Лента новостей

11:16
Политолог Лазарев: неожиданный ход Китая лишит Украину помощи США
11:15
США потребовали обсудить в Совбезе ООН «угрожающее поведение» России
11:12
Курды обманули про полный контроль над ас-Синаа: в тюрьме снова начался бой (видео)
10:57
К визиту Эрдогана Украина позволила похитить турецкого политэмигранта
10:56
Медведев: Россия не боится «адских» санкций Запада
10:52
Глава МИД Японии назвал гипотетическим вопрос вторжения РФ на Украину
10:51
Gallup: Почти половина населения планеты считают внешнюю политику России дестабилизирующей
10:49
Геополитическая «игра в собачку»
10:47
В прошлом году в России сильно упало число операторов связи
10:46
Газпромбанк инвестировал десятки миллионов рублей в квантовую спутниковую связь
10:42
РЖД ожидают роста погрузки на 2,4% в 2022 году
10:41
Bloomberg: Орбан намерен добиться увеличения поставок газа в страну на встрече с Путиным
10:40
ЦБ видит большие риски для экономики от институционализации майнинга в России
10:38
Посол Антонов назвал заявления США о репрессиях в Чечне попыткой вмешательства в дела РФ
10:37
Медведев заявил, что непрозрачность работы биолабораторий США создает угрозы безопасности
10:36
Эксперт: реакция России на ответы США и НАТО говорит о тенденции к снижению напряженности
10:34
Артиллеристы 58-й армии провели учебные стрельбы на полигоне в Северной Осетии
10:25
Медведев назвал бедность главной проблемой России
10:24
В МИД РФ назвали мысль о войне между Россией и Украиной неприемлемой
10:23
В Пентагоне анонсировали новые поставки военной помощи Украине
10:22
Белый дом призвал граждан США покинуть Украину
10:07
Экономист Широв: введение антироссийских санкций станет «самострелом» для Запада
10:06
Депутат бундестага Котре указал на бездумность политики расширения НАТО
10:05
Немецкие читатели Der Spiegel заявили о необходимости роспуска НАТО
09:56
Полицейские Туркестанской области помогли женщине найти пропавшего 25 лет назад брата
09:48
Политик Журавский: ситуация с Минскими соглашениями показала недееспособность Зеленского
09:47
Киргизия эвакуировала из зоны конфликта на границе с Таджикистаном более 11 тысяч человек
09:46
Глава МИД ФРГ: вступление Украины в НАТО не стоит на повестке, об этом знают все
09:45
В МИД Германии заявили, что решили не сокращать персонал посольства в Киеве
09:35
"КАМАЗ" отказался от производства военной техники из-за санкций
09:34
Финансист рассказал, что ждет рубль в феврале
09:32
Россия обвинила США в экологической катастрофе
09:31
ПФР и Фонд социального страхования могут объединить в одну структуру
09:30
Китайцы и американцы устроили подводную гонку за утонувшим истребителем-невидимкой
09:19
В Средней Азии снова обострение: идет стрелковый бой на границе Киргизии с Таджикистаном (видео)
09:01
Аваков: Зеленский готов к возможному «вторжению» РФ на Украину
09:00
Белый дом: Байден не предупреждал Зеленского о «неизбежном» вторжении России
08:59
Выросло число погибших в ходе конфликта на границе Киргизии и Таджикистана
08:56
SK hynix рассчитывает на улучшение ситуации с доступностью чипов во втором полугодии
08:55
Наземные испытания аппарата «Луна-25» близятся к завершению
08:50
Медведев назвал бедность ключевой проблемой России
08:49
Медведев объяснил нагнетание международной напряженности амбициями отдельных политиков
08:39
Переговоры Зеленского и Байдена. За выполнение Минска-2 Украина запросила 5 миллиардов долларов
08:37
Лидер оппозиции Турции обвинил Эрдогана в коррупции на миллиарды лир
08:28
ЗИЛ-157 с самым мощным двигателем на снежной целине. ВЫ будете в ШОКЕ! (2022)
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»«Меч викингов»: грозное оружие самой миролюбивой страны

«Меч викингов»: грозное оружие самой миролюбивой страны



Швеция занимает на карте довольно много места, но население этой скандинавской страны едва превышает 10 млн жителей. Страна давно не воевала; последний бой ее армии отгремел еще в начале XIX века. И все же – вот странно! – это маленькое северное миролюбивое государство находится в десятке мировых экспортеров вооружения.

«Меч викингов»: грозное оружие самой миролюбивой страны


В самом деле, технологически развитая Швеция обладает и весьма продвинутым военно-промышленным  комплексом, который дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, которые также имеют успех на рынках разных стран. 

Все началось с аэропланов

Чтобы приступить к обзору самых интересных продуктов  шведского оборонпрома, сначала воспарим в небеса. Компания SAAB, многим известная по канувшему в небытие автомобильному бренду, начиналась на самом деле как авиастроительная фирма. Аббревиатура в ее названии расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktiebolaget – акционерное общество «Шведские аэропланы». Компания процветает и по сей день и по-прежнему выпускает самолеты. Военные.

Кабина пилота






Производством реактивных истребителей SAAB занялась, лишь немного отстав от ведущих авиационных держав. В 1951-м на службу поступил SAAB 29, прозванный летающей бочкой за короткий бочкообразный фюзеляж. За ним последовали истребители под кодовыми именами Lansen, Draken, Viggen. Производство последнего завершилось в 1990-м, но еще раньше – с 1979 года – начались работы по проектированию новейшего многофункционального (борьба с воздушными, наземными и морскими целями плюс разведка) истребителя. Пока эти работы шли, в шведском риксдаге (парламенте) имеющая относительное большинство социал-демократическая партия пыталась заблокировать проект, ссылаясь на непомерные расходы, которые влечет за собой создание национальных истребителей. Проект висел на волоске, но все же получил в риксдаге одобрение. В 1996-м году на вооружение был принят SAAB Jas 39 Gripen («Грифон») в первой модификации. Однако по‑настоящему продвинутой получилась совершившая первый полет в 2017 году версия JAS 39E Gripen.








Новейший JAS 39E Gripen имеет десять точек подвеса: две на фюзеляже, четыре под крылом и две на законцовках крыла. У предыдущей модификации JAS 39C их было восемь.




JAS 39E Gripen


Маленький убийца?


По своей насыщенности современной авионикой эта модификация может соответствовать поколению 4+++, что позволило одному хвастливому шведскому генералу даже обозвать самолет «убийцей “Су”». Надо сказать, что Gripen точно не одноклассник тяжелому семейству Су-27, даже по сравнению с легкими истребителями типа F-16 или МиГ-35 он весьма невелик. Однако в версии E самолет все-таки подрос: его максимальная  взлетная  масса  увеличилась с 14 до 16,5 т. Стало возможным брать на борт в полтора раза больше топлива и разместить на машине десять (вместо восьми) точек внешней подвески. Ради всего этого на модификацию установили более мощный турбовентиляторный двигатель F414-GE-39E с форсажной камерой.







JAS 39E Gripen




Но самые большие изменения коснулись комплекса БРЭО. Вместо импульсно-доплеровской РЛС новый Gripen получил локатор с активной фазированной антенной решеткой, который дополняется инфракрасной оптико-локационной станцией, позволяющей в пассивном режиме получать тепловую картинку пространства. Утверждается, что сенсоры самолета способны распознавать объекты типа «стелс» (с низкой ЭПР) за пределами видимости. Таким образом, новый «Грифон», будучи насыщенным новейшим оборудованием, стал определенно видеть дальше, больше и раньше. Причем информационно-управляющая система JAS 39E построена таким образом, что по мере устаревания и замены элементов БРЭО любую новинку можно прописать в виде отдельного приложения, примерно так же, как мы устанавливаем приложения на смартфоне, – нечто подобное применяется в самолетах 5-го поколения. Первым получателем нового «Грифона» станут ВВС Бразилии. 








Субмарина




Тишина в цилиндрах


К SAAB мы еще вернемся, рассказав сначала о судостроительной компании Kockums, главная верфь которой расположена в Мальмё. История у фирмы очень давняя, а ныне она занята исключительно военными кораблями – надводными и подводными. В 1990-е Kockums построила три дизель-электрические субмарины класса Gotland – это на сегодня самые современные подводные лодки из находящихся на вооружении шведского ВМФ. Особенностью этих кораблей были не только всевозможные фишки, придающие корпусам меньшую радио- и эхолокационную заметность, но и пара воздухонезависимых двигательных установок, обеспечивавших до двух недель подводного хода без всплытия, без шнорхеля и без шума дизелей.







Субмарина класса Gotland


Весь секрет в том, что в установках использовались двигатели Стирлинга, в которых, как известно, рабочее тело отделено от продуктов сгорания, а в цилиндрах ничего не взрывается. За счет этого устройство работает почти бесшумно. Для нагрева рабочего тела используется дизельное топливо, сжигаемое в специальной камере, куда подается и жидкий кислород, для охлаждения – забортная морская вода. Нельзя сказать, что в мире не существует других вариантов обеспечения воздухонезависимости неатомных субмарин (например, с помощью химических батарей), но двигатель Стирлинга использовали для этого первыми именно шведы, причем сами установки (их существует уже несколько поколений) – разрабатываются и строятся Kockums.









В чем польза ПВХ


Есть у компании и другая верфь – в городе Карлскруна, на южном побережье страны. В 2000 году тут спустили на воду корвет Visby – первый в мире боевой корабль, выполненный по полной стелс-технологии с широким применением композитных материалов. Корпус с угловатыми очертаниями изготовили из сэндвичных панелей с сердцевиной из ПВХ, ламинированных углеволокном и винилэфирным составом. Такой корпус не имеет ферромагнитных свойств, поглощает и даже «распыляет» радиоволны и обеспечивает хорошую изоляцию внутреннего оборудования для снижения теплового следа. Программа постройки пяти корветов класса Visby реализовывалась не без проблем и фактически растянулась на два первых десятилетия XXI века, но первопроходцам  всегда  нелегко.  Теперь в мире стелс-кораблей уже немало. А кстати, с 2014 года судостроительное предприятие Kockums входит в... SAAB. 




Корветы класса Visby

Корветы класса Visby






Bofors разделенный


Была в Швеции еще одна мощная военно-промышленная компания Bofors (читается «Буфош»), специализировавшаяся на артиллерии. Корни фирмы уходят в XVII век, а одним из ее владельцев был когда-то сам Альфред Нобель. Но к концу XX столетия Bofors прекратил существование как единое целое. Одна его часть, работавшая над реактивными (в том числе противотанковыми) системами, отошла к SAAB (SAAB Bofors Dynamic), другая, занимающаяся ствольной артиллерией, была включена в состав американской BAE Systems Inc. и стала ее шведским подразделением. У той и другой частей бывшего Bofors есть в каталогах свои изюминки, в том числе с длинной историей и хорошими позициями на мировых рынках. По ведомству SAAB проходит, например, ручной противотанковый гранатомет Carl Gustaf. Его первая модификация (M1), сконструированная на основе безоткатного противотанкового ружья времен Второй мировой, поступила на вооружение  шведской армии в 1948 году!








Гранатомет Carl Gustaf




Гранатомет был построен по динамо-реактивной  схеме с компенсацией отдачи путем отвода пороховых газов через трубку Вентури (трубку с сужением, при проходе через которое газ теряет давление). Многочисленные ровесники шведского гранатомета не дожили до наших дней и заменены другими моделями, но «Карл» лишь набирал популярность в разных странах мира. Четвертое поколение (M4) было представлено лишь в 2014 году. Конечно, это уже не совсем изделие сороковых – в пусковом устройстве применены титан и композиты, подготовлена новая линейка боеприпасов, но основа конструкции сохраняется.







Гранатомет Carl Gustaf

Гранатомет Carl Gustaf


Автомат на самосвале


Bofors, ставший американским, имеет в арсенале 40-мм  автоматическую  зенитную пушку L70, которая, как и Carl Gustaf,  является  наследницей  орудия Второй мировой, но и в наши дни может считаться одной из самых популярных в мире систем вооружения такого типа, выпускаясь во множестве модификаций. Отличный пример – созданная Bofors совместно с фирмой Hägglunds боевая машина пехоты Strf 90, выпущенная с 1993 года в количестве более 1000 штук. Ее базовая модель оснащена именно L70 (хотя существуют варианты со 120-мм пушками и минометами).









Боевая машина пехоты STRF 90

Боевая машина пехоты STRF 90


Но самой высокотехнологичной шведской артиллерийской системой стоит признать САУ Archer, которая лишь в 2016 году поступила на вооружение армии Швеции. Система состоит из полностью автоматического 155-мм орудия L52 (производной от FH77 – полевой гаубицы производства Bofors), франко-норвежского универсального боевого модуля с дистанционным управлением M151 Protector, и все это смонтировано, что очень необычно, на шасси сочлененного самосвала Volvo A30D повышенной проходимости (не увязает в метровом снегу). Машина также обладает противопульным-противоосколочным бронированием. За САУ следует автомобиль снабжения, везущий боеприпасы. Магазин гаубицы вмещает 21 снаряд. С помощью крана на машине снабжения тренированная команда заряжает магазин за 8 минут, причем заряжание раздельное: собственно снаряды укладываются в один механизм, а блоки взрывчатки с запалами – в другой. Блоки поставляются в двух размерах, так что в зависимости от задачи и типа боеприпаса мощность заряда можно варьировать. 








Артиллерийская система Archer

Артиллерийская система Archer


Наблюдать за работающей САУ Archer очень занятно. Перед стрельбой боевой блок как бы приседает на выдвижных гидравлических аутригерах, ствол устанавливается на нужный угол и... Это не самое дальнобойное орудие в мире – в зависимости от типа снаряда предельная дальность может составлять до 60 км (но это с управляемым активно-реактивным «Эскалибуром»). Зато это самая быстрая гаубица: 21 снаряд она расстреливает за 3,5 минуты!


На фото снизу — система ДРЛО Erieye. Несколько особняком стоит еще один интересный и популярный в мире продукт шведского оборонпрома, а точнее, концерна SAAB. Речь идет об Erieye – си­стеме дальнего радиолокационного обнаружения. В основе ее – двусторонний импульсно-доплеровский радиолокатор с фазированной антенной решеткой. Эта компактная система монтируется на специально модифицированных гражданских самолетах регионального класса типа Embraer R-99 (на снимке), SAAB 340, SAAB 2000, а также на бизнес-джете Bombardier Global 6000. Радиус обзора – 450 км.


Система ДРЛО Erieye



Олег Макаров


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх