданные перспективы. Шиловский получил от советского правительства заказ на создание первого в мире гиропоезда. Удалось организовать собственное конструкторское бюро и привлечь к проекту таких блестящих специалистов, как Николай Жуковский, Иван Мещерский, Петр Папкович.


Одноколейки Луи Бреннана

widget-interest

В начале ХХ века ирландец Луи Бреннан был самым известным в Европе разработчиком гироскопического транспорта. В 1909 году он представил публике полноразмерный одноколейный локомотив и катал на нем всех желающих.
За почти 80 лет жизни Бреннан изобрел несколько интересных устройств, но не все задуманное осуществилось.
Луи Бреннан долгое время прожил в Австралии, где разработал оригинальную управляемую торпеду. В 1880 году Бреннан приехал в Англию, чтобы продать патент на это изобретение британскому адмиралтейству. По слухам, на этом контракте изобретателю удалось заработать колоссальную сумму – более £100 000. Эти деньги позволили Бреннану посвятить себя другому увлечению – гироскопическому аппарату. В 1903 году он патентует одноколейный гироскопический поезд. Но дальше демонстрации дело не пошло, и после Первой мировой Бреннан занимается другими техническими вопросами. С 1919 по 1926 год он конструирует вертолет. Летательный аппарат Бреннана был близок к реализации, но в 1926 году финансирование проекта было прекращено. Технический прогресс, к которому Бреннан всегда стремился, в итоге его и погубил. В январе 1932 года в швейцарском Монтрё Луи Бреннан был сбит автомобилем.




В 1921 году началась постройка той самой однорельсовой дороги, которую мы упоминали. Газета «Петроградская правда» 14 августа 1921 года сообщала: «Закончены подготовительные работы по постройке однорельсовой дороги Петроград — Гатчина. Разработаны все необходимые проекты и схемы, имеются материалы, продовольствие и рабочая сила. Постройка дороги начнется в ближайшие дни». Гиропоезд создавался как электровоз с собственной генераторной станцией, оснащенной двумя ДВС по 250 л.с. Предполагалось, что поезд будет состоять из двух вагонов обтекаемой формы — моторного и пассажирского на 50 человек (по другим данным — общей вместимостью 400 пассажиров). Скорость движения должна была доходить до 150 км/ч. Поэтому модель поезда продувалась в аэродинамической трубе Политехнического института.








Удалось проложить около 12 км однорельсового пути (от Детского Села до Средней Рогатки). На заводах Санкт-Петербурга вовсю шла постройка гиропоезда. Однако вокруг бушевала Гражданская война, и в мае 1922 года работы пришлось остановить.


Гирокары Шиловского


Шиловский снова перебрался в Англию, работал в Sperry Gyroscope Company и всячески пытался убедить инвесторов в перспективности одноколейного транспорта. В 1924 году он представил в Лондоне концепцию своей машины в усовершенствованном виде. В ней маховик имел отдельную раму, позволявшую наклонять его ось по сигналу датчиков крена.


Однорельсовые железные дороги






А что же случилось с самой машиной? Оказывается, после того как Шиловский уехал в Россию, автомобиль долгое время стоял в цехах Wolseley Tool & Motorcar Company. Подумав, что русский граф погиб на войне, англичане решили захоронить его машину. (Есть, впрочем, предположение, что британцы таким способом пытались спасти уникальную машину от уничтожения в годы Первой мировой войны.) Когда Шиловский навестил своих бывших партнеров, англичане, разумеется, были сильно удивлены, однако погребенный автомобиль решили не выкапывать. То ли Шиловский в нем уже не нуждался (он признавал, что его первый прототип технически был недостаточно совершенен), то ли мешала железная дорога, проложенная после войны над местом захоронения.


Тем не менее в 1938 году все-таки состоялась эксгумация гирокара. Сотрудники английской компании провели его реставрацию и поставили в музей, чем сильно обрадовали состарившегося русского графа. Он до последних своих дней продолжал верить, что будущее принадлежит двухколесным машинам. После войны Петр Шиловский умер, а вскоре пришел конец и его музейному автомобилю. Англичане с трудом в это верят, но в 1948 году удивительная машина была сдана в металлолом.


Алексей Стрелков


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх