Лента новостей

09:28
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 20.04.2024
05:23
Радиолокационный комплекс AN/SPY-6 и его перспективы
05:20
Винтовки и карабины Манлихера 90-х годов XIX века
05:12
Мао Цзэдун имел в 1958 году грандиозные планы
03:34
В России перестали работать пиратские версии AutoCAD и другого ПО Autodesk, но выход уже найден
01:16
О заповеднике диких фантазий
01:12
«Враг внутри»? Глобалистов захватила истерия шпиономании
00:08
«Вакуум легитимности» Зеленского как способ обнулить победу в СВО
23:36
Белый дом пообещал возобновить поставки оружия Киеву сразу после принятия Конгрессом закона о помощи Украине
23:02
«Колоссальнейшие репутационные потери». Лидеры Русской Весны требуют найти убийц Рассела Бентли
23:01
Западу больше нечем помогать Украине — президент Чехии. При этом союзники один за другим объявляют о пакетах помощи Киеву
22:27
Одни «защитники» занимаются мародёрством в прифронтовых населенных пунктах, другие — «гоп-стопом» на западе Украины
22:26
Из Харькова вывозят на западную Украину заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш»
21:58
Запад передаст зарубежные храмы РПЦ под контроль патриарха Варфоломея
21:51
Палата представителей США на процедурном голосовании приняла законопроект о помощи Украине
21:50
В Кабмине Украины на следующей неделе грядут отставки
21:16
Министры обороны стран НАТО услышали Зеленского и пообещали ему новые поставки систем ПВО
20:42
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 19 апреля
20:41
Россиянку, вдову ликвидированного нациста «Азова» принудили к контракту с бригадой
20:34
Россия прокладывает новые торговые пути в Азию, чтобы ослабить санкции
20:06
Жители Украины активно «сливают» россиянам координаты мест дислокации украинских военных и их техники
20:05
Лавров впервые озвучил роль Харькова в будущей демилитаризованной зоне
20:04
Немецкий производитель дронов намерен открыть еще один завод на Украине
20:03
В Донецке сообщили об убийстве американского ополченца Рассела Бентли
19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны

Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны



«Не будь Второй мировой войны, я, наверное, конструировал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд», – сказал Михаил Калашников. Великий конструктор, конечно, прав: мирная техника гораздо полезнее военной. Но и без последней не обойтись, причем в ряде случаев пополнять ряды вооруженных сил призваны машины из повседневной жизни.

Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны


После приручения пара цивилизация получила толчок к бурному развитию. Самокатные повозки, с переменным успехом создаваемые разными изобретателями, получили более надежный, нежели мускульная сила или сила ветра, движитель. Все это привело к тому, что в первой четверти XIX века по дорогам Великобритании вовсю запылили паровые омнибусы — предтечи рейсовых автобусов. За ними последовали машины с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания, пока, наконец, в начале ХХ века пассажирский маршрутный автобус не стал таким же обычным предметом пейзажа, как конка или трамвай.

Вскоре грянула Первая мировая война, которой суждено было стать и первой войной моторов. Так как специализированных военных машин в войсках отчаянно не хватало, на фронт потянули все мало-мальски пригодные гражданские машины, в том числе и автобусы. Лидером в данной области стала старушка Британия, которая с 1914 по 1918 год изъяла 954 (по другим данным — 1319) автобуса с коммерческих линий и перебросила их на фронт. Мобилизованные машины красили в хаки, из них убирали стекла, а борта «бронировали» двухдюймовыми деревянными досками.

Зенитка





В основном автобусы перевозили солдат (в стандартный двухэтажный автобус помещалось 25 человек со всем снаряжением или же 4 т груза), боеприпасы и снаряжение, раненых; некоторые были приспособлены под мобильные голубятни для обеспечения связи, а на некоторые даже поставили противовоздушные пушки, превратив таким образом машину в самоходную зенитную установку. В спешке не обошлось и без курьезов — некоторые автобусы после отправки на фронт не успели перекрасить, и они шли на передовую, сияя рекламой на бортах и фирменной красно-белой раскраской.









Артиллеристам фюрер дал приказ

Бывало что  автобусы носили на себе и более серьезное вооружение, чем пулемет. Речь идёт о машинах зенитного подразделения сопровождения фюрера. Все началось в 1940 году, когда фирма VOMAG на автобусном шасси собственной разработки построила около 15 машин специального подразделения, которое должно было сопровождать Гитлера в его вояжах на фронт. Весной 1941 года «автобусы ПВО» поступили на вооружение 1-го батальона 42-го зенитного полка, базировавшегося в Дрездене. Организационно батальон состоял из 3 батарей, в каждой из которых находились 4 самоходные зенитные установки (вооружение – 88-мм орудия FlaK 18 с новым стволом FlaK 36), две машины с контрольно-измерительными приборами и приборами управления огнем, зенитный взвод непосредственного охранения (вооружение – две 20-мм пушки FlaK 38) и от одной до двух резервных машин. Последние перевозили оборудование командного пункта и радиолокационную станцию на прицепе, а позже из них была сформирована четвертая батарея. После французской кампании фюреру стало не до поездок, и батальон до середины войны использовался как мобильный резерв ПВО, быстро выдвигавшийся в населенные пункты, подвергшиеся бомбардировке союзников. В августе 1944 подразделение перебралось в Румынию, вело тяжелые бои, и в конце концов в ноябре под Будапештом было полностью разгромлено. 


Автобусы-монстры


После войны автобусы вернулись к своему гражданскому назначению, однако их уже планово рассматривали в качестве потенциальной военной техники. Так, в СССР в 1920-х годах некий Лебедев подал заявку на патент бронекорпуса, который в случае войны должен был надеваться на автобус, превращая его в броне-транспортер. Патент изобретатель не получил, упоминание об этом факте встречается лишь в списках отклоненных заявок, но идея снова «всплыла» в Туманном Альбионе в начале Второй мировой. Конечно, бросать двухэтажную лондонскую гордость на танки Гудериана никто не собирался, а вот послужить британскому ополчению эти мастодонты вполне могли.








История сохранила изображения всего двух английских автобусов, кустарно переделанных в БТР. Первой жертвой стал одноэтажный Chevrolet выпуска 1930-х, получивший слабое бронирование и люк со щитком на крыше. Вторым донором послужил AEC Regent (ST), 20 экземпляров которого были переоборудованы и переданы Чисвикскому батальону хоумгварда. Тут к делу подошли серьезней: второй этаж автобуса сняли и надели коробкообразный бронекорпус с остроконечной крышей. Полностью загруженная бойцами машина весила порядка 12 т.


В Соединенных Штатах военные умы также размышляли над облачением автобуса в погоны. В 1943 году в Кемп-Карсон инженер Дан Джиллспай представил изумленной публике двухэтажный прицеп на... 260 человек! Судя по всему, он предназначался для подвоза личного состава целого батальона к транспортным самолетам либо транспортирования людей с одного аэродрома на другой. Получившийся автобус (а грузовики с полуприцепами начиная с 1930-х годов активно использовались в различных странах как автобусы) мог развивать скорость до 64 км/ч и выглядел как космический аппарат пришельцев. В серию конструкция не пошла.








Боевая фура

Лайнер пустыни

Огромный 17,5-метровый лайнер пустыни на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315-6 использовался Британскими ВВС в Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. Бронированный «монстр» мог перевозить 44 пассажира (из числа командного состава или журналистов) прямо по территории военных действий. На борту полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.




Британские королевские военно-воздушные силы тем временем решали другую проблему: как перевозить высший командный состав по Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. В частности, для ВВС был перестроен 17,5-метровый «лайнер пустыни» на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6, который до войны совершал рейсы Багдад-Дамаск. Для удобства пассажиров (а с 1943 года — высших чинов ВВС в количестве 44 человек) на борту просторного полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.







А вот американские парашютисты из 101-й воздушно-десантной дивизии в 1944 году использовали под Вегхелем рейсовый автобус голландской компании BBA в качестве... обычной патрульной машины, огневую мощь которой обеспечивал ручной пулемет, установленный на крыше. По тому же пути — с пулеметом наверху — пошли и бойцы Сопротивления, которые в конце апреля 1945 года разъезжали по Милану на автобусе Bussing NAG 900.


Bus Super Power


После Второй мировой в связи с огромным распространением самой разнообразной техники военные позабыли об автобусах. Их использовали разве что при эвакуации населения из городов, а в качестве боевой единицы они могли пригодиться только там, где существовал дефицит военной техники.




Немного о трамваях

widget-interest

В начале I мировой войны санитарные трамвайные вагоны появились в городах практически всех воюющих стран, а в охваченной революцией Москве успел засветиться даже бронетрамвай! Вот что про него писали в изданной в 1967 году книге «Гвардия Октября. Москва»: «...Идея оборудовать трамвай, защищенный от пуль, осенила Михаила Виноградова перед самым восстанием. Он принес Павлу Штернбергу в гостиницу «Дрезден» листок с нехитрыми чертежами и рисунком броневагона, на борту которого написал любимую строчку: «Постою за правду до последнева!» Павел Карлович улыбнулся, вспомнив слова удалого купца Калашникова, спрятал чертежи в карман со смутной надеждой – авось пригодятся. <…> Броневых листов в Замоскворецком трамвайном парке оказалось мало, едва хватило на кабину вагоновожатого. Думали-гадали и заменили броню деревянными рамами, простенки засыпали песком, попробовали: пуля не берет! По предложению Штернберга внутри установили вращающееся колесо, укрепили на нем пулемет. Так и родился «бронетрамвай», как его окрестили создатели, не очень смущаясь тем, что роль брони пришлось передоверить 50-миллиметровым доскам». Впрочем, судя по сохранившемуся фото Замоскворецкого бронетрамвая, в конце концов он все-таки обзавелся и металлическими бортами…







Первым таким местом стал Израиль, принужденный постоянно отстаивать с оружием в руках собственную независимость. Так как с оружием в Мединат Исраэль было очень туго, широкое распространение получила самодельная импровизированная бронетехника, сделанная на базе обычных машин. К примеру, в начале 1948 года 15 автобусов White Super Power были превращены по заказу автобусного кооператива «Эгед» в бронетранспортеры для перевозки личного состава.




После окончания войны за независимость два из них продолжили службу, поскольку кампус Еврейского университета на горе Скопус в Иерусалиме нуждался в снабжении. По соглашению о прекращении огня иорданцы оставляли анклав Израилю, если численность военного и гражданского персонала и их вооружения не увеличится, а связь будет осуществляться на тех же транспортных средствах, которые допускались на гору на момент подписания соглашения.


Несмотря на то что автобусы из-за сильной нагрузки на шасси быстро выходили из строя и отправлялись на свалку, эти два бронеавтобуса волей-неволей пришлось оставить в строю. В течение 19 лет они поднимались на гору два раза в месяц, числясь при этом боевыми единицами.







Трамвай

В Одессе трамваи доставляли подкрепление и боезапас прямо к линии фронта. Из-за сложности маршрута «2-ая застава – Фронт» к трамваю пришлось прицепить платформу с установленной зениткой.




Вместо сидений в машинах установили продольные лавки, а в корме одной из машин был оборудован грузовой отсек. Также в обоих автобусах были устроены тайники для перевозки оружия и боеприпасов — так в кампусе в обход соглашения оказалось современное стрелковое вооружение, базуки и даже безоткатное орудие. Служба ветеранов окончилась лишь в июне 1967 года после победы в Шестидневной войне. «Старички» были отправлены на заслуженный отдых в военный музей «Батей Ха-Осеф».








Броня фирмы TAZ


Вторым местом, где ощущался дефицит бронетехники, стала Хорватия 1991 года. В ответ на объявление независимости от Югославии на территорию бывшей страны вошли части Югославской народной армии, и началась гражданская война.


В том же году работники загребской компании ZET принялись переделывать несколько автобусов «Икарус-115» в бронированные санитарные машины для Хорватской национальной гвардии — вдоль бортов были установлены металлические пластины толщиной 8 мм. Всего было переоборудовано три автобуса: один из них пропал без вести, еще один остался в Вуковаре из-за поломки двигателя, а третий использовался 1-й гвардейской бригадой и сегодня числится в фондах Военного музея.




Революционный трамвай

Революционный трамвай выглядел не вполне защищенным.






В Вуковаре в августе 1991 года работники компании TAZ изготовили военно-медицинскую машину на базе автобуса FAP-4420. Бронекорпус типа «сэндвич» (с прокладкой между 6-мм и 5-мм стальными листами) закрывал машину со всех сторон, а стекло водителя было заменено на 60-мм пуленепробиваемое. Автобус мог перевозить 24 раненых с медперсоналом.




Поднабив руку, ТАЗовцы приступили к выпуску серии из десяти медицинских бронемашин на базе автобуса ТАМ-161. Машины получили такой же, как и у FAP-4420, закрытый бронекорпус и бронестекло водителя, но, учитывая меньшие габариты ТАМ-161, бронирование уменьшили (общая толщина двух бронелистов в «сэндвиче» теперь составляла 8 мм). Внутри имелись места для 18 носилок, стол для оказания неотложной помощи, резервуар для воды, отсек с медицинским оборудованием и места для медиков.


Последние пять машин были переданы хорватским войскам в 1993 году.


Ленинградский бронепоезд


Отгремели революция и Первая мировая война, а вскоре началась и Великая Отечественная. Потеряв огромное количество техники в самом начале и испытывая в ней острый дефицит, СССР был вынужден приспосабливать к военному делу все, что можно только измыслить. Вследствие того что весь автомобильный транспорт был мобилизован для нужд фронта, городские трамваи вновь стали важным подспорьем для переброски разнообразных грузов. Например, в Севастополе, Одессе и Ленинграде трамваи доставляли подкрепления и боезапас прямо к линии фронта (в Одессе из-за сложности маршрута «2-я застава — Фронт» к трамваю даже пришлось прицепить платформу с установленной зениткой), а обратно увозили раненых. В Горьком трамвайные пути использовались в качестве еще одной железнодорожной переправы через Оку, чтобы разгрузить большие транспортные потоки, идущие через другие немногочисленные мосты.









Автобус-броневик

White Super Power (Израиль). На шасси White Super Power долгие годы производились различные модели грузовиков и автобусов. Самое необычное применение нашли этому шасси израильские войска. В 1948 году 15 обычных автобусов были превращены в некое подобие бронетранспортеров для личного состава. В обоих автобусах были устроены тайники для перевозки оружия и боеприпасов, и дважды в месяц они поднимались в кампус Еврейского университета на горе Скопус в Иерусалиме – вплоть до 1967 года.


В 1942 году, когда угроза прорыва немцев в Ленинград стала реальной как никогда, было решено построить трамвайный мотоброневагон. Заказ выполнило ленинградское трамвайное депо имени Смирнова. К счастью, фашисты в город не прорвались, поэтому бронетрамвай в бой так и не вступил, а после войны был разобран. Не сохранилось даже фотографий, но реконструировать его облик же можно.


Известно, что за основу бронетрамвая взяли вагон МС-4, который целиком обшили бронелистами. В качестве вооружения предусматривались пулеметы, но их тип и количество неизвестны. Можно предположить, что это были либо станковые «Максимы», либо ДТ на шаровых установках. Так как огневая мощь электробронепоезда должна быть направлена в основном вперед, логичной была бы установка именно ДТ рядом с вагоновожатым, так как для «Максима» там места маловато. Также в целях маскировки корпус бронетрамвая раскрашивали под обычный пассажирский вагон — краской наносили фальшивые окна и двери.


После окончания Второй мировой боевые трамваи исчезли на долгое время и только спустя несколько десятков лет появились в Мексике — там целый парк броневагонов был предназначен для переброски по Мехико войск. Впрочем, спустя некоторое время трамваи сдали в музей и, скорее всего, разобрали. Но это не означает, что в деле боевого использования трамваев поставлена точка. Скорее, учитывая все возрастающую тенденцию к росту популярности городских боев, она превратилась в многоточие...


Артём Платонов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх