Лента новостей

19:12
Таролог Абравитова раскрыла, как астрологическая карта Тихановской влияет на ее поведение
19:11
Сторонники Навального могут перейти в руки КПРФ и "Яблока"
19:10
Мезенцев подверг критике призыв G7 по новым выборам в Белоруссии
19:01
Эрдоган: сильный Евросоюз невозможен без Турции
18:53
Ученые из США смогли "запутать" и измерить два макрообъекта
18:51
Устранены последние неполадки, препятствовавшие обновлению Windows 10
18:46
ЧФ РФ «вымотал» корабли США и Украины в Чёрном море
18:34
Нашла коса на камень: Bild узнала о тупике в переговорах между Германией и Россией по вакцине «Спутник»
18:33
Тихановская: День Победы — не про «можем повторить», а про «никогда вновь»
18:29
Китайский автопроизводитель Nio делает ставку на замену батарей в своих электромобилях
18:19
Путин заявил, что тем, кто вновь замышляет агрессивные планы, нет оправдания и прощения
18:17
Военная техника вышла на Красную площадь на параде Победы
18:13
Мемориальный комплекс в память об умерших в госпиталях советских солдатах открыт в Мичуринске
18:06
Парад Победы и Бессмертный полк в столице ДНР. Фоторепортаж
18:05
Песков объяснил слова Путина по поводу «недобитых карателей»
18:05
9 мая США призвали Россию вернуть Украине Крым
18:00
Аналитик Разуваев рассказал, как США могут ударить по проекту Один пояс — один путь
17:59
Харьковский депутат рассказал, как георгиевская ленточка стала украинским яблоком раздора
17:42
Украина заявила о дерзких нарушениях российских кораблей во время совместных морских учений США и Украины
17:41
СМИ: переговоры о поставке российской вакцины Спутник V в Германию зашли в тупик
17:39
Парад Победы — 2021: легенды и современность встретились на Красной площади
17:34
В Минэнерго назвали условие для запрета на экспорт бензина
17:32
Кочарян призвал экс-президентов Армении вместе бороться против власти
17:30
Немецкий депутат и пресс-секретарь Левой партии посетили парад в Москве
17:29
В Эстонии вызвали в полицию организатора автопробега в честь Дня Победы
17:15
Как Билл и Мелинда Гейтс разделят четвертое по размеру состояние в мире
17:12
Военный историк назвал пять величайших мифов Второй мировой войны
17:11
В армиях НАТО служат редкие козлы
17:10
Армия Китая получила оружие, способное уничтожить спутники США
17:04
Британские морпехи учатся быть «рокетменами»
17:01
В Китае пригрозили США объединением с Россией
17:00
В Киеве составили протокол на "зигующего" ветеранам подростка
16:42
Ученые из США смогли "запутать" и измерить два макрообъекта
16:40
Компания Sega прокомментировала слухи о релизе игры Lost Judgment на ПК
16:23
«Это ненормально»: Рашкин в День Победы обвинил Путина в переписывании истории
16:22
Российские корабли уличили в попытке помешать украинскому флагманскому судну встретить корабль США
16:21
Политолог Еремина: Шотландия укрепила идею независимости от Великобритании
16:20
В Одессе полицейские потребовали у демонстрантов убрать портрет маршала Жукова
16:19
Финские СМИ сообщили о планах открыть железнодорожное сообщение с Россией на время чемпионата Европы
16:13
Очередная партия спутников Starlink выведена на орбиту десятикратно использованной ракетой Falcon 9
16:05
Доход губернатора Мурманской области Андрея Чибиса в 2020 году снизился в два раза
16:03
Путин в ближайшее время не планирует проводить телефонный разговор с Жапаровым
16:02
Эксперт: культурный обмен в отношениях России и США играет важную роль в трудные времена
15:48
В Одессе на Аллее Славы из-за портрета Жукова произошла драка
15:47
Путин: сейчас пытаются поднять головы оставшиеся с войны «недобитые каратели»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов»

Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов»


Многие из нас интересуются танками, но мало кто посвятил себя этой теме. Один из таких людей — Юрий Пашолок, исторический консультант Wargaming, исследователь и реставратор бронетехники, написавший для Warspot 383 (!) статьи о военной технике и её создателях. В преддверии нового года мы побеседовали с Юрием о его пути в историческую науку, бронетехнике прошлого, перспективах мирового танкостроения и многом другом.

Расскажи немного о своих родных. В какой семье ты рос?

Родился я в Москве. Мои родители инженеры-металловеды, оба окончили Московский институт стали и сплавов. Необычная фамилия у меня от деда, Пашолока Леонида Терентьевича, он был выходцем из села Юзефовка Новомиргородского района Кировоградской области. В 1938 году он и его семья вынужденно переехали в Казахстан. Потом дедушка воевал, потом семья постепенно оказалась в Подмосковье. Мой отец работал в структурах Министерства путей сообщения. Я железнодорожник в четвёртом поколении, на мне железнодорожники в нашей семье пока и закончились. Такая смешная особенность, что в итоге я так и не окончил Московский университет путей сообщения, но при этом два года отработал на РЖД.

С чего началось твоё увлечение военной историей? В детстве тебя интересовали танки, оружие, война?

Немножко. Как и почти любой подросток, я любил танки, бывал в разных музеях, но, по большому счёту, у меня это началось во взрослом возрасте — в 20-22 года. И моё продвижение к работе профессиональным историком связано с саморазвитием. Отчасти это моё увлечение выросло из того, что сейчас называется киберспортом. Киберспорт я застал в самом зачаточном состоянии, а потом получилось так, что я ушёл в игровую журналистику и проработал в ней десять лет. Сначала был «Навигатор игрового мира», потом я долго работал с Gameland (был дисковым редактором). Могу сказать, что в данном случае мне мои университеты сильно пригодились: учёба даёт развитие некоторых навыков, в том числе способность переработки больших объёмов информации. А работа с архивными документами очень похожа на работу дискового редактора, потому что нужно искать материалы, обрабатывать их, сортировать. Всё это очень похоже. А дальше получилось так, что игровая журналистика совершенно внезапно бросила меня в игровую индустрию. Случилось это в сентябре 2002 года. А институт я так и не окончил и, честно говоря, смысла в этом не вижу. Иметь корочку о высшем образовании не значит иметь высшее образование — далеко не все это понимают. Но, в принципе, тот объём информации, который я получил в институте, мне помогает. При этом самое главное — это то, чем ты дальше занимаешься и как себя развиваешь, занимаешься ли самообразованием.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Ты перешёл в игровую индустрию, а дальше…

А дальше случилось интересное. Был такой проект, который назывался «Вторая мировая». Его делала компания 1С, и так получилось, что им понадобился исторический консультант. Я писал маленькие статейки, посвящённые оружию: я не специалист по стрелковке, но кое-какие документы вытаскивал сам, смотрел, пытался анализировать. Видимо, кого-то это заинтересовало, и так я оказался в проекте «Вторая мировая». Я начал с нуля, не имел вообще никакого опыта, но примерно понимал, что надо, стал огромными объёмами скупать литературу. И, в общем, я состоялся как консультант. Потом, с начала 2004 года, я работал в отделе у Олега Медокса. Первый проект, в котором я участвовал с самого начала, — это Pacific Fighters. Изначально он был дополнением к «Ил-2», а потом стал отдельной игрой. После этого я долго занимался проектом «Битва за Британию» и одновременно помогал другим проектам — например, проекту «Стальная ярость: Харьков 1942».

В 2009 году 1С слился с «СофтКлабом», и «СофтКлаб» начал сокращения. Сократили и людей, которые работали как внештатники. В марте 2009 года меня сократили, а в апреле состоялась очередная конференция разработчиков игр. На ней был показан прототип World of Tanks, и там были люди из Wargaming — Пётр Битюков и Слава Макаров. А я к тому времени уже работал в Центральном музее Великой Отечественной войны и одновременно начал работать с архивными документами. Соответственно, некоторые материалы у меня уже были. Когда я показал свои материалы, у Славы Макарова, как говорится, глаза на лоб полезли, и мы начали сотрудничать. Причём на то время я работал вообще бесплатно — давал какие-то материалы: взлетит, не взлетит? И получилось, что я сам себе создал рабочее место. Летом 2010 года сократили рабочее место дискового редактора в Gameland. Я на это пожал плечами и уехал на остров Шумшу вытаскивать японские танки. Буквально перед моим отлётом случился релиз World of Tanks, а уже в сентябре выяснилось, что я нашёл себе работу. Вот так до сих пор и работаю — в этом году исполнилось десять лет.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Идеальная история для человека, который по-настоящему любит свою работу.

В общем да. К тому времени я уже потихоньку аккумулировал материалы. Первая моя статья на историческую тему вышла в журнале «М-Хобби» ещё в 2008 году. С «М-Хобби» я продолжаю периодически сотрудничать до сих пор: например, в этом году там вышло четыре моих статьи, в прошлом году — три или четыре. То есть от «бумаги» я не отказываюсь. Основная моя специализация — это отечественная техника военного периода. Но так получается, что приходится понемногу расширять и тематику, и площадки для публикаций. Работа с Warspot для меня была очень полезна с точки зрения расширения собственного кругозора. Занимаешься той или иной машиной и вытаскиваешь определённые «ниточки» — вот это, оказывается, было сделано потому, а вот это поэтому. Всплывают параллельные и связанные темы, и очень многое становится понятно: почему та или иная машина была разработана именно так. Собственно, многие мои недавние статьи являются результатом всей этой работы.

Твой дедушка-фронтовик как-то повлиял на формирование круга твоих интересов?

В общем-то нет, но многое из того, что дедушка рассказывал, оказалось полезным для меня, хотя он воевал не танкистом, а в пехоте. Причём я потом сверял его рассказы с документами, и всё подтвердилось. В 1941 году дедушке было 19 лет, и он собирался вместе с одноклассниками пойти добровольцем в 316-ю стрелковую дивизию — ту самую, которая «Панфиловская». Но так получилось, что его отправили в Алма-Атинское пехотное училище, а все его одноклассники погибли. А дедушка в марте 1942 года оказался на Ленинградском фронте и дошёл почти до конца войны — под Данцигом попал на минное поле и был тяжело ранен. Потом, через много лет после войны, он работал на предприятии, которое занималось автоматизацией производства боеприпасов. Я много общался с ним — например, от него я узнал, что танк Т-26 на фронте называли «Прощай, Родина».

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Как ты пришёл к своей волонтёрской деятельности по восстановлению танков?

В детстве, как любой нормальный ребёнок, я занимался тем, что клеил модельки. А в 2005 году начался моделизм в масштабе «один к одному». Тогда я узнал, что в Танковом музее в Кубинке нужны рабочие руки. И мы до сих пор волонтёрим, но уже не в Кубинке, а в Центральном музее вооружённых сил РФ. Это очень здорово помогает в работе, потому что многие вещи чувствуешь своими руками, и многое становится понятно. Если ты не щупал машину собственными руками, то ты многого не понимаешь. О том же КВ-2 писало много людей, а, например, обдирали и вращали башню немногие. А в прошлом году мне пришлось вспомнить своё железнодорожное прошлое, потому что мы приводили в порядок бронепоезд в Музее вооружённых сил. Туда вернулись два вагона от бронепоезда, и орудийным вагоном занимались мы — среза́ли всё, что там было лишнее. Кстати, выяснилось, что вагон в весьма неплохом состоянии.

Как организована эта работа?

Это группа волонтёров при музее. Так получилось, что из одного музея я «вырос», а другой образовался рядом с моим бывшим. Они меня преследуют :) Раньше я работал в Кубинке, в то время начальником Танкового музея был Владимир Олегович Рыжов. А когда в 2007 году там сменилось руководство, я начал работать в других местах: сначала в Музее танка Т-34, потом на некоторое время вернулся в Кубинку, но там не было условий для работы. А в 2014 году, когда в Центральном музее вооружённых сил РФ началась акция по покраске танков «Помним всё», то с конца апреля до конца сентября я с этими танками ковырялся по несколько дней в неделю. А потом мы решили продолжать дальше — а почему бы нет? Во-первых, это в Москве, максимум час ехать, во-вторых, машины требовали большего объёма работ. Осенью 2014 года мы занялись бронекатером, он до сих пор забирает на себя добрую половину времени. В общем, есть чем заняться, поэтому продолжаем работать. Каждую субботу я еду туда. А чтобы прийти в себя, у меня есть воскресенье. Физическая нагрузка там не слишком большая, но шевелиться, конечно, надо.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Какие профессии тебе пришлось освоить при работе с танками?

Обдираю танки, крашу танки. Ходовой частью мы не занимаемся. Есть заблуждение, что существует специальность «танковый реставратор», а на самом деле по законодательству нет такого понятия. Есть реставраторы по дереву, металлу, камню, а реставратора военной техники нет. Наша работа — это приведение техники в экспозиционный вид, а не реставрация. Правила музейных работ об этом чётко говорят.

Водить бронетехнику умеешь? Есть же классный ролик, где ты водишь самоходку.

Я один раз в жизни водил машину и один раз в жизни водил СУ-85. На самом деле в вождении самоходки нет ничего сложного: главное ничего резко не дёргать, и всё будет нормально.

Были ли какие-то примечательные случаи во время реставрации? Опять же, не могу не задать вопрос о травматизме.

Нет, травматизма не было. А интересный случай был в 2014 году в начале наших работ по КВ-1. Стояла машина зелёная-зелёная — начали обдирать её, там куча слоёв краски… А она вся в отметинах! На ней живого места нет. Выяснилось, что этот танк дважды подбивали, причём серьёзно, в боях в излучине Дона. Потом его отправили в Магнитогорск на переплавку. А туда же как раз перевезли Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС). И они сказали: «Ребята, а отдайте его нам». ЛБТКУКС восстановили эту машину, она была у них (как и КВ-2), а потом её передали в Кубинку. И выяснилось, что это машина с историей. И такое с этими машинами встречалось довольно часто: например, оказалось, что БТ-7, которым мы занимаемся, был впервые подбит ещё на советско-финской войне. Эта машина воевала в 13-м легкотанковом батальоне. На ней отметин нет, но там проблема в другом: она вся ремонтная, от исходного состояния мало что осталось. А на КВ-2 тоже есть отметины.

Известно, что вы подкармливаете музейных кошек.

Конечно. Чем больше кошек, тем меньше крыс. А крысы вредят — грызут проводку. Котов мы кормим, правда, у них всё равно большая текучка: жизнь уличных животных непростая.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Помимо танковой тематики, ты интересуешься автогонками. Это как-то связано с твоей работой?

Нет, это просто хобби. «Формулу-1» я смотрю с 1992 года.

Ты достиг больших успехов в садоводстве. Какие культуры растут на твоём участке? На чём специализируешься?

Собственно, на ягодах. У меня там много всего — прежде всего то, чего в магазинах просто не купить. Например, жимолость, ирга. Растёт актинидия — многие даже не знают, что это такое. Есть актинидия китайская, более известная как киви, а это другая актинидия, очень похожая на крыжовник. Всё это у нас растёт, плодоносит и закатывается на зиму. В этом году посадили такую штуку, которая называется гуми, она больше похожа на вишню, но только вязкая. Есть и столовые сорта винограда, но пока не очень много. А из красного крыжовника получается хорошая наливка. Овощи тоже выращиваем — огурцы, помидоры, всё есть.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

С чем связан твой интерес к МЛП-пони?

Дело в том, что я наблюдаю за разными субкультурами, ещё с конца 90-х. МЛП (My Little Pony) — это своя субкультура. Некоторые над ними смеются — я вижу, что многие очень даже разумные люди их не воспринимают. Всё это чем-то напоминает «макаронного монстра». А для меня они своего рода психологическая разгрузка.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Давай ещё немного поговорим о танках. Какой период в танкостроении наиболее интересен лично тебе?

Советское танкостроение довоенного и военного периодов. Если посмотреть на то, как всё развивалось и чем закончилось, то советское танкостроение оказалось лучшим в мире. В Советском Союзе смогли создать более или менее сбалансированную машину (Т-34), выпускать её в больших количествах и сделать большой задел на будущее. И самое главное — удалось сделать целый ряд машин, которые потом ещё долго состояли на вооружении. В этом отношении у советских танкостроителей получилось намного лучше, чем у других, потому что, скажем, у американского танкостроения был большой кризис в конце войны. О немцах вообще говорить нечего. И у англичан были очень большие проблемы. У нас же проблема больше состояла в том, что продолжали накручивать требования к танкам, в результате в 1949 году выяснилось, что мы это выпускать не можем — получились огромные машины, тихий ужас.

Я занимаюсь не только машинами, но и людьми. Буквально на днях сделал материал об Исааке Зальцмане. Это очень интересная фигура — для танкостроения он чем-то похож на Мехлиса для Красной армии. Очень неоднозначный. С одной стороны, все его ругают, а с другой — именно он сделал Т-34 настолько массовым танком, это был кризисный менеджер.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Хотелось бы обсудить несколько «холиварных» вопросов по танкам. Например, нужно было немцам строить «Пантеры» или продолжать массово производить «четвёрки»?

Это разные машины. Дело в том, что «Пантера» — это прямое развитие Pz III. А Pz IV — это танк поддержки, и в какой-то момент выяснилось, что он не может бороться с советскими танками КВ и Т-34. Требовалось что-то срочно делать, и немцы воткнули на «четвёрку» длинноствольную 75-мм пушку. Уже в конце 1942 года «четвёрка» дошла до пределов развития по ресурсам ходовой, но при этом оставалась машиной подвижной, вполне нормальной «рабочей лошадкой». А у «Пантеры» были свои проблемы: с одной стороны, по своим характеристикам это лучший средний танк Второй мировой — и так считали многие, включая, например, Котина (причём он называл её тяжёлым танком и сравнивал даже не с «тридцатьчетвёркой», а с ИСом, потому что они близки по массе).

Немцы хотели убрать «четвёрку» и делать вместо неё больше «Пантер», но это было, скорее, ошибочное решение. И вообще они совершили большую ошибку, не решаясь в своё время (в конце 1942-начале 1943 года) модернизировать «четвёрку», поставить на неё новую ходовую. В таком случае у этой машины добавилось бы ещё, наверное, 5 тонн ресурса, можно было бы нарастить броню, поставить другую пушку. Но этого делать не стали, причём по чисто производственным причинам — «четвёрка» уже была в производстве, а тут требовалось ломать конвейер. А потом уже было поздно. Немцы могли сделать то же, что сделали американцы, которые заменили ходовую у «Шермана». Чем хорош «Шерман» — тем, что у него меняются тележки, и ресурс его ходовой составляет целых 37 тонн. Там не то, что 76-мм, там укороченную 105-мм пушку можно поставить. Собственно, у «четвёрки» очень похожая ходовая часть: немцы могли заменить ведущие колёса и тележки, переделать ходовую, поставить мотор помощнее, но время уже было упущено. В 1944 году немцы считали, что «четвёрка» это вчерашний день, пытались снять её с производства, но сделать это не получилось.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Насколько были полезны лендлизовские танки для Красной армии? Есть полярные мнения на этот счёт.

Они не давали Красной армии каких-то ключевых преимуществ, просто получилось немного «мягче». Например, роль этих машин в боях под Москвой почти нулевая, один-два батальона – это ни о чём. Под Москвой воевали «Валентайны» и «Матильды», машины специфичные — англичане от них отказались уже весной 1943 года, так как они не подходили по боевому применению в условиях пустыни, потому что это медленные мишени. Но, как ни странно, тот же «Валентайн», от которого отказались англичане, у них же воевал до конца войны. Есть фотография: май 1945 года, стоит командирский «Валентайн» на фоне Е-100. А у нас эти машины прослужили дольше, до самого конца войны, и даже после неё некоторое время состояли на вооружении.

Ещё такой момент, который многие не очень понимают — всё это количество лендлизовских танков пришло не сразу. И, например, есть заблуждение про американские грузовики, их было поставлено множество, а потом смотришь на автоколонны, а они все состоят из «ЗИСов» и других советских машин. Дело в том, что основные поставки — это 1943, 1944, 1945 годы (в основном, 1944-1945). Тех же «Шерманов» за первый год войны поставили штук двести, и только с конца 1943 года они реально пошли в войска. Поэтому, с одной стороны, их вроде и много, а с другой — они не играли решающей роли. Самыми массовыми были «Валентайны» (где-то 3300 единиц) и «Шерманы» (около 4000). Причём с «Шерманами» есть интересный момент — их много поставили уже после 9 мая 1945 года. Например, была одна бригада машин с подвеской HVSS, которая сражалась на Дальнем Востоке, да и то, она больше воевала с собственной техникой, чем с японцами. Там были дефектные траки, дефектная резина на катках, которая быстро выходила из строя. При этом ходовая у «Шерманов» была хорошая, советские танкисты её оценили.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

А что скажешь насчёт немецкого «Хетцера»? Это «суррогат последней надежды» или «суперистребитель танков»?

Сильно переоценённая машина — это очень хорошо показывает её послевоенная судьба. Например, «Штуги» после Второй мировой войны служили долго и много где, та же ситуация с «четвёрками». А «Хетцеры» после войны взяли только швейцарцы — и то, только потому, что у них основные танки тоже были сделаны компанией ČKD (Чешско-моравская Колбен-Данек) с очень похожей ходовой. А так, в общем, это даже не лёгкая самоходка, а некий «эрзац-Ягдпанцер IV». ČKD и «Шкода» попросту не могли выпускать машины уровня «Ягдпанцер IV». В результате получилась перетяжелённая и довольно неспешная машина, поэтому рассказы о шустром «Хетцере» на совести тех, кто это рассказывает. Кроме того, «Хетцер» очень тесный. А ещё он немаленький — у него высота больше 2 метров. Он кажется маленьким, пока к нему не подойдёшь. Кроме того, эта машина «слепая», а самое главное, что у неё большие проблемы с бронёй — пушка калибра 85-100 мм её даже не пробьёт, а проломит.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

И, тем не менее, «Хетцеров» выпустили не так мало, больше трёх тысяч.

Их производили не немцы, а чехи, причём они сорвали план по выпуску где-то на 50%. «Хетцеров» должны были выпускать по 500 штук ежемесячно, два завода — всего планировалось выпустить почти 3000 в 1944 году и 2700 только за первые три месяца 1945 года.

Вопрос по современным танкам. Почему американцы не строят основные боевые танки с автоматами заряжания?

А почему автомат заряжания появился у нас? Дело в том, что как в конце войны, так и позже лучшей танковой пушкой была Д-25 калибра 122 мм, поэтому калибры 120-125 мм так и остались самыми популярными. Даже американцы пришли к этому. И всегда существовала проблема скорострельности. И у нас, и у американцев было раздельное заряжание, потому что этот патронище невозможно тягать. Но при этом у нас решили, что для получения нормальной скорострельности нужно сделать автомат заряжания, то есть, механизированную укладку. В результате у нас появился карусельный автомат. А за рубежом сделали короткий унитар — если посмотреть на патрон 120-мм пушки, то можно увидеть, что он довольно короткий, его длина не превышает метра. Самое интересное, что к тем же выводам в начале 1945 года пришли при разработке унитара для Д-25 — что патрон должен быть пример метр. В результате получилось так, что у нас механизированная укладка, которая позволяет раздельное заряжание и даёт высокую скорострельность, а за рубежом укладка в нише башни, и при этом боевая скорострельность будет примерно та же. Это только в играх танки постоянно ездят и куда-то стреляют. На самом деле стрельба идёт не так часто — на 5-6 выстрелов сил заряжающего вполне хватит. Собственно, на видео, где на скорость работает заряжающий (причём это не какой-то там накачанный спортсмен, а обычный человек), видно, что он вполне справляется. В общем, можно достичь того же самого разными способами, и скорость заряжания не зависит от накачанности заряжающего. Я периодически чуть-чуть посмеиваюсь, когда люди рассказывают, какой тяжёлый этот боеприпас. Я человек не особо крупной комплекции и спокойно поднимаю 152-мм боеприпас, а там 48 кг — просто надо уметь его поднимать. То же самое с заряжанием — если знаешь, как это делать, то заряжать легко.

Каковы твои прогнозы по «Армате»? Пойдёт ли она в серию и если да, то когда?

Ничего не могу сказать по этому поводу. Чем хороши танки военного периода — по ним уже есть все документы, а даже по послевоенному периоду найти документы можно только отчасти. А все эти обсуждения, каким танк будет — это смешно, потому что есть несколько стадий запуска машины. Есть машина для полигонных испытаний, для войсковых испытаний, для министерских испытаний. И только после прохождения министерских испытаний танк становится серийным. А так да — ездят какие-то машины, но ведь не просто так к ним можно вплотную подойти на той же «Армии». Наверное, потому, что уже есть другие образцы? А что там и как, никто не скажет, секретность не снята, и изучать это придётся очень нескоро. Больше того, если нам открыть документы первых послевоенных лет, там вывалится такое, что некоторым будет стыдно.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Какой танк Второй мировой ты считаешь лучшим?

Как ни странно, «тридцатьчетвёрку». Она пошла в серию не до конца доведённой и стала машиной, имевшей большой запас по модернизации и упрощению. Почему она стала весить 30 тонн, хотя изначально там было 26 с половиной? Потому что пошли упрощения, и за счёт этого выросла масса. При этом советские инженеры смогли модернизировать «тридцатьчетвёрку» так, как немцы не смогли модернизировать «четвёрку». «Тридцатьчетвёрка» — очень технологичная машина, её очень сильно упростили в течение 1941-1942 годов. Ценой этого стало снижение качества и повышение массы, но зато эти танки начали выпускать, как горячие пирожки. Собственно, всё то же самое можно увидеть у американцев с «Шерманами» — там машина тоже была технологичная и производилась в огромных количествах. И самое главное, что тоже имелся запас по модернизации, причём он оказался даже больше, так как проблема «тридцатьчетвёрки» — это ходовая часть, машину не успели перевести на торсионную подвеску. А у «Шермана» можно было отвинтить старую ходовую, привинтить новую — и всё, пожалуйста. Ремонтопригодность резко повышается. За счёт чего американцы делали те же самоходки М50 и М51 — брали с любых свалок «Шерманы» и их модернизировали.

Какой танк современности ты считаешь лучшим?

Т-72. Это настоящая машина войны, которую можно ремонтировать прямо в поле. Собственно, почему те же иракцы отказались от «Абрамсов»? Потому что эта машина очень хлопотная в обслуживании. Экономику ведь никто не отменял. У Т-72 пушка калибра 125 мм, и этого вполне достаточно, тем более что орудия постоянно меняются.

Каково будущее танков как вида оружия на ближайшие десятилетия? Уготовано ли им отойти в прошлое, или в современной войне они тоже будут играть важную роль?

Я думаю, что никуда они не денутся, а просто перестанут быть тем кулаком, каким были раньше. Но всё равно, без танков сейчас ничего не обходится. И те, кто отказывается от разработки и выпуска танков, совершают чудовищную ошибку. Есть такая вещь, которая называется «утерянные технологии». Например, те же шведы — они не дураки. Да, свои танки они не выпускают, но, например, для «Леопарда» всё производят сами, потому что прекрасно знают, что это не просто так. Или возьмём американское производство — у них даже не танковый, а танкоремонтный завод в Лиме. Американцы не просто так в него вцепились, потому что это единственное оставшееся у них танковое производство. Все эти красивые проспекты — это прекрасно, но начинается настоящая война, и выясняется, что не всё так хорошо. И вот у американцев остался всего один завод, а остальных нет, закрыты. Ситуация у них на самом деле аховая. Просто люди не понимают, что разработка танков — это минимум лет пять. Закрытие танковой программы можно сравнить с потерей технологии по самолётам, только самолёты — это совсем сложно, а танки примерно на втором месте.

Лучший танк всех времён и народов. Если вообще можно ответить на этот вопрос.

С точки зрения того, сколько танк живёт, у «тридцатьчетвёрки» конкурентов-то и нет. Потому что даже сейчас нет-нет, а и оказывается, что она ещё где-то служит. Вообще это вопрос интересный — если танк до сих пор умудряется состоять на вооружении, значит, в какой-то стране он до сих пор имеет свою нишу в системе вооружения. Тот же Т-34-85 имеет некоторые проблемы с фугасными снарядами, но, в принципе, его хватает, чтобы бахнуть куда-нибудь. Это примерно как наличие у некоторых стран такого танка как М41 «Бульдог» — вроде он страшно устаревший, а на самом деле у него тоже есть свои ниши. Есть плавающий танк ПТ-76, который тоже древний, но всё ещё нужен, потому что это машина, которая идеальна для своего региона — собственно, во Вьетнаме он всё ещё состоит на вооружении, там их 300 штук.

Сейчас тенденции на рынке вооружений вызывают массу вопросов насчёт того, что многие люди в погонах не знают историю, а ведь процессы часто идут по спирали.

С танками что-то похожее происходило в 30-е годы, когда терялись технологии — например, в Великобритании.

Да, англичане потеряли технологии, а потом были в отстающих. А сейчас подобное повторяется во многих странах. История учит тому, что ничему не учит.

Расскажи о своих творческих планах. Какую тему собираешься разрабатывать в ближайшее время?

Когда появится свободное время, я планирую всё же доделать пару книг, они у меня в работе. Но в связи с происходящими сейчас пертурбациями пока не до них. У меня одна книга в состоянии «почти готова», и вторая почти готова. Например, материал по ГАЗ-61 близок к завершению, но оно как-то застряло и дальше не идёт. Кроме того, в книгоиздании сейчас не лучший период — из-за коронавируса большие проблемы с реализацией.

А какая вторая книга?

Это довольно необычная тема — американские лёгкие танки в Красной армии. Была у меня статья по ним, и не одна. Это машины, которых слишком сильно «переругали», хотя и Герои Советского Союза на них есть, и повоевали они очень неплохо, и на Курской дуге были случаи, когда эти М3 Light подбивали в борта и в корму «Пантеры». Зафиксирован случай, когда семь «Стюартов» разменяли на пять «Пантер». Больше того, есть эпизод, когда в одном бою в 1942 году один М3 Light набил семь немецких танков — «троек» и «четвёрок» из 13-й танковой дивизии.

При этом в широких массах к ним отношение, как к малополезным «скорлупкам».

Возникает вопрос: а кто-нибудь думал, что советский Т-70 — это прямой аналог М3 Light? Это ведь тоже танк сопровождения пехоты.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Чего ты ждёшь от 2021 года?

Пощады :)

Как и мы все :) А что будет происходить в танковой, военной, военно-исторической сферах?

Я думаю, что в следующем году вряд ли произойдёт что-то глобальное в танковой сфере, потому что совершенно новых танковых программ в мире не видно, будут доводить имеющиеся. Например, посмотрим на попытки реанимировать британский Challenger — я думаю, оттого что его продали «Рейнметаллу», Черчилль уже вращается в гробу, как жёсткий диск. Уже есть шутка, что танковый музей в Бовингтоне имеет больше танков, чем вся британская армия — и на самом деле это не шутка. Сейчас у Великобритании что-то около 150 танков, и их хотят ещё порезать. В Минобороны пришли очередные «реформаторы» — у меня вообще есть подозрение, что те, кто вовсю продвигает эти «Аяксы», имеют с них хороший гешефт. У англичан эта машина имеет прозвище Failjax. Заменить танк на БМП с кучей экранов, имеющую размеры, как у танка — это, конечно, серьёзный «успех».

То есть, ты считаешь, что танковые программы будут идти плюс-минус в том же ключе.

Да. Возможно, мы увидим какие-то ответы по платформе «Армата». Как бы над ней ни смеялись, но это единственная в мире принципиально новая платформа. Засунуть весь экипаж сначала в башню, а потом в корпус пытались многие — у тех же немцев этих проектов более чем достаточно, да и у нас это было, но пока реализовали только на примере Т-14.

​ - Юрий Пашолок: «Желаю читателям превращаться в авторов» | Warspot.ru

Спасибо за интересный разговор. Что пожелаешь читателям Warspot в преддверии нового года?

Главное, чтобы старый год завершился для всех нормально. А в следующем году, я думаю, без новостей мы не останемся. И исторических новостей будет более чем достаточно, ведь следующий год — это 80 лет начала Великой Отечественной войны. Поэтому будут проводиться новые исследования, выходить новые работы. Чем дальше, тем больше появляется информации. Исследователям, работавшим в 90-е годы, было на порядок сложнее, чем нам сейчас, и, тем не менее, они добивались результатов. А так, в принципе, могу посоветовать читателям превращаться в авторов. Например, я автором не родился, а стал им — нужно только терпение и желание. И чем больше будет хороших авторов, тем лучше — в том числе на Warspot, где их и так уже немало. Самое главное не пытаться зарыться в информацию и не изображать, что ты всё знаешь. Если ты свои находки никому не выставил, то их просто не существует. Я знаю довольно много случаев, когда люди копили информацию десятками лет, а потом их выносили вперёд ногами, и всё это выкидывалось на помойку. Это худший из возможных результатов. Поэтому желаю не быть такими людьми, не просто собирать макулатуру, а всё-таки что-то оставлять после себя.



Редакция Warspot


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх