Лента новостей

11:45
Шольц, призывая Европу увеличить помощь Украине, продолжает отказываться от поставок Киеву Taurus
11:44
Польша готова помочь Украине вернуть уклонистов
11:10
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении, уже вошли в Соловьёво
11:02
Писториус: Россия производит оружия больше, чем надо для СВО
10:35
Германия не планируют лишать украинских мужчин статуса беженцев
10:17
Авианосец Джордж Вашингтон заменит Рональда Рейгана на базе в Японии
10:06
В Омске некоторые молятся на иконы с Бандерой
09:59
Дальнобойные ATACMS уже были переданы Украине в составе предыдущего пакета помощи США
09:51
Минобороны Польши заявило о готовности помочь Украине в выдаче военнообязанных
09:40
Совбез ООН не смог договориться о неразмещении ядерного оружия в космосе
09:39
Турция задействует искусственный интеллект для борьбы со спутниками-шпионами
09:28
Скандал вокруг детей: Украина поймана на лжи
09:21
Призывники смогут получить паспорта только на Украине
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.04.2024
08:04
Вооружённый конфликт на Украине: Запад всё ближе к роковой точке
05:14
«Библия Святого Людовика»: самая иллюстрированная Библия на свете
01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Погоня за «Каспийским монстром»

Погоня за «Каспийским монстром»


Огромную роль в развитии советских экранопланов сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. При нем были созданы первый серийный образец «Орленок» для десантирования морской пехоты и первая ударная машина «Лунь», оснащенная противокорабельными ракетами «Москит».

После смерти маршала и последовавшего развала СССР экранопланное направление было свернуто, и только в последние пять-шесть лет заговорили о его возрождении. А что же США? Там пытались ответить симметрично. Не получилось.

Создание экранопланов в нашей стране связано в первую очередь с выдающимся конструктором Ростиславом Алексеевым («Окрыленный человек»), заинтересовавшимся данной тематикой еще в 40-х годах, в меньшей степени – с Робертом Бартини. Отчасти их соперником мог стать оказавшийся после войны в США немецкий авиаконструктор Александр Липпиш, но в Штатах у его идей не нашлось влиятельных лоббистов.

«Макдоннелл-Дуглас» переплюнула советских конструкторов в их самых смелых замыслах, предложив проект носителя баллистических ракет

Проекты Алексеева хорошо известны – в начале 60-х начались работы над моделью КМ. У нас аббревиатуру расшифровывали как «корабль-макет», а в США – «Каспийский монстр». Параллельно был создан опытный образец СМ-1, который демонстрировали высоким гостям, а порой и катали их под личную ответственность главного конструктора.

Липпиш в 1963 году отметился одноместным летающим образцом Collins Х-112, который можно считать первенцем американского экранопланостроения. Сразу же стала заметна разница в подходе – Алексеев делал ставку на короткое прямое крыло. Это позволяло легко пересчитывать уменьшенные образцы в крупные изделия. Липпиш был сторонником треугольного крыла, но с обратной стреловидностью. Весьма подходящий вариант для небольших машин, только его нельзя было масштабировать. Зато, в отличие от «прямокрылых» конструкций, машина Липпиша была устойчивее, маневреннее, проще в управлении. Изделия Алексеева требовали переучивания пилотов, поэтому в испытательных полетах кресло командира занимал сам главный конструктор.

X-112 и следующая модель Липпиша – RFB X-114 заинтересовали американских военных – тем более, они располагали информацией, что в СССР данное направление разрабатывается самым серьезным образом. Впрочем, свои работы по большим экранопланам они начали еще за два года до появления нашего КМ на публике. Как ни странно, помимо Пентагона интерес к подобного рода транспорту проявило и НАСА, рассматривая экранопланы как вариант грузового транспорта для доставки частей ракет на космодром, а также применительно к эвакуации экипажей приводняющихся в океане пилотируемых спускаемых аппаратов.

Погоня за «Каспийским монстром»

Однако интерес был, но не более того, финансирование позволило выполнить лишь предварительные расчеты, после чего строительство больших кораблей сочли нецелесообразным. И тому есть логическое объяснение. СССР созданием ударных и десантных экранопланов пытался компенсировать подавляющее преимущество США на океанских просторах. У американцев таких проблем не было, их флоты, возглавляемые авианосцами, могли находиться в любом районе Мирового океана и решать необходимые задачи без применения неоднозначно воспринимаемых экранопланов. Для понимания, насколько сложна эта техника, достаточно сказать, что от испытания первых машин в начале 60-х до появления серийных образцов прошло 20 лет.

Пентагон больше интересовали экранолеты, способные перемещаться и с использованием экранного эффекта, и как обычный самолет. К этому добавлялся ряд «хотелок» поменьше – ракетное и артиллерийское вооружение плюс ангар для вертолета. По сути летающий корвет. Патрульные экранопланы с таким оснащением могли бы эффективно решать вопросы охраны побережья.

А McDonnell Douglas предложила проект носителя баллистических ракет, переплюнув советских конструкторов в их самых смелых замыслах. Предполагалось, что в грузовом отсеке экраноплана разместятся четыре пусковые установки БРПЛ «Трайдент». Аргумент разработчиков: советских подлодок у берегов США развелось слишком много, от всех не убережешься, а экраноплан-стратег будет им не по зубам. Но проекты ни «Локхид Мартин», ни «Макдоннелл-Дуглас» финансового отклика в сердцах военных не нашли.

Как ни странно, в третьем тысячелетии в США вновь заговорили об экранопланах. Роль «мирового жандарма» требовала моментальной доставки крупных воинских контингентов с солидным техническим оснащением в любой уголок мира. Операция «Буря в пустыне» не устроила Пентагон с точки зрения логистики и оперативности – хотелось подобные задачи решать быстрее. Тут и появилось предложение от фирмы «Боинг» – создать экранолет Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способный перевозить 1200 тонн груза на дальность в 18 тысяч километров. Проект учитывал наработки McDonnell Douglas и частично финансировался DARPA. Пентагон вроде идею поддержал, но флотские высказались категорически против – их смутили огромные размеры предлагаемой машины. В результате проект не получил развития.

Опубликовано в выпуске № 7 (820) за 25 февраля 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх