«Коронакризис» не повлиял на российско-китайские торгово-экономические отношения, считает директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов.
Россия и Китай являются стратегическими партнерами
Заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак на межправительственной российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству пообещал ликвидировать негативные последствия пандемии COVID-19.
В 2019 году торговый оборот России и Китая составил 110 млрд долларов. Экспорт РФ равнялся 56 млрд долларов, а китайский импорт – 54 млрд долларов. Положительное для Москвы сальдо платежного баланса было обеспечено экспортом углеводородов.
Общая доля минеральных ресурсов в российском экспорте составляет 73% от объема поставок. Еще китайцам интересны российские древесина и продовольствие, но в первую очередь – поставки зерна.
Россия покупает в Китае машины и оборудование. Это направление составляет 57% от китайского импорта, а также текстиль, обувь и продукцию химической промышленности. На долю этих товаров приходится 21% поставок из Китая.
Наша страна поставляет в Китай сырьё, а Китай экспортирует промышленные товары. В 2014 году в России, вследствие западных санкций, возник острейший дефицит комплектующих. Тогда замену Западу мы нашли в Китае.
Когда только началась пандемия, в России были проблемы с поставками китайских комплектующих, в частности, у КАМАЗ, но затем ситуация выровнялась, а китайские поставщики удовлетворили контрактные запросы российских компаний.
Что касается китайского спроса на углеводороды, то коронавирус окажет влияние на потоковые показатели. Из-за этого российские поставки нефти и газа в 2020 году будут меньше запланированных.
Китаю необходимы российские энергоресурсы
«Никаких проблем с Китаем нет. По торговле мы просядем процентов на 20 относительно прошлого года. Если говорить конкретно по товарам, то по углеводородам ситуация неплохая. У нас будет прирост поставок газа в Китай. Идет активное обсуждение второго газопровода, который пойдет в Поднебесную через Монголию», - констатирует Маслов.
Данный проект называется «Сила Сибири – 2». Он позволит России диверсифицировать поставки газа в Западную Европу. Первая «Сила Сибири» была открыта в декабре 2019 года и позволила «Газпрому» закрепиться на китайском рынке.
«Перед Китаем стоит задача поднятия национального производства, поэтому для Поднебесной российские энергоносители чрезвычайно важны. С точки зрения сельхозпродукции мяч на стороне Китая – многие традиционные производители, поставлявшие ранее такие товары в Поднебесную, находятся в кризисе и уменьшили экспортные объемы», - заключает Маслов.
Если Китай увеличит продовольственные квоты для России, то наши поставки по этому направлению увеличатся.
«Пандемия не повлияла на качество российско-китайских торгово-экономических отношений. В количественном отношении падение у нас гораздо ниже, чем с другими странами, поэтому проблемы тут нет», - резюмирует Маслов.
С 21 мая 2012 по 10 ноября 2020 года Новак занимал пост министра энергетики РФ, но две недели назад его статус в Правительстве РФ был повышен до заместителя председателя. Теперь Новак курирует энергетические вопросы на более высоком уровне – это отношения РФ с картелем ОПЕК и другими стратегическими партнерами, включая Китай.
У российских углеводородов в Китае отличное будущее
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков подтвердил отличные перспективы российско-китайских торгово-экономических отношений.
«Сотрудничество России и Китая идет хорошо, а в энергетике – особенно. Наиболее актуальный вопрос заключается в реализации планов поставок по «Силе Сибири», которые были запланированы на 2020 год», - констатирует Юшков.
Появилась информация, что Китай в 2020 году не отберет даже 4,5 млрд кубов газа из «Силы Сибири – 2».
«По плану поставок Китай должен был отобрать пять млрд кубов, но, судя по всему, Пекин на эти цифры не выйдет. Это последствия первого полугодия 2020 года, когда китайцы могли выгодно для себя выбирать поставщиков», - заключает Юшков.
Такая ситуация сложилась у России не только с Китаем. Падение общемирового потребления энергоресурсов ударило по российским интересам. Цены на спотовых рынках стояли ниже контрактов «Газпрома», а предложение сырья было большим.
Данным форс-мажором воспользовалась Турция и другие традиционные покупатели российского газа в Европе.
«Китай начал отбирать газпромовский газ по «Силе Сибири» только во второй половине года. За первое полугодие китайцы купили 1,7 млрд кубов газа благодаря конъюнктуре на рынке краткосрочных контрактов», - резюмирует Юшков.
Еще не надо забывать, что цены в долгосрочных контрактах «Газпрома» формируются от нефтяных котировок с лагом на полгода. Падение стоимости нефти весной выгодно отложило газовые закупки в России как для Китая, так и для других стран.
«По мере окончательного восстановления экономики Китая и выхода китайцев на высокие темпы экономического роста, в этой стране увеличится спрос на эффективные российские углеводороды», - констатирует Юшков.
Дмитрий Сикорский
Подпишись: