«Спрут-СД» — это нечто среднее между плавающим танком и противотанковым орудием. Благодаря своей большой 125-миллиметровой пушке он может стрелять такими же снарядами, как и российские основные боевые танки.

«Спрут-СД» не пользуется широкой известностью, однако, учитывая его возможности, к нему стоит присмотреться.

Россия располагает широким спектром бронетехники, будь то бронетранспортеры времен холодной войны или современные основные боевые танки. Одним из ее менее известных бронемашин является «Спрут-СД», который состоит на вооружении у ВДВ России.

«Спрут-СД» — это нечто среднее между плавающим танком и противотанковым орудием. Благодаря своей очень большой 125-миллиметровой пушке он может стрелять такими же снарядами, как и российские основные боевые танки, в том числе новый Т-14 и более старый, но все еще мощный Т-90.

Будучи противотанковым орудием, «Спрут-СД» способен пробивать вражескую броню благодаря своей огромной главной пушке. Эта машина может обеспечивать артиллерийскую поддержку пехоты, в частности, уничтожая здания или еще более прочные сооружения.

Для того, чтобы установить основное боевое танковое орудие на сравнительно небольшом и легком шасси, «Спрут-СД» был оснащен гидропневматической подвеской, которую механик-водитель может поднимать и опускать по своему усмотрению. Это позволяет «Спруту-СД» лучше преодолевать препятствия на бездорожье и обеспечивает более качественную защиту на позициях окопавшихся войск. Однако самое ценное преимущество, которое дает такая подвеска, заключается в том, что она способна частично поглощать отдачу при стрельбе. «Спрут-СД» также вооружен 7,62-миллиметровый пулеметом, спаренным с пушкой.

Мы не можем с точностью сказать, сколько именно таких машин было выпущено, однако некоторые характеристики «Спрута-СД» нам все же известны. Во-первых, «Спрут-СД» обладает отличной маневренностью. Этому отчасти способствует широкое использование алюминия в его корпусе. Более легкий, чем сталь, алюминий обеспечивает «Спруту-СД» низкую массу — около 18 тонн. Для того чтобы понять, насколько это мало, достаточно упомянуть, что современный американский основной боевой танк М1 «Абрамс» весит в три раза больше — более 60 тонн.

Как и в некоторых других российских бронемашинах, в «Спруте-СД» можно разместить экипаж из трех человек в передней части машины, а его башня расположена на верхней части корпуса между отсеком для экипажа и двигателем сзади. В отличие от довольно низкопрофильного корпуса, башня кажется относительно высокой. Башня выполнена из стали, и это, вероятно, объясняется тем, что по сравнению с алюминием сталь обеспечивает более надежную защиту.

Хотя малый вес машины несомненно положительно сказывается на ее мобильности, одна из причин, по которой вес «Спрута-СД» был сведен к минимуму, — это необходимость транспортировать его по воздуху и обеспечить мобильность на воде. Конструкция этой машины отличается полыми дорожными колесами, которые увеличивают плавучесть, и двумя водометными двигателями сзади, которые обеспечивает «Спруту-СД» приличную скорость на воде. У него также есть небольшая носовая заслонка, которую можно выдвинуть для обеспечения лучшей мобильности на воде. Теоретически «Спрут-СД» можно сбрасывать с транспортного самолета с экипажем внутри. Если удастся этого добиться, эта машина станет чрезвычайно мобильной. 

Малое количество

Вероятнее всего, машин «Спрут-СД» довольно мало, не более 100. Возможно, это отчасти объясняется той накладкой, которая произошла во время ежегодного военного парада на Красной площади, когда одна машина «Спрут-СД» загорелась из-за протечки в топливном отсеке. Однако, несмотря на небольшие объемы производства, «Спрут-СД» действительно является мощным плавучим противотанковым средством, которое можно доставлять по воздуху.