Лента новостей

16:14
Две стороны НАТО: альянс использует Косовский конфликт для абсорбции Сербии
16:11
Американские «Соколы» получили цветное зрение
16:07
Любовь Соболь расценила закон Госдумы как борьбу властей против ее персоны
16:06
Сосновский скептически отреагировал на попытку США заблокировать "СП-2"
15:58
«Колумбия будет свободной!»: власть теряет контроль над городами
15:35
Елена Панина: Российская атака сердца европейской демократии оказалась эффективной
15:34
Елена Панина: Качество человеческого материала определит будущее России
15:32
В Белоруссии раскрыли тайну происхождения маршала Рокоссовского
15:29
Названа сумма, потраченная США на Украину с 2014 года
15:28
Лавров заявил о мании безнаказанности у Евросоюза
15:27
Минприроды ужесточило правила сбора грибов
15:23
Одолев «Реал», «Челси» пробился в финал Лиги чемпионов
15:22
Врачи назвали самую популярную косметическую операцию в пандемию
15:21
Принца обвинили в убийстве крупнейшего медведя в Европе
15:20
Котировки нефти Brent и WTI начали снижаться
15:19
Зеленский после встречи с Блинкеном пошутил о «вездесущих русских»
15:16
Xiaomi обогнала Apple по продажам смартфонов в Европе
15:15
OPPO представила фитнес-браслет Band Vitality Edition со временем работы до двух недель
15:14
Смартфоны ASUS ZenFone 8 Flip и ZenFone 8 показались не качественных пресс-изображениях
15:10
Первая совместная репетиция Парада Победы прошла в Новосибирске
15:08
Роботы могут появиться на российских мусоросортировочных заводах уже через пять лет
15:07
Объем ФНБ в апреле вырос на 23 млрд рублей
15:06
Минцифры проведет эксперимент по обмену данными при электронной ипотеке
15:04
Лавров и глава МИД Армении подписали меморандум в сфере биологической безопасности
15:02
Блинкен указал Киеву на необходимость концентрации на реформах и их защите
15:00
Стрижи могут получить возможность использовать цветной дым во время выступлений
14:56
«Ласточки» связали Москву с Ржевским мемориалом
14:48
Зе-команда использует возобновление дела «Роттердам +» для торгов с Ахметовым
14:47
«Осведомлены и фундаментально поддерживают». Зеленский перечислил итоги переговоров с Блинкеном
14:46
«Думают, что им все дозволено»: Лавров заявил, что Россия не оставит санкции ЕС без ответа
14:40
Научный обозреватель развеял опасения о столкновении китайской ракеты с Землей
14:39
Глава РСМД назвал страны, в которых Байден не станет встречаться с Путиным
14:37
Где остановится Путин после Белоруссии и Украины?
14:36
Эксперт: Рубль, как и раньше, не реагирует на дорожающую нефть
14:28
Dagens Nyheter (Швеция): Путину выгодно винить во всем Запад — пока это еще работает
14:23
Всемирный конгресс вакцин признал американскую Moderna лучшей вакциной от COVID-19. Спутник V вошел в шорт-лист
14:22
Экологи обвинили принца Лихтенштейна в намеренном убийстве самого крупного медведя в Европе
14:20
Займы, гранты и кредиты позволяют Западу контролировать Украину
14:19
Данные по запасам бензина в США уронили стоимость нефти
14:18
Золото вновь растет в цене из-за слабых данных по макроэкономике США
14:17
Доклад Центробанка поддержал курс рубля
14:13
Die Welt (Германия): «У наших позиций лежат тысячи мертвых русских»
14:09
Инвестиционная девелоперская компания купила склады вблизи Петербурга
14:08
Создание торгпредства России в Германии стало знаковым для Европы
14:06
Украина не поддалась на провокации со стороны России, заявил Блинкен
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно

Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно



Искусственный интеллект давно рядом с нами — это беспилотные автомобили, системы распознавания речи и лиц, игровые боты. Считается, что заниматься нейронными сетями очень сложно и долго. Вместе с онлайн-школой Кодабра и преподавателями Николаем Ведерниковым и Павлом Якуповым разбираемся, могут ли дети создавать искусственный интеллект и зачем им вообще этому учиться.

Маленький творец: может ли ребенок создать искусственный интеллект и зачем это нужно

pixabay.com


Что такое искусственный интеллект

Искусственный интеллект — это попытка воссоздать человеческий мозг для решения сложных задач. Сейчас под искусственным интеллектом чаще всего понимают искусственные нейронные сети. В человеческом мозгу нейроны передают друг другу импульсы — так человек воспринимает информацию, запоминает ее, обдумывает и принимает решения. 

В нейронных сетях настоящих нейронов нет — это абстракция, описанная с помощью математики. Сети состоят из многих слоев — один нейрон не сможет решить в какой момент беспилотный автомобиль должен повернуть направо, а полтора миллиарда смогут. 

Хотя нейронные сети — это модель, для ее работы нужны интерфейсы, которые помогают человеку получать из нее информацию, и аппаратная часть, которая состоит из процессоров или видеокарт. От аппаратной части зависит скорость работы нейронной сети. 

Нейронные сети решают три типа задач:

  • Классификация. Например, программе показывают миллион картинок, а она должна выбрать из них только собак. По такому же принципу работают сети, распознающие голос, лица и почерк. 
  • Кластеризация. Перед тем отдать как миллион картинок для классификации, их нужно разложить по категориям — этим и будут заниматься нейронные сети. 
  • Обучение с подкреплением. Для решения этих задач создают то, что чаще всего называют искусственным интеллектом — голосовые помощники вроде Алисы и Siri, интеллект для беспилотных автомобилей, боты для игры. 





В некоторых программах, например интеллекте для беспилотных автомобилей, используется несколько нейронных сетей: одни занимаются классификацией, чтобы понять, где сейчас едет автомобиль, другие — принимают решения на основе стимулов, чтобы автомобиль останавливался, ехал или поворачивал. 




Как обучают искусственный интеллект


Сначала сеть создают, то есть описывают с помощью языка программирования ее архитектуру. Чтобы описать архитектуру, нужно указать количество слоев, количество нейронов в каждом слое и связи между нейронами разных слоев. Дальше подготавливают данные для обучения и запускают его. Каждый слой сети решает свои задачи: например, вся сеть определяет почерк и один слой ищет завитки, другой объединяет их. 






Обучение проще всего рассмотреть на примере распознавания сигналов светофора. Есть четыре нейрона — первые три распознают цвета. Четвертый нейрон получает информацию о том, какой сигнал светофора зажегся, и передает дальше информацию о том, что нужно делать: останавливаться, подождать или переходить дорогу. Сигнал он получает в виде 0 или 1, а результат может выдать в виде 0, 0,5 и 1. Если сигнал светофора зеленый, то от «зеленого» нейрона приходит 1, обрабатывающий нейрон умножает ее на коэффициент 0 и получает в результате 0, что значит, можно идти. 




Вся суть в подборе коэффициентов. Если они подобраны правильно, то нейронная сеть выдает правильный результат. Если они подобраны неправильно, то по определенным алгоритмам коэффициенты подбираются заново. Именно в описании алгоритмов заключается вся сложность. 




Что нужно знать, чтобы создать искусственный интеллект


Чтобы работать с нейронными сетями, нужно понимать, как работают алгоритмы и уметь их описать с помощью языка программирования. С языком все просто — нейронные сети часто пишут на одном из самых популярных и простых языков Python. Также для этого используют C#. 





С алгоритмами сложнее — чтобы понять, как они работают, нужно разбираться в высшей математике хотя бы на уровне второго курса технического университета. Без этого сложно полноценно работать с нейронными сетями. Но некоторым взрослым разработчикам это не мешает, они рассматривают нейронные сети как черный ящик: не так важно, как они работают, важнее как правильно их обучать. 




При этом для языка Python существует множество библиотек, с помощью которых можно «соткать» код как одеяло из лоскутков. Для этого необязательно понимать работу алгоритмов от начала до конца, но нужно знать некоторые основы. Например, что такое градиент и антиградиент, понимать, что такое функции и производные и уметь работать с матрицами. Матрицы проходят в школе уже только в старших классах, но именно они нужны, чтобы считать коэффициенты нейронной сети. 


Получается, что даже в шестом или седьмом классе, можно разобраться с основами нейронных сетей, если понимать основы алгебры, изучить матрицы и знать основы программирования на Python. Но главное это желание, если ребенок хочет, он разберется с трудной темой почти в любом возрасте. Просто ему понадобится чуть больше сил и времени. 









Может ли ребенок создать нейронные сети


Дети могут создавать простые нейросети, особенно с использованием библиотек. Проще всего детям создать сети для классификации, например, распознающие вид цветка. Также несложно создать бот для игры в прятки, бот, который сам будет играть в простую игру, например, Flappy bird. С более сложными играми дети скорее всего не справятся. Например, чтобы создать бота для шахмат нужно не только разработать и обучить сложную нейронную сеть, но и получить доступ к быстрым видеокартам, на основе которых сеть будет работать. 


Детям может недоставать упорства, особенно в седьмом-восьмом классах — в этом возрасте хочется все попробовать, но также велик риск бросить то, что не получается. Но если ими движет любопытство, то все получится. 




Петр, 16 лет: Я выбрал курс нейронных сетей, так как изучил Phyton, разрабатывая 2D-игры и решил углубиться в него. Мы уже написали самообучающуюся программу для распознавания рукописных чисел и стали создавать программу для распознавания элементов одежды. 





Мне нравится этим заниматься, но сложнее всего найти ошибку или описку в коде. Больше всего в обучении мне помогает любопытство. Мне нравится работать с сетями, ведь они могут использоваться для быстрого обучения и точно помогут работать с роботами. Но я бы хотел создать в будущем что-то попроще, например, интернет-магазин.


Ксения, 17 лет: Я стала изучать нейронные сети, чтобы понять, в какой вуз я буду поступать. Поэтому я хотела понять, как работают нейронные сети и где применяются. На курсе мы создали несколько нейронных сетей: для распознавания рукописных чисел, для классификации ирисов, для предсказания стоимости акций Facebook. Также я работала с алгоритмами, которые советуют пользователю фильмы, основываясь на его предыдущих предпочтениях.
Мне помогает то, что я умею самостоятельно находить нужную информацию и не сдаюсь, даже если что-то не получается. Я не справилась бы без математики и базовых знаний в Python. Сложности заключаются в том, что я пока плохо ориентируюсь в библиотеках для нейронных сетей. Чтобы подобрать оптимальное решение, нужно понимать, что уже было реализовано. А для этого нужно больше практиковаться и читать больше дополнительных материалов.









Одним из детей, которые смогли в раннем возрасте создать искусственный интеллект, стал Танмай Бакши. Он начал изучать программирование в 5 лет и уже в 14 у него есть приложение для игры в викторину наподобие Watson. Сейчас Танмай работает вместе с менторами из IBM. 


Зачем ребенку нужно изучать искусственный интеллект


Это приносит удовольствие. Детям нравятся нейронные сети, как забавные игрушки. Это напоминает дрессировку животного и кажется, что ты оживляешь неживое, делаешь его умнее или глупее. Также детям интересно проверять возможности сетей — рисовать получетверку или полупятерку и смотреть, справятся ли алгоритмы. 


Пригодится для профессии. Если привить в старших классах интерес к нейронным сетям, то есть шанс, что ребенок вернется к этому в вузе и сделает своей профессией. Нейронные сети востребованы везде — от решения бытовых задач до конструирования военной техники и оружия. Специалисты по нейронным сетям нужны во многих компаниях, в том числе, Tesla, Google, Яндекс. Если ребенок в будущем сможет создать сеть, например, ту, что понимает номер автомобиля и выдает талон на парковку, он точно будет востребован на рынке труда. 



Дополнительные знания. Изучая нейронные сети, дети прокачивают и другие навыки, например, усиливают навыки программирования. А алгоритмическое мышление и математика «ум в порядок приводят». К тому же дети могут влюбиться в естественные науки, например, в нейробиологию и сделать карьеру в этой области.


Материал подготовлен совместно с онлайн-школой Кодабра


Онлайн школа программирования для детей "Кодабра"


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх