Лента новостей

19:29
Пропавший в Молдавии украинский экс-судья Чаус передал привет Порошенко
19:28
Порошенко призвал Зеленского выйти из кортежа к обнищавшим украинцам
19:27
В России закрылось последнее американское консульство
19:26
«Ассоциированное трио»: Украина, Грузия и Молдова подписали меморандум
19:25
Украинская нация убивает себя наркотиками и алкоголем
19:22
Зачем власти Украины пугают мир «российской угрозой»?
19:21
Последний из могикан: Чехия потеряет единственный адекватный голос с уходом Земана
19:20
Аналитик Разуваев: фиксация цен на топливо обернется для Украины ростом черных рынков
19:14
Эксперт: на базе Су-57 можно было бы создать Eurofighter следующего поколения
19:06
Роскомнадзор частично отменил замедление Twitter, пригрозив замедлить Facebook и YouTube
19:03
Администрация США одобрила продажу Израилю на особых условиях управляемого и высокоточного оружия
19:02
Пиар-консультанты Букингемского дворца посоветовали принцу Гарри и Меган отказаться от титулов
19:00
Contra Magazin: замена Турции — Греция усиливает военное сотрудничество с США
18:59
И повторится всё, как встарь: FP призвал предотвратить «колониальные» войны в космосе с помощью дипломатии
18:58
CNN: экстремисты-расисты с доступом к оружию — ФБР и МВБ назвали крупнейшую террористическую угрозу для США
18:56
Минсельхоз и Минэкономразвития стелят соломку после критики Путина
18:55
AT&T вызовет Бэтмена и Гарри Поттера для убийства Netflix
18:54
Главные события экономики 17 мая 2021 года: судьба "СП-2" решена, доллар по 60 рублей
18:49
Глава Нижегородской области рассказал о субсидиях для агропредприятий
18:48
На Ставрополье за счет господдержки увеличат выпуск жареных семечек
18:47
Михаил Хазин о банкротстве юрлиц и альтернативах доллару. ВИДЕО
18:46
Экономист рассказал, от чего будут зависеть цены на сахар
18:44
В США выявили минимальный прирост числа случаев COVID-19 с июня
18:43
Израиль нанес удар по военным объектам ХАМАС
18:42
Посольство России удивила реакция испанских СМИ на дело о шпионаже
18:41
В Госдуме оценили опасность американской секретной армии
18:34
О настоящей и ненастоящей оппозиции
18:29
Sky News: после «девяти минут ужаса» Китай совершил первую успешную посадку на Марс
18:28
СТРАНА: Украина, Грузия и Молдавия объединились в «Ассоциированное трио»
18:25
ЕС ответит России на включение Чехии в список недружественных стран
18:23
Маск обрушил биткоин одним словом и заставил говорить о «хаосе инвесторов»
18:21
Завершился прием заявок на праймериз «Единой России»: десять человек на место
18:20
В России оценили угрозу секретной армии США
18:19
Секретную армию США сравнили с российскими агентами
18:15
РЛС «Енисей» принята на вооружение. Новые возможности для ПВО-ПРО
18:06
Самые острые цитаты Светланы Тихановской
18:05
Владимир Путин продлил срок службы полпреду в СКФО до 2022 года
18:04
Санаторий управделами Лукашенко стал политическим яблоком раздора в Литве
17:58
ЦАХАЛ уничтожил подводную лодку ХАМАС
17:51
Китайский марсоход «Чжужун» успешно сел на поверхность Марса
17:49
Получены новые фотографии Юпитера. Что в них особенного?
17:41
Александр Роджерс: В метаниях меж умными и красивыми
17:30
Чехия потребовала от России разъяснить порядок дальнейшей работы посольства
17:29
Это самоубийство: Оливер Стоун о предательстве России и плане войны
17:25
В России подсчитали, сколько простые украинцы переплачивают за газ
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Порты России поставили мат экономике Прибалтики

Порты России поставили мат экономике Прибалтики


Латвийская экономика продолжает существовать за счет транзита российских грузов, отметил ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.

Через Балтийское море российские грузы попадают на мировой рынок

Компания Uralkali Trading, являющаяся дочкой российского «Уралкалия», стала в 2019 году крупнейшим по обороту предприятием Латвии. Четвертое место заняла Severstal Distribution – дочка «Северстали», а шестое Uralchem Trading – дочка «Уралхима».

Суммарно они принесли в копилку латвийской экономики 3,13 млрд долларов.

Данные предприятия были созданы в Латвии для обеспечения российского экспорта на европейский и мировой рынки. Калийные удобрения и сталь пользуются устойчивым спросом, поэтому для России это постоянная экспортная строка.

Латвия зависит от России

В последние советские десятилетия экономика СССР все больше встраивалась в западную: мы поставляли туда ресурсы, сырье, промышленные товары, а взамен получали валюту, технологии и продовольствие.

Для этого в Прибалтике были построены порты, нацеленные на экспорт российских товаров на западный рынок. После 1991 года, когда Москва признала независимость трех прибалтийских республик, данная инфраструктура осталась там.

Калийные удобрения пользуются огромным спросом на мировом рынке

Прибалтика долгие годы была проблемным фактором для экономики и внешней политики РФ. Неадекватная линия прибалтов по Москве носила систематический характер, но возможностей для перенаправления грузов не было.

Сегодня ситуация изменилась: появились порт в Усть-Луге и другие транспортные маршруты вне Прибалтики.

«Тезис об экономической зависимости Латвии от России бесспорен. Латвийское руководство по понедельникам, средам и пятницам говорит, что оно не зависит от Москвы, а по вторникам, четвергам и субботам просит помочь с российскими грузами», – констатирует Межевич.

Данных по «коронакризисному» 2020 году пока нет, но в 2019 году товарооборот России и Латвии составил 5,555 млрд долларов при огромном сальдо в пользу Москвы: российский экспорт равнялся 5,08 млрд долларов, а импорт из латвийской экономики 0,467 млрд долларов.

Россия перепродает через Латвию сырьевые товары в Евросоюз и другие страны мира, а Латвия, учитывая ее масштабы (ВВП равняется 34,12 млрд долларов), жизненно зависит от этого торгово-экономического сотрудничества.

Латвийская экономика зависит от России

«Для России сотрудничество с Латвией и другими прибалтийскими странами несет риски, которые распространяются на компании, чьи «дочки» стали лидерами латвийской экономики. Это зависимость от инфраструктуры и политические издержки», – резюмирует Межевич.

Латвия не стремится нормализовывать отношения с Россией, а еще Рига не решает и усугубляет проблему своих русскоязычных жителей.

«Наши люди в Латвии не всегда понимают российские компании, которые там работают. Русских и русскоязычных в Латвии лишили гражданства и вынудили работать за небольшую зарплату без гражданских прав», – заключает Межевич.

Этот вопрос нельзя игнорировать в политике РФ по Прибалтике. Нежелание латвийских властей идти на компромисс и решать эту проблему вынуждает Москву снижать уровень экономического присутствия. Для латвийского народного хозяйства такой путь грозит настоящими бедствиями – бывший мэр Риги Нил Ушаков отмечал, что только перенаправление поставок РЖД лишило страну 50 тысяч рабочих мест.

«Латвийский режим продолжает жить на деньги российских компаний и одновременно закупать военно-техническое оборудование, готовиться к войне с Россией. Такую ситуацию вряд ли можно назвать нормальной», – констатирует Межевич.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич

Прибалтийские порты приходят в упадок

Летом 2020 года ЕС отказался финансировать модернизацию латвийских портов, а  министр транспорта Латвии Талис Линкайтис признал, что прежнего расцвета гаваней не будет. Инфраструктура в Лиепае и Вентспилсе находится в плохом состоянии, но в Брюсселе считают, что порты должны сами профинансировать эти работы, и это также является одной из причин снижения транзита.

В первой половине 2020 года грузопоток через Латвию уменьшился вполовину, а финансовый оборот ее портов на 30%. Аналогичные процессы идут в Эстонии и Литве, зато в Усть-Луге продемонстрирован рост на 7,3%, Приморске – на 16,7%, а в Высоцке – на 5,3%.

Из-за этого в Вентспилсе потребовали применить против Москвы санкции для возвращения российских грузов в Латвию.

«Заявление Кристовскиса несерьезно. Конечно, сегодня эпоха десуверенизации, а формула Вестфальского мира «чья страна, того и вера» не работает, но Латвия и ее бывший министр не вправе выбирать, через какой порт России поставлять грузы», – резюмирует Межевич.

На неформальном уровне в Прибалтике признается зависимость от России, но политический класс данных государств ничего не делает для нормализации отношений с Москвой и даже регулярно их эскалирует.

Москва переводит поставки на российские порты

Аналогичная линия проводится Литвой против Белоруссии. Протеже Вильнюса Светлана Тихановская пыталась пролоббировать литовские санкции против «Беларуськалия», но их реализация сразу погубит Клайпедский порт.

«Даже в Литве холодно прокомментировали данное предложение Тихановской. В Клайпеде примерно 30–50% загрузки приходится на грузы из Белоруссии, выпадение которых станет для Литвы катастрофой», – заключает Межевич.


Дмитрий Сикорский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх