Создание в России суда по правам человека является интересной идеей, отметил ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Президент РФ Владимир Путин на Совете по развитию гражданского общества и прав человека заметил, что идея создания российского суда по правам человека требует проработки: для этого необходимо финансирование и проведение изменений в системе.
Путин назвал идею правильной, но сравнил проблему с появлением института судебных следователей.
Путин затронул тему прав человека
Идею по созданию суда по правам человека предложил член президентского совета, юрист Евгений Мысловский. Он обратил внимание на работу следователей и судей и привел конкретные примеры нарушений прав граждан.
Президент отметил, что не существует статистики, свидетельствующей о массовости нарушений, но над каждым из случаев надо работать.
Одновременно Путин готов поддержать закон, направленный на гуманизацию судебной системы. Жизнь есть жизнь, и если разговор идет о мелких правонарушениях, то не надо загонять человека в рамки, влияющие на оставшуюся жизнь.
Мысловский предложил отдельный институт по контролю за работой правоохранительной и судебной систем. Предметом суда станут нарушения государственных органов прав российских граждан.
В мировой судебной системе существует схожий контрольный орган: Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
Там граждане могут добиться справедливости в случае, если судебные возможности в РФ исчерпаны, а в отношении них были совершены нарушения по правам человека. ЕСПЧ не отменяет приговор или решение суда, но может присудить истцу компенсацию.
Данный инструмент популярен в России. Справедливости в ЕСПЧ ищут все, только дела в ЕСПЧ рассматриваются годами, а сам этот орган не может выполнять контрольные функции в РФ – в руках Запада он превращается в инструмент влияния.
Есть в ЕСПЧ положительные моменты – мы многое модернизировали, но есть и отрицательные в виде западных попыток использовать судебное направление для давления на РФ – скоро в ЕСПЧ рассмотрят иск Нидерландов по MH17.
Европейцы постоянно критикуют Россию по теме прав человека, но только там, где это им выгодно.
На Западе ничего не сделали для освобожденных россиян — социолога Максима Шугалея и его переводчика Самера Суэйфана, которых удерживали боевики в Ливии с мая 2019 года без суда и законных оснований.
За их права боролся МИД РФ, Фонд защиты национальных ценностей во главе с членом Общественной палаты РФ Александром Малькевичем и простые люди, которые регулярно организовывали пикеты в поддержку Шугалея и Суэйфана у посольства Ливии.
Создание нового института является сложным делом
Россия вместе с судом по правам человека может получить не только контрольный орган, но и замену ЕСПЧ. Эта проблема обострилась после 2014 года, а на пике конфликта с Евросоветом речь заходила о создании аналога на базе ЕАЭС.
В январе Путин признал, что Страсбург иногда принимает неправовые решения в отношении РФ, и призвал проанализировать проблему, а сегодня президентом была высказана идея о создании новой инстанции.
«Теперь по Конституции РФ российское право стоит выше международного, поэтому мы можем начать бороться с негативными решениями с помощью данного суда, хотя проблема не только в этом», - констатирует Журавлев.
Есть тут и эффект новизны: когда создается что-то новое, власть и общество в РФ обращают внимание на проблему.
«Создав такой суд, мы сконцентрируем внимание общества на проблеме прав человека. Это советский подход, когда вокруг проблемы создается новый институт. Нужно России освоение Севера – появляется управление Северного морского пути», - резюмирует Журавлев.
В правовой системе РФ затронутые проблемы должны решать районные и федеральные суды, но в президентском Совете по правам человека предлагают создать принципиально новую инстанцию.
«Существующие суды могут решить поставленные вопросы, но дело в эффективности. Тут речь идет о суде, которому по долгу службы придется искать себе занятие. В РФ есть одна особенность – у нас каждый орган ищет себе занятие. Так новая инстанция заберет полномочия не только у ЕСПЧ, но и у других отечественных судов», - заключает Журавлев.
Пока полномочия суда нигде не прописаны, сложно рассуждать, что это будет за орган. Если это будет полноценный суд, то он будет работать в Москве и в федеральных округах по примеру российских арбитражных судов.
Такая реформа потребует усилий – придется изменить огромную массу федерального законодательства.
«Действительно, изменения будут огромные – вопрос в задачах. Еще можно вспомнить советский опыт, где в Верховном суде создавали коллегию для решения узких правовых задач», - констатирует Журавлев.
Важно и то, что Путин затронул проблему прав человек – это говорит о возможных изменениях в этом направлении.
«Логичен запрос Кремля на суда по правам человека и эффективную судебную систему, но создание такого института поставит новые вопросы. Например, по либерализации уголовного законодательства и сопутствующих проблем», - резюмирует Журавлев.
Дмитрий Сикорский
Подпишись: