Лента новостей

00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
21:05
Казахстан призвал своих граждан покинуть Одесскую и Харьковскую области
20:30
Польский генерал: Украина движется к катастрофе, а руководство страны грабит свою собственную армию
19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
17:57
Политолог Кеворкян назвал ООН ангажированной структурой
17:36
США обеспокоены развитием сотрудничества Китая и России
17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
14:30
США возмущены темпами роста производства в Китае
14:22
Не противоречит международному праву. МИД Швеции не против вербовки наёмников посольством Украины
14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
13:42
Замышляемый как рекламный вояж Кисиды в КНДР в ближайшее время маловероятен
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»«Суперджет» для Великой Отечественной

«Суперджет» для Великой Отечественной


Уже летом 1941-го фронту потребовался транспортник, способный садиться на неподготовленные площадки, и на авиазаводе № 482 в кратчайшие сроки – за полгода – была создана знаменитая «щука». 

Восстанавливая поврежденные самолеты, подвижные ремонтные мастерские ВВС и фронтовые бригады с авиазаводов делали невозможные для мирного времени вещи. Но без запчастей работать не могли. А поставки, особенно это касалось новых и капитально отремонтированных двигателей, часто оказывались проблемой.

Наиболее рациональным путем стала бы доставка по воздуху, но не было подходящего транспорта: У-2 и Р-5 слишком малы, устаревшие туполевские Г-2, способные поднять две тонны, велики и малопригодны для полевых аэродромов. Нужна была машина с грузоподъемностью чуть больше тонны, дешевая, простая в производстве и способная садиться даже на неподготовленные площадки. Создать такой самолет взялись на авиазаводе № 482, который возглавлял конструктор Алексей Щербаков. Основным направлением его работы в предвоенные годы была разработка герметичных кабин для высотных полетов, но с началом боевых действий эту тематику свернули.

Посадочные качества у Ще-2 были феноменальные

Проект получил название ТС-1. Для ускорения разработки решили максимально использовать серийно производящиеся узлы и агрегаты, примерно так же через 60 лет поступили создатели лайнера SSJ 100. Из наиболее значимых это оказались двигатели М-11Д и винты от У-2, стойки амортизаторов от истребителя Ла-5, заднее колесо от штурмовика Ил-2. Два 150-сильных мотора были слишком слабы для такого самолета, потому большое внимание было уделено конструкции фюзеляжа. Он получил зализанную форму. Дерево и полотно, из которых самолет изготовляли почти целиком, позволили свести к минимуму вес. Самое главное – солидный погрузочный люк, через который на борт без проблем помещались авиадвигатели и бочки с горючим.

По требованию военных машину готовили в трех вариантах – десантном (вместимость – 14 человек), транспортном и санитарном («Спасти рядового раненого»). Построили ее очень быстро – работы начались в августе 1941 года, в феврале 1942-го самолет впервые поднялся в воздух, в июле был предъявлен для госиспытаний, которые успешно прошел. Требования доработок оказались скромными, в общем и целом самолет полностью соответствовал задачам, под которые создавался. Но в серийное производство машину, получившую в честь конструктора название Ще-2, запустили лишь в октябре 1943 года – в Чкалове (Оренбург), куда на завод № 47 перебрались разработчики во главе с Щербаковым. Темпы строительства нового самолета диктовала война, в 1944 году было выпущено 222 машины.

«Щука» полюбилась летчикам сразу – самолет был прост и послушен в пилотировании, достаточно надежен и живуч, удобен в обслуживании и неприхотлив, а что мощности мало, так не истребитель же... С самого начала эксплуатации Ще-2 использовался для доставки во фронтовые авиамастерские двигателей, винтов, прочих запчастей и ГСМ. Не нашел подтверждения этой цифре, но говорят, что до 85 процентов боевых вылетов выполнялось на машинах, прошедших полевой ремонт.

Ще-2 пригодились и для снабжения партизанского движения. Они доставляли в немецкие тылы оружие и медикаменты, назад возвращаясь с ранеными.

Летчик-испытатель Марк Галлай описывал случай, произошедший осенью 1944 года. Находясь в то время в действующей армии, он получил приказ лететь из литовского Каунаса в Москву, и пассажиром его оказался направлявшийся с фронта в отпуск Александр Твардовский. После взлета бортмеханик угостил тогда уже безмерно популярного автора «Василия Теркина» спиртиком, поэт задремал. А недалеко от Вязьмы у «щуки» внезапно разрушился один мотор, но летчик сумел притереть машину на подвернувшуюся полянку. Посадочные качества у Ще-2 были феноменальные, механизация крыла позволяла садиться на скорости всего 70 километров в час. «Вдруг открывается дверка в кабину, просовывается сонное лицо Твардовского и он говорит: «Ну что, уже приехали, Москва?» – вспоминает прославленный летчик. – Я ему разъяснил, что насчет приехали, уж это, безусловно, а что касается Москвы, тут я боюсь утверждать».

Если еще раз вспомнить «Суперджет», то за 12 лет их произведено меньше двухсот, а стоявших «на конвейере» всего три года Ще-2 – 567. Изготовление последних, сейчас это важно, велось целиком из отечественных комплектующих. А еще они пользовались популярностью за рубежом, входя составной частью в ВВС Югославии и став первыми официальными самолетами боевой авиации в послевоенной Польше.

Опубликовано в выпуске № 11 (824) за 24 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх