Лента новостей

22:17
Новак рассказал, когда в России завершат ускоренную догазификацию
22:16
Новак обозначил срок ускоренной догазификации в России
22:14
Два россиянина признали вину по делу о киберпреступлениях против США
22:13
В Испании упал вертолет
22:12
Одиннадцать стран при ОБСЕ призвали беречь правду о Второй мировой войне
22:11
США намерены отвечать на неприемлемые действия России
21:58
Бизнесмен Леван Васадзе намерен добиваться восстановления отношений с «единоверной Россией»
21:56
Эксперт оценил вероятность прекращения хождения доллара в стране
21:55
Эксперт назвал способ снижения цены на гречку
21:52
Киев выклянчивал у Блинкена «игрушки» для усиления флота
21:51
В канун Дня Победы львовские чекисты предотвратили «преступление века»
21:42
Визит послов Польши и Румынии к границе с Крымом состоится 11 мая
21:41
Президент США сообщил, что саммит с Путиным точно состоится
21:40
Вице-премьер Чехии уволил чиновника, рассказавшего о планах страны закупить "Спутник V"
21:24
Ученые из США смогли "запутать" и измерить два макрообъекта
21:08
Определена опасность неуправляемой китайской ракеты
21:08
Определена опасность неуправляемой китайской ракеты
21:07
Названо гарантирующее сохранение статуса сверхдержавы супероружие России
21:07
Названо гарантирующее сохранение статуса сверхдержавы супероружие России
21:00
Amnesty International заявила о возвращении Навальному статуса узника совести
20:58
В Айдахо шестиклассница устроила стрельбу в школе, пострадали три человека
20:57
Таиланд вводит десятидолларовый сбор для иностранных туристов
20:56
Депутат Хинштейн сообщил об эмиграции экс-начальника полиции Москвы на Кипр
20:52
Samsung, SK Hynix и Micron обвинили в сговоре для манипулирования ценами на оперативную память DRAM
20:51
Электромобили Tesla Model 3 и Model Y снова подорожали — самая дешёвая Tesla теперь стоит $39 500
20:46
В Калининграде перезахоронили останки 86 советских воинов
20:44
Правительство определит минимальную стоимость подключения газа внутри участка
20:43
Урон экономике Японии из-за режима ЧС оценили в $9,2 млрд
20:42
Зеленский предложил индийской компании производить вакцину от коронавируса на Украине
20:40
Путин и Мирзиёев готовы содействовать стабилизации на границе Таджикистана и Киргизии
20:39
Путин и Мирзиёев обсудили организацию производства вакцины от COVID-19 в Узбекистане
20:38
Путин и Рахмон обсудят 8 мая в Москве ситуацию на границе Таджикистана и Киргизии
20:37
Госсекретарь США признался, что Вашингтон подрывает мировой порядок
20:26
Блинкен, Епифаний и Благодатный огонь
20:25
Мураев признался, что он не демократ: Порядок на Украине можно навести только «бейсбольной битой»
20:21
Армия ЦАР на деле показала, как благодарна российским инструкторам
20:14
О чём сказал Путин 21 год во время своей инаугурации
20:12
Страх Третьей мировой: Россия испытывает «непобедимое» ядерное супероружие, которое сотрет с лица земли Англию и Уэльс (The Daily Express, Великобритания)
20:09
Власти США уличили производителей смартфонов и машин в намеренном снижении ремонтопригодности своих продуктов
20:05
В штате Айдахо шестиклассница устроила стрельбу в школе
20:04
Amnesty International снова признала Алексея Навального узником совести
20:00
Шельф или не шельф – вопроса у российской энергетики нет
19:55
Объявлена дата проведения Ялтинского экономического форума
19:54
Минэнерго объяснило новые правила продажи топлива
19:53
В России подорожали яйца и овощи
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Миф: входящий в атмосферу корабль нагревается от трения

Миф: входящий в атмосферу корабль нагревается от трения



Есть вот такие расхожие суждения, которые, с одной стороны, и не вполне далеки от истины, но с другой — неверно отражают суть явления. Да, при вхождении в плотные слои атмосферы обшивка космического корабля начинает нагреваться, да так, что не будь термоизоляции, она неминуемо разрушилась бы. Как часто разрушаются, например, не долетев до поверхности Земли метеорные тела. И, разумеется, главная причина нагрева – встреча несущегося на сверхзвуковой скорости объекта с достаточно плотной газовой средой. При этом даже в научно-популярной литературе приходится встречать утверждение о том, что все дело в трении о воздух. А вот это уже неправда.

Миф: входящий в атмосферу корабль нагревается от трения


Трение о воздух, конечно, происходит, и при этом выделяется какое-то количество тепла, однако раскаляет обшивку спускаемого аппарата и заставляет пылать и взрываться летящие к земле болиды другой физический процесс, называемый аэродинамическим нагревом.

Корабль

Вхождение в плотные слои в интерпретации художника

Как известно, впереди движущегося в газе со сверхзвуковой скоростью тела формируется ударная волна — тонкая переходная область, в которой происходит резкое, скачкообразное увеличение плотности, давления и скорости вещества. Естественно, при повышении давления газа он нагревается — резкое увеличение давления приводит к быстрому повышению температуры. Вторым фактором — это и есть собственно аэродинамический нагрев — становится торможение молекул газа в тонком слое, прилегающем непосредственно к поверхности движущегося объекта — энергия хаотичного движения молекул возрастает, и температура вновь растет. А уже горячий газ нагревает и само мчащееся на сверхзвуке тело, причем тепло переносится как с помощью теплопроводности, так и с помощью излучения. Правда излучение молекул газа начинает играть заметную роль при очень высоких скоростях, например, на 2-й космической.





Корабль

Шаттл c зонами нагрева







С проблемой аэродинамического нагрева приходится сталкиваться не только конструкторам космических кораблей, но и разработчикам сверхзвуковых летательных аппаратов — тех, что никогда не покидают атмосферу.




Самолет

Concorde


Известно, что конструкторы первых в мире сверхзвуковых пассажирских самолетов — Concorde и Ту-144 — были вынуждены отказаться от идеи заставить свои самолеты летать со скоростью 3 Маха (пришлось довольствоваться «скромными» 2,3). Причина — аэродинамический нагрев. При такой скорости он раскалял бы обшивки лайнеров до таких температур, которые могли уже сказаться на прочности алюминиевых конструкций. Заменять же алюминий на титан или специальную сталь (как в военных проектах) было невозможно по экономическим соображениям. Кстати, о том, как решали проблему аэродинамического нагрева конструкторы знаменитого советского высотного перехватчика МиГ-25, можно прочитать в  статье «Есть только МиГ. Охотник за призраками МиГ-25».




Предыдущее заблуждение


Андрей Сердечнов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх