Лента новостей

11:45
Минюст Украины планирует продавать акции Киевского СИЗО
11:44
Полный список самых «заклятых друзей» России
11:41
Премьер Финляндии вернула в госказну 10 тысяч евро за свои завтраки
11:40
Украина решила выйти из соглашения СНГ по космосу
11:37
Стоимость нефти Brent опустилась ниже $70 баррель
11:36
Боксер Альберт Батыргазиев выиграл «золото» Олимпиады-2020
11:35
Умер создатель СБУ Марчук
11:34
Российские ватерполистки не пробились в финал Олимпиады
11:33
В Индии один человек погиб при подрыве автомобиля
11:30
MIT и Ericsson объединились, чтобы передать управление сетями 6G в руки ИИ и нейроморфных процессоров
11:29
Acer представила игровой монитор Nitro EI292CURP вогнутой формы
11:28
Скорость спутникового интернета SpaceX Starlink увеличилась в полтора раза за квартал
11:24
Ничего святого – полисмены США начали стрелять в детей
11:22
Свыше 5 тыс. наблюдателей будут следить за выборами в Ростовской области в Госдуму
11:21
Володин прилетел в Тегеран для участия в церемонии инаугурации нового президента Ирана
11:20
Абсурдные попытки грузинской власти уйти от ответственности
11:20
Списки семи партий зарегистрировали на выборах в заксобрание Омской области
11:18
Борисов заявил, что и.о. главы Калашникова помог обеспечить будущее российского ОПК
11:17
Пять сирийских военных получили ранения при атаке беспилотника боевиков
11:16
РВСН в 2024 году прекратят эксплуатацию межконтинентальной баллистической ракеты Тополь
11:06
Великобритания передаст ВМС Украины два списанных корабля класса Sandown
11:05
ОБСЕ впервые не будет отправлять наблюдателей на выборы в Госдуму РФ
11:04
«Всё решит один выстрел»: украинский астролог предрек Лукашенко судьбу президента Гаити, а Белоруссии – членство в ЕС
11:03
ВСУ поведут в бой Ирина Верещук и Анна Маляр. Новые назначения в министерстве обороны
11:02
МИД РФ заявил о превращении Черного моря в опасную зону противостояния из-за НАТО
11:00
Госдепартамент США вводит санкции, пытаясь остановить миграционный кризис
10:39
Правительство выделило восемь миллиардов рублей на гранты малому и среднему бизнесу
10:37
Hindustan Times: в Индии один человек погиб при подрыве автомобиля, еще 11 получили ранения
10:36
Депутат Затулин: заявления Запада об Абхазии и Южной Осетии не дороже бумаги, на которой написаны
10:35
Как такое можно есть? Китайцев шокировали популярные русские закуски
10:34
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Донбасс никогда не будет русской территорией
10:16
Лёгкий крейсер проекта 389 Dallas
10:14
Раскаты грома над Вьетнамом
10:07
Сводка военных действий по Афганистану на 05.08.2021
09:55
Швеция обвинила Россию в военных преступлениях
09:41
За первый год пандемии КНР заработала на масках почти $90 млрд
09:40
Глава МИД КНР назвал попытки Вашингтона и Токио вмешаться во внутренние дела Пекина несостоятельными
09:39
Аналитик «БКС Мир инвестиций»: Рынки надеются на благоразумие Центробанков
09:38
Россияне вышли вышли в финал волейбольного турнира Олимпиады
09:35
Western Digital удалось увеличить квартальную выручку на 19 %
09:34
Продажи ноутбуков бьют рекорды, а лидером рынка является Lenovo
09:33
Backblaze оценила показатели отказов HDD и SSD во втором квартале 2021 года
09:30
«Истребитель подлодок»: что мы знаем о секретном российском вертолете «Минога»
09:26
Списки кандидатов в депутаты Заксобрания Приморья подали восемь партий
09:15
Умер Евгений Марчук
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Утечка нефти в Бутинге поставила вопрос по будущему литовского транзита

Утечка нефти в Бутинге поставила вопрос по будущему литовского транзита


Потеря белорусского транзита станет очередным ударом по литовской экономике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.

Литва также зарабатывает за счет нефти

Литва теряет порты и нефтяные доходы

В понедельник, 28 декабря, на нефтяном терминале в Бутинге произошла авария, приведшая к загрязнению Балтийского моря. В море вылилось две тонны нефти, а километровое нефтяное пятно движется в сторону Латвии.

Терминал принадлежит компании ORLEN Lietuva, являющейся «дочкой» польской компании PKN ORLEN. Инфраструктура функционирует с 1999 года и является первым крупным проектом, реализованным в Литве после того, как эта республика получила в 1991 году от Горбачева независимость. Терминал способен принимать экспорт в объеме восьми млн тонн нефти и осуществлять экспорт в шесть-восемь млн тонн. С открытия терминала на нем постоянно случаются нефтяные разливы.

В 2018 году Литва экспортировала нефтепродуктов на 4,25 млрд долларов. Нефть литовцы не добывают, поэтому это результат импорта. За 2018 год в Литву поступило сырой нефти на 3,53 млрд долларов, а нефтепродуктов — на 771 млрд долларов.

Нефть литовцы покупают у многих стран, но чаще всего это танкерные поставки из России. Переработка обеспечивает литовцам внутреннее потребление и обеспечивает экспорт, который в основном уходит из терминала в Клайпеде.

Обострение отношений с Белоруссией может добить Клайпедский порт

Крупнейшим налогоплательщиком Литвы является нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе, который с 2006 года принадлежит польскому концерну ORLEN. Поляки перехватили объект у «Лукойла» после распродажи иностранных активов ЮКОСа.

В ответ «Лукойл» отказался поставлять туда сырье через нефтепровод «Дружба», а закупки нефти в Ираке, Колумбии, Норвегии и Венесуэле привели к резкому снижению рентабельности предприятия.

В 2020 году ситуация в нефтяной отрасли Литвы снова ухудшилась. Во-первых, случился «коронакризис», а вместе с ним снижение потребления нефтепродуктов в ЕС, а во-вторых, обострились отношения Вильнюса и Минска.

После президентских выборов в Белоруссии литовцы начали раскручивать Тихановскую, что вызвало ответные действия Минска в виде решения о постепенном отказе от литовского транзита.

В середине декабря BNK (UK) Limited («дочка» Белорусской нефтяной компании) «временно приостановила» экспорт через Клайпеду по новым контрактам. Данное обстоятельство стало угрозой для дальнейшей деятельности Klaipedos Nafta.

Если этот тренд будет переложен на белорусские калийные удобрения, то порт Клайпеды ожидает крах. Литовцы не смогут найти в Европе альтернативную белорусскому транзиту полезную нагрузку для своих объектов.

Прибалтийские страны не нашли места в европейской экономике

География привязала Прибалтику к РФ и Белоруссии

«Проблемой прибалтов является территориальное расположение. За пределами их границ находятся Россия и Белоруссия, поэтому другой тип транзита товаров географически невозможен», — констатирует Грибов.

В других странах ЕС свои порты, из-за чего прибалты могут рассчитывать только на российский, белорусский и украинский транзиты.

«Россия приняла решение максимально, насколько это возможно, отказаться от прибалтийских портов и перевести транзит на себя. Для этого Москва построила инфраструктуру в Усть-Луге и дальше развивает порт Санкт-Петербурга, превратив его в главное экспортное направление на российском западе», — резюмирует Грибов.

Российская политика стала причиной начала деградации прибалтийских портов, которые были созданы при СССР для экспорта товаров на Запад. До середины нулевых они каждый год демонстрировали рост, но теперь ситуация для них почти безвыходная.

Доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов

«Литовцы хотели использовать инфраструктуру, в частности, порт в Клайпеде в рамках проекта «Один пояс — один путь», но это начинание не состоялось. Еще не надо забывать, что прибалтийские государства, особенно Латвия, почти полностью уничтожили свой рыболовецкий флот. Это также делает неважными перспективы их портов», — заключает Грибов.

За годы независимости в Прибалтике развалились многие отрасли экономики. До 1991 года в регион ввозились дешевые ресурсы, а вывозились дорогостоящие товары, но индустриальный потенциал региона был уничтожен по требованию Евросоюза.

Аналогичная история с энергетикой: притчей во языцех стала судьба Игналинской атомной электростанции в Литве.

Европейские партнеры уничтожили все отрасли прибалтийской экономики за исключением сельского хозяйства, сферы услуг и российского товарного транзита, но теперь ему приходит конец по политическим причинам.

«Определенные успехи есть у Эстонии, сделавшей ставку на зону разработки и создания программного обеспечения. Можно вспомнить эстонско-шведский проект Skype, поэтому дела в Эстонии лучше, чем в Литве и Латвии», — констатирует Грибов.

История Игналинской АЭС характерна для всей литовской экономики

Что касается Литвы, то непонятно, чем она сможет заменить выпадающие доходы, кроме как европейскими дотациями, которые и без того увеличились по бюджетному плану ЕС на 2021-2027 годы. В нем Литва числится главным получателем субсидий среди прибалтийских стран.

«Литовцы хотели развивать сельское хозяйство, но территориальные особенности страны этого не позволяют. Я не вижу проектов, которые могут вывести прибалтийские экономики из современных проблем», — резюмирует Грибов.


Дмитрий Сикорский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх