Лента новостей

09:09
Телеграм — не место для несанкционированных рассылок и призывов к насилию. Дуров отреагировал на рекомендации Кремля
04:14
Стойкость различных типов брони, по данным Н. Л. Кладо и С. О. Макарова, в свете испытаний 1892–1896
04:04
Почему оклеветали Ивана Грозного
01:07
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
21:05
Казахстан призвал своих граждан покинуть Одесскую и Харьковскую области
20:30
Польский генерал: Украина движется к катастрофе, а руководство страны грабит свою собственную армию
19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
17:57
Политолог Кеворкян назвал ООН ангажированной структурой
17:36
США обеспокоены развитием сотрудничества Китая и России
17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Секретные полеты за дозой

Секретные полеты за дозой


В 1946 году Министерство ВВС и Комиссия по атомной энергетике США заключили договор о разработке программы NEPA (Nuclear Energy Propulsion for Aircraft) – создании самолета с ядерной силовой установкой (ЯСУ).

Военные хотели стратегический бомбардировщик или самолет-разведчик, способный барражировать в воздухе неопределенно долгое время. Сначала в воздух подняли Б-29 с капсулой радия в бомбоотсеке. После замера радиации пришли к выводу, что масса реактора и его защиты будет весьма значительной. Чтобы поднять все это плюс бомбовую грузку, потребуется большой самолет. После долгого поиска вариантов за основу решили взять переоборудованный Б-36 Peacemaker. Так началась гонка атомных самолетов между США и СССР.

Первые советские стратеги М-4 и Ту-95 «доставали» северные регионы США и с трудом – Тихоокеанское и Атлантическое побережья. Но в 1957 году в ВВС СССР таких было всего 22 машины. У американцев – 1800 носителей атомного оружия: В-52, В-36, В-47, В-58. Чтобы хоть как-то уравнять возможности, в СССР задумались о самолете с атомным двигателем.

Участник создания советского бомбера с ЯСУ академик Николай Пономарев-Степной вспоминал: «Однажды поздно вечером к нам зашел Меркин и говорит: «Прошла информация, что в Америке создан самолет с атомным реактором. Мне звонил Курчатов, он сейчас в театре. Когда выйдет со спектакля, я должен предоставить ему наш анализ – что это за самолет». Мы изложили свои соображения. А на следующий день Игорь Васильевич обратился к Туполеву с предложением о создании самолета с атомным реактором».

В 1955 году вышло постановление Совмина СССР, согласно которому ОКБ-156 Туполева, ОКБ-23 Мясищева и ОКБ-301 Лавочкина поручались проектирование и постройка самолетов с ЯСУ, а ОКБ-277 Кузнецова и ОКБ-165 Люльки разрабатывали силовую установку.

Советский атомолет впервые поднялся в небо 2 октября 1961 года с аэродрома дальней авиации под Семипалатинском

Туполевцы программу создания самолетов с ЯСУ расписали на двадцать лет. На первом этапе значилось проектирование летающей лаборатории с ядерной силовой установкой на базе серийного бомбардировщика Ту-95. Ставилась задача изучить влияние ЯСУ на бортовое оборудование и отработать систему защиты экипажа.

Темой занялись специалисты из филиала Туполевского ОКБ в поселке Томилино под руководством Иосифа Незваля.

На наземном стенде, сделанном из средней части Ту-95, установили реактор малой мощности. Эта работа дала толчок развитию производства материалов для защиты от радиоактивного облучения. До этого авиаинженеры никогда не работали с полиэтиленом и церезином с присадкой карбида бора. Состав защитных средств разработали в лаборатории неметаллов под руководством Абрама Файнштейна, а чтобы рецептуру претворить в изделия, пришлось создавать новые технологии. Ядерщики, проверив разработки химиков, дали добро на использование в защите летающей лаборатории.

В 1958 году наземный стенд перевезли на базу дальней авиации «Половинка» под Семипалатинском. Одновременно подготовили ЯСУ и для летающей лаборатории. В первой половине 1959-го запустили ядерный реактор на земле. Испытатели добились заданных параметров мощности, опробовали приборы управления и контроля радиации, систему экранирования.

Этот бесценный опыт помог сформулировать рекомендации для экипажа летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ. Ее устроили на серийном Ту-94М № 789498.

Первый испытательный полет назначили на 2 октября 1961 года и уже в воздухе обнаружили – есть небольшая вибрация пульта управления реактором, запускать его нельзя. Как вспоминал первый оператор летающей атомной лаборатории, сотрудник Курчатовского института Владимир Мордашев, то, что дефект не заметили летчики, вполне объяснимо: дрожание стрелок свидетельствует – стрелки не «залипли», прибор работает. А при пуске реактора важно вовремя заметить микроскопическое движение стрелки прибора.

«Я хорошо знал этот реактор, знал и помнил все критические положения стержней регулирования и предложил Разумовскому: «Давай, я пущу». Разумовский доложил командиру корабля, тот – Земле. Разрешение пришло быстро: всю ответственность, я думаю, взял на себя Меркин. Через некоторое время реактор был пущен и выведен на необходимую мощность. Наверное, это был первый случай в реакторостроении, когда реактор пускался почти вслепую при низкой чувствительности к «нулевой мощности», – писал физик.

Полеты проводились как с холодным, так и с работающим реактором мощностью 100 киловатт. Летчики-испытатели Михаил Нюхтиков, Евгений Горюнов и штурман Михаил Жила 34 раза поднимали самолет в небо.

Кстати, у Нюхтикова был богатый выбор, где приложить силы: участвовать в сбросе 50-мегатонной бомбы на Новую Землю или пилотировать ЛАЛ.

Ведущим инженером проекта был Николай Лашкевич – до этого он «возил» по европейским странам на Ту-114 (гражданский вариант Ту-95) Никиту Хрущева. Отвечал за все – вел контроль продуктов и подарков правительств. Однажды проходя по салону мимо застолья, услышал: «Николай Васильевич, садись с нами». «Не могу, Никита Сергеевич. Работа». «А я разве пить прилетел?» – гневно вопросил персек ЦК КПСС. После этого Лашкевич на правительственном самолете уже не летал. Ему вообще доставалось по жизни – ведущий инженер Ту-95, он после катастрофы стратега едва уцелел. Началось следствие, дело выходило подрасстрельным, Лашкевича выдернули на допрос. Пока он три часа ожидал в приемной Берии, сильно поседел. Но на этом все и закончилось – в тот день Лаврентия Павловича арестовали.

Ходили досужие разговоры о том, что полетами на Ту-95ЛАЛ пилоты и ученые сильно укоротили свой век. Ничуть. После тех экспериментов первопроходцы еще долго оставались в строю, испытывали другие самолеты. Полковник Михаил Нюхтиков, к примеру, участвовал в создании пассажирского авиалайнера Ту-114, летал на нем из Москвы в Хабаровск, Париж, Пекин и Нью-Йорк. За время летной работы освоил 232 типа самолетов и 15 планеров.

Была идея сделать беспилотный вариант – он получился бы легче на 60 тонн. Но военные не поддержали проект

На Ту-95ЛАЛ экипаж, ученые и инженеры располагались в герметической кабине спереди, в ней установили фиксатор излучения и систему управления реактором. Защитный экран состоял из слоев свинца и новых материалов. В отсеке для боевой нагрузки и под консолями крыла в подвесных несъемных контейнерах установили еще три датчика.

Возможность оперативно вмешиваться в процесс экспериментов во время полета на Ту-95ЛАЛ позволила набирать необходимую и достаточную статистику измерений без излишнего облучения экипажа. Полученные дозы не превысили существовавших в те времена допустимых норм.

Не все проходило гладко: однажды в реакторе образовалась пена. Разумного объяснения найти не могли. Однако проблему надо было решать. Посовещавшись, пришли к выводу, что пространство под крышкой реактора объемом 30 литров, где мог скапливаться гремучий газ, нужно прикрыть кольцами Рашига. Правда, когда начали нарезать их из стальной трубки, забыли, сколько кубических сантиметров в литре. Решили, что сто. После того как использовали для промывки контура реактора пятьсот литров спирта, пена пропала. А кольца… применили по назначению.

Летные испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно высокую эффективность системы радиационной защиты, что позволяло продолжить работы над самолетами с ЯСУ.

Параллельно создавались силовые установки – прямоточного и турбореактивного атомных двигателей.

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) был схож с обычным ТРД. В нем тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор.

Активная зона авиационной АСУ на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов с продольными шестигранными каналами для хода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга должна была составить 22,5 тонны. Рассматривались два варианта компоновки ТРДА: «коромысло» (вал компрессора располагался вне реактора) и «соосный» (вал проходил по оси реактора). В первом случае вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы, но был и плюс – двигатель получался менее габаритным.

В ОКБ Владимира Мясищева начали разрабатывать программу «60», первым сверхзвуковым атомным самолетом СССР должен был стать бомбардировщик М-60, созданный на основе существующего М-50. С двигателем с компактным керамическим реактором, сверхдальний для того времени самолет мог бы пролететь не менее 25 тысяч километров при крейсерской скорости 3000–3200 километров в час и на высоте порядка 18–20 километров. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 тонн.

Все самолеты Владимира Мясищева были изящны, не стал исключением и атомный. Однако красота М-60 своеобразная – у серебристой стрелы отсутствовала привычная пилотская кабина, экипаж должен был находиться в герметичной освинцованной капсуле весом более 60 тонн.

Воздух, проходя через реактор, становился радиоактивным, это не позволяло использовать его для подачи в кабину, поэтому в нее из специальных газификаторов планировалось подавать смесь кислорода и азота в пропорции 1:1. В кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха. Поскольку все экранировано наглухо, пилоты должны были использовать перископ, теле- и радиолокационный экраны.

Одно время в ходу была идея сделать беспилотный вариант, он получился бы легче на 60 тонн – ровно столько весила пилотская кабина. Но военные не поддержали проект.

Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов оказался не менее громоздким. Поскольку предполагалось, что машины будут сильно фонить, то заправку, подвеску вооружения и доставку экипажа намеревались автоматизировать. Атомные двигатели надлежало хранить в спецхранилище и монтировать непосредственно перед вылетом. Кроме того, облучение потоком нейтронов в полете вело к активации конструкции самолета, и остаточное излучение было настолько сильным, что свободно подойти к машине можно только через 23 месяца после снятия двигателей. Чтобы стратег мог взлетать, потребовалось бы построить взлетную полосу с толщиной бетонного покрытия около 0,5 метра. А если представить еще и аварию такого самолета?..

Ясно, что для быстрого ответного удара авиакомплекс не годился. Проект «М-60»закрыли, ОКБ Мясищева переориентировали на ракетно-космическую тематику.

Но это не значило, что поставлен крест на разработке ЯСУ с открытой схемой, когда воздух из атмосферы напрямую проходит через реактор. Наработанный опыт и технологии использовали для создания атомных реакторов субмарин.

Опубликовано в выпуске № 10 (823) за 17 марта 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх