Лента новостей

20:55
NVIDIA представила "урезанную" версию видеокарты GT 1030
20:52
Российско-китайская торговля в интерьере общих евразийских интересов
20:43
За спрос не бьют в нос – сторонники Трампа узнают, как получить российское гражданство
20:38
СМИ: При крушении сухогруза в Черном море погибли трое моряков
20:37
В США умер один из самых прославленных музыкальных продюсеров
20:32
Эксперт: Байден сделает из США проходной двор
20:31
Вакцинация офицеров управления гвардейской Краснознаменной общевойсковой армии ЗВО
20:30
Случилось что-то в датском королевстве: глава Пентагона восхитился армией РФ
20:20
"Умные" малые бомбы американских ВВС будут поражать цели роями под управление искусственного интеллекта
20:17
Экипаж затонувшего сухогруза у берегов Турции состоял из граждан Украины. Число погибших растёт
20:16
«Чтобы нас снова убивали?»: луганчанка в эфире телеканала «НАШ» объяснила нежелание возвращаться на Украину
20:14
ФАН публикует кадры задержания провокаторов во Внуково
20:13
Бегство в джунгли: корреспонденты ФАН рассказали о провале штурма столицы ЦАР
20:10
Автоэксперт оценил затею с заменой водительских прав на QR-коды
20:01
«Нулевой эффект»: эксперт оценил отношения РФ и США при возвращении Нуланд в политику
19:55
Число жертв землетрясения в Индонезии достигло 78 человек
19:54
Поделят на два сорта. В Германии разгорелся скандал на фоне вакцинации
19:53
Сербское СМИ указало на попытку Запада очернить российское достижение
19:52
В Крыму ответили на слова Шредера о воссоединении с Россией
19:48
В Испании признали, что именно Россия спасёт мир от пандемии
19:48
Белоруссия станет форпостом ПВО Союзного государства
19:40
NBC: ФБР заподозрило иностранные государства в финансировании штурма Капитолия
19:37
Вашингтон ударит новыми санкциями по будущему России
19:35
Эксперт назвал самое главное качество танка «Армата»: кондиционер
19:27
МИД РФ готов к диалогу с США при президенте Байдене
19:26
СМИ США увидели плохой знак в назначении Нуланд на пост замгоссекретаря
19:25
Американцы заинтересовались гражданством РФ после победы Байдена
19:09
Глава CD Projekt резко отреагировал на статью о провале Cyberpunk 2077
18:59
Пицца на страже демократии. Голос Мордора
18:57
Сергей Карнаухов уверен, что полиция должна задержать Навального
18:52
Навальный в окружении журналистов вылетел в Москву (фото, видео)
18:51
Число погибших при крушении сухогруза в Черном море выросло до четырех
18:48
Samsung подтвердила: всё больше её будущих смартфонов не будут иметь зарядников и наушников в комплекте
18:47
NVIDIA тихо представила карту GeForce GT 1010 — Pascal GP108 с 2 Гбайт GDDR5 и TDP 55 Вт
18:46
Японцы выбирают Nintendo Switch: в 2020 году её продажи составили 87 % от всех консолей в стране
18:41
Швейцарская компания не комментирует сообщения о планах по Северному потоку - 2
18:39
Умер Герой Советского Союза Николай Антошкин
18:38
Захарова: ответы ФРГ на запросы России по Навальному не содержали информации по их сути
18:37
Захарова заявила, что в ситуации с выборами в США отразились все проблемы Запада
18:28
"Умные" малые бомбы американских ВВС будут поражать цели роями под управление искусственного интеллекта
18:25
Вакцина Pfizer продолжает убивать людей. 55 летальных исходов в США
18:24
Навальный возвращается в Россию
18:22
Убийства, похищения и разбой: как Босра стала криминальным гнездом юга Сирии
18:21
Супруга Феликса Царикати рассказала об амбициозных планах артиста
18:18
Политолог: Армин Лашет может вдохнуть новую жизнь в "Северный поток — 2"
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Мировое обозрение » Технологии » Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”


Увидев на спутниковых снимках огромный силуэт уникального летательного аппарата, американцы ужаснулись и дали ему прозвище “Каспийский монстр”, неправильно расшифровав кодовое название КМ (корабль-макет). “Несправедливо забытое детище гениальных конструкторов — экранопланы — были столь многообещающим техническим прорывом”, что так ни разу и не вышли из стадии опытной эксплуатации за сто лет своей истории. Рассказываем, как разбивается о суровую реальность миф о революционных и универсальных “не-самолетах” и “не-кораблях”.

Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

YouTube

Пожалуй, каждому, кто хоть краем глаза или уха интересовался оригинальными разработками советских инженеров, встречались высокопарные заявления, подобные тем, что указаны в начале первого абзаца. Кроме того, нередко всплывают утверждения, будто экранопланы и экранолеты не имели аналогов за рубежом, а их разработка была свернута лишь из-за подковерных дрязг в партийном руководстве. 

Миф первый — уникальность

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Основа всей концепции экранопланов — экранный эффект или граунд-эффект (ground effect). Он выражается в увеличении подъемной силы крыла при полете на небольшой высоте над ровной поверхностью. Его открыли независимо друг от друга почти все авиаторы, которые начали разрабатывать самолеты с низким расположением крыльев (низкопланы). Примерно тогда же, в 20-30-х годах XX века, и появились первые попытки его использовать, а не просто учитывать при пилотировании (а в авиации он чаще мешал, чем помогал).

Эскизные проекты и даже прототипы той или иной степени проработки экранопланов и экранолетов (этот вариант может еще и как самолет летать) создавались во многих странах — например, в Германии, США, Финляндии. Однако они не получали финансирования по объективным причинам: авторы самых разных идей на эту тему так ни разу и не смогли представить мало-мальски внятных расчетов, какую задачу будет готовый летательный аппарат выполнять лучше, чем уже существующие транспортные средства.

Стоит заметить, что идея экранопланов даже в XXI веке будоражит умы не только отечественных инженеров и фанатов авиации. В Северной Америке, компания отличающаяся особенно теплым отношением к военным контрактам (тем более на какие-нибудь фантастические по сложности и размерам проекты) — Boeing — в самом начале 2000-х годов тоже предложила своего “монстра” в качестве скоростного средства переброски большого количества бронетехники и солдат через океан. Исполинский Pelican ULTRA, по идее, должен был весить, в зависимости от варианта конструкции 1 800, 3 000 или 4 500 тонн, из которых 30-40% приходились на полезную нагрузку.

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Нет, это не шутка, несколько тысяч метрических тонн. Что на эту откровенную фантастику ответили в Минобороны и Конгрессе неизвестно, но в отчете о конкурсе, на который Boeing предложила данный концепт, “Пеликан” даже не упоминается.

Миф второй — универсальность

Экранопланы, как правило, заявляются в качестве средства избежать недостатков самолетов и кораблей одновременно. Причем, вне зависимости от того, какую сферу применения собирается закрывать разработчик конкретного изделия — гражданскую или военную.

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Они не требуют аэродрома для взлета, могут в случае неполадки просто сбросом газа сесть на воду и ждать помощи (а не упадут и разобьются). Наличие помимо маршевых двигателей еще и группы стартовых позволяет при отказе одного из них или даже нескольких спокойно продолжить полет. Грузоподъемность экранопланов выше, чем у самолетов. При этом, они быстрее кораблей в разы — при крейсерской скорости в 400-600 километров в час, они оставляют позади даже самые быстрые суда на воздушной подушке или подводных крыльях.

На деле, экранопланы, как и многие “гибриды технологий”, скорее наследуют все недостатки “родителей”, но не предлагают чего-то взамен. Им необходима такое же сложное, частое и высококвалифицированное обслуживание, как и самолетам. Значит, для них придется делать свои порты-аэродромы, без взлетно-посадочной полосы (ВПП), но со всей материально-технической базой. Кроме того, для экраноплана “взлетка” — это водная гладь (да, теоретически, может быть любая ровная поверхность, но на практике используют только воду), которая имеет неприятную особенность очень быстро менять свои свойства в зависимости от погодных условий.

При базировании на берегу моря или океана вполне легко может возникнуть ситуация, когда вылетая на рейс в штиль, экраноплан не сможет приводниться из-за высоких волн уже через пару часов. При этом, скорости все равно меньше, чем у самолетов, а наличие тяжелых “лишних” двигателей (стартовых) и дополнительного топлива для их работы во время взлета нивелирует экономический эффект от более высокой потенциальной эффективности аэродинамической схемы, работающей за счет экранного эффекта.

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

С кораблями сравнение также не в пользу экранопланов. Суда выбираются в качестве транспортного средства не за скорость, а за экономичность — перевозка тонны груза по воде всегда будет самым дешевым способом ее перемещения. А даже примерные расчеты экономики перевозок на экранопланах, в лучшем случае, показывают стоимость транспортировки тонны груза на них ненамного дешевле (а то и дороже), чем на самолете.

Для применения в военных целях эти уникальные аппараты и вовсе не годятся. Незаметность на радарах за счет низкой высоты полета нивелируется этой самой высотой полета. РЛС корабля всегда будет выше, чем РЛС экраноплана и увидит его раньше, чем “революционная” атакующая единица. Если же речь идет об атаке с использованием данных, полученных от самолета ДРЛО, то никаких преимуществ перед истребителями или бомбардировщиками (ракетоносцами) у экраноплана опять же нет — он медленнее, дороже и требует собственной базы вместо аэродрома. При этом, он менее маневренный и является легчайшей целью для авиации противника без возможности что-то ей противопоставить.

Миф третий — успех

Как бы впечатляюще ни выглядели эскизы экранопланов, без каких-либо революционных разработок в сфере двигателестроения, конструкционных материалов или способов движения успеха иметь они не будут. Причин для этого масса.

В первую очередь, безопасность и экономичность. Самолеты не просто так летают на высоте 9-11 тысяч метров. Это оптимальный потолок с точки зрения плотности атмосферы (а, следственно и сопротивления воздуха), прочности конструкции для поддержания внутреннего давления и эффективности работы двигателей. Можно летать и выше, где еще меньше сопротивление среды, но тогда придется делать либо очень прочный (тяжелый и дорогой) корпус, либо выдавать всем пассажирам кислородные маски и скафандры.

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

YouTube

Экранопланы летают у самой земли, где воздух создает максимальное сопротивление, из чего следует повышенный расход топлива. Масса стартовых двигателей, которые на протяжении всего рейса, за исключением первых его минут, являются мертвым грузом, также уменьшает потенциальную грузоподъемность. Наконец, полеты у побережья или вдоль русел рек для экранопланов заказаны. Из-за птиц, линий электропередач и, как ни странно, необходимости маневрировать. Данный тип летательных аппаратов вынужден поворачивать по очень большому радиусу (несколько километров для “Луня” и КМ) — крениться, как это делают самолеты, они не могут из-за малой высоты полета.

Отдельная проблема — «зависимость» от погоды, которая гораздо выше, чем у самолетов: когда последние прекрасно взлетают и садятся, «революционное» транспортное средство уже вынуждено прятаться в укрытие уже при 4 баллах по шкале Бофорта. Что произойдет с экранопланом, если он на скорости 400-600 километров в час вдруг «поймает» волну, к счастью, не знает никто. Все потерянные на испытаниях машины ушли на дно без жертв и в результате ошибок пилотирования, которое, к слову, гораздо сложнее, чем привычная работа летчика.

Так почему же их все равно пытаются делать?

Почему концепция экранопланов так и не сработала — проектов было множество, но ни один так и не стал успешным

А кто запретит? Коммерческого эффекта они не снискали, но это не значит, что попытки устранить или обойти проблемы экранопланов нужно оставлять. Возможно, какой-нибудь энтузиаст найдет такое техническое решение, которое сделает их конкурентоспособными. И это будет замечательно. Главное, чтобы это делалось не в ущерб гораздо более важным разработкам, например, созданию современных экологичных и экономичных самолетов.

Василий Парфенов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх