Лента новостей

00:04
Казаки. Начало истории
22:58
Боррель объяснил Зеленскому, почему США и Британия не могут сбивать ракеты над Украиной, как над Израилем
22:53
Важная помощь бойцам, наступающим у Работино и Угледара, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
22:23
Из боевиков «Правого сектора», сбежавших из Часового Яра, сформируют отдельную штурмовую воинскую часть
22:22
Израиль решил нанести «как можно скорее» удар по Ирану
22:16
Боевые женщины Зеленского: все украинки пойдут в расход
22:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 16 апреля, вечер
21:09
Боевой робот «Отряда самоубийц» эвакуирует наших на Кураховской трассе (ВИДЕО)
20:39
Токаев предостерег казахов от ущемления русского языка, намекнув на Украину
20:05
Желание Санду одновременно провести президентские выборы и референдум о евроинтеграции вызвало недоумение у оппозиции
20:04
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 апреля
20:03
Питерские полицейские избили нацбола и участника СВО у него в квартире. Какой мотив у них был?
20:02
Апты Алаудинов назначен замначальника ГУ по военно-политической работе Минобороны РФ
19:28
9 лет со дня убийства Олеся Бузины. На Украине за правду убивают, за ложь вознаграждают
19:19
Степашин: Меркель общалась с Путиным на русском языке
18:59
Франция столетиями ходит в Россию за позором
18:52
В Харькове масштабные перебои со светом
18:47
«На нас идёт!» — 255-й полк отразил налёт «бездушных птиц» врага под Марьинкой (ВИДЕО)
18:17
Защита главы СБУ Малюка в Москве обжаловала его заочный арест. СБУ называет фейком
18:16
Связь исполнителей теракта в «Крокусе» с Украиной доказана — Патрушев
18:08
Президент Ирана рассказал Путину про удары по Израилю
18:07
Умер предлагавший сделать виселицу из Арки дружбы народов украинский писатель Капранов
17:39
Ставший целью теракта в Запорожской области депутат Антон Якименко выжил
17:21
Арбитраж постановил взыскать с КМЗ почти 76 млн рублей за срыв поставки пожарных катеров
17:04
На Анастасию Ивлееву составлен протокол за дискредитацию ВС РФ
17:03
Шария пытались убить по заказу Украины
17:02
Зеленский подписал законопроект об ужесточении мобилизации на Украине
17:01
Шольц призвал Си Цзиньпина принудить Россию завершить конфликт на Украине
16:55
О долге Китая и его «теневых» биржах
16:52
Санду назвала возможную дату референдума о вступлении Молдавии в ЕС
16:50
Путин подписал указ о компенсационных выплатах контрактникам Росгвардии
16:31
Китай выступил за равноправную мирную конференцию по Украине
16:23
Власти Франции намерены пригласить Россию на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
16:22
Огонь летних Олимпийских игр — 2024 зажгли в Древней Олимпии
16:12
Сальдо: в Херсоне украинские военные и наемники маскируются под мирных жителей
16:03
Британский флот перестал проверять, умеют ли новобранцы плавать
15:46
«Поматросили и бросили». Эксперты высказались о поддержке США Израиля и Украины
15:36
Украинские террористы подорвали депутата в Запорожской области
15:21
Киев оттягивает неизбежное
15:20
Украина не Израиль
15:15
Зеленский воспользовался иранским ударом для обращения к США
15:07
Фицо поддержал вступление Украины в Евросоюз, но против присоединения к НАТО
15:01
Почему Франция настроена против Израиля?
14:55
«Ланцет» поразил САУ Caesar на шасси Tatra Т815
14:31
Financial Times: Израиль готовится послать болезненный сигнал Ирану
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Погоня за «Каспийским монстром»

Погоня за «Каспийским монстром»


Огромную роль в развитии советских экранопланов сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. При нем были созданы первый серийный образец «Орленок» для десантирования морской пехоты и первая ударная машина «Лунь», оснащенная противокорабельными ракетами «Москит».

После смерти маршала и последовавшего развала СССР экранопланное направление было свернуто, и только в последние пять-шесть лет заговорили о его возрождении. А что же США? Там пытались ответить симметрично. Не получилось.

Создание экранопланов в нашей стране связано в первую очередь с выдающимся конструктором Ростиславом Алексеевым («Окрыленный человек»), заинтересовавшимся данной тематикой еще в 40-х годах, в меньшей степени – с Робертом Бартини. Отчасти их соперником мог стать оказавшийся после войны в США немецкий авиаконструктор Александр Липпиш, но в Штатах у его идей не нашлось влиятельных лоббистов.

«Макдоннелл-Дуглас» переплюнула советских конструкторов в их самых смелых замыслах, предложив проект носителя баллистических ракет

Проекты Алексеева хорошо известны – в начале 60-х начались работы над моделью КМ. У нас аббревиатуру расшифровывали как «корабль-макет», а в США – «Каспийский монстр». Параллельно был создан опытный образец СМ-1, который демонстрировали высоким гостям, а порой и катали их под личную ответственность главного конструктора.

Липпиш в 1963 году отметился одноместным летающим образцом Collins Х-112, который можно считать первенцем американского экранопланостроения. Сразу же стала заметна разница в подходе – Алексеев делал ставку на короткое прямое крыло. Это позволяло легко пересчитывать уменьшенные образцы в крупные изделия. Липпиш был сторонником треугольного крыла, но с обратной стреловидностью. Весьма подходящий вариант для небольших машин, только его нельзя было масштабировать. Зато, в отличие от «прямокрылых» конструкций, машина Липпиша была устойчивее, маневреннее, проще в управлении. Изделия Алексеева требовали переучивания пилотов, поэтому в испытательных полетах кресло командира занимал сам главный конструктор.

X-112 и следующая модель Липпиша – RFB X-114 заинтересовали американских военных – тем более, они располагали информацией, что в СССР данное направление разрабатывается самым серьезным образом. Впрочем, свои работы по большим экранопланам они начали еще за два года до появления нашего КМ на публике. Как ни странно, помимо Пентагона интерес к подобного рода транспорту проявило и НАСА, рассматривая экранопланы как вариант грузового транспорта для доставки частей ракет на космодром, а также применительно к эвакуации экипажей приводняющихся в океане пилотируемых спускаемых аппаратов.

Погоня за «Каспийским монстром»

Однако интерес был, но не более того, финансирование позволило выполнить лишь предварительные расчеты, после чего строительство больших кораблей сочли нецелесообразным. И тому есть логическое объяснение. СССР созданием ударных и десантных экранопланов пытался компенсировать подавляющее преимущество США на океанских просторах. У американцев таких проблем не было, их флоты, возглавляемые авианосцами, могли находиться в любом районе Мирового океана и решать необходимые задачи без применения неоднозначно воспринимаемых экранопланов. Для понимания, насколько сложна эта техника, достаточно сказать, что от испытания первых машин в начале 60-х до появления серийных образцов прошло 20 лет.

Пентагон больше интересовали экранолеты, способные перемещаться и с использованием экранного эффекта, и как обычный самолет. К этому добавлялся ряд «хотелок» поменьше – ракетное и артиллерийское вооружение плюс ангар для вертолета. По сути летающий корвет. Патрульные экранопланы с таким оснащением могли бы эффективно решать вопросы охраны побережья.

А McDonnell Douglas предложила проект носителя баллистических ракет, переплюнув советских конструкторов в их самых смелых замыслах. Предполагалось, что в грузовом отсеке экраноплана разместятся четыре пусковые установки БРПЛ «Трайдент». Аргумент разработчиков: советских подлодок у берегов США развелось слишком много, от всех не убережешься, а экраноплан-стратег будет им не по зубам. Но проекты ни «Локхид Мартин», ни «Макдоннелл-Дуглас» финансового отклика в сердцах военных не нашли.

Как ни странно, в третьем тысячелетии в США вновь заговорили об экранопланах. Роль «мирового жандарма» требовала моментальной доставки крупных воинских контингентов с солидным техническим оснащением в любой уголок мира. Операция «Буря в пустыне» не устроила Пентагон с точки зрения логистики и оперативности – хотелось подобные задачи решать быстрее. Тут и появилось предложение от фирмы «Боинг» – создать экранолет Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способный перевозить 1200 тонн груза на дальность в 18 тысяч километров. Проект учитывал наработки McDonnell Douglas и частично финансировался DARPA. Пентагон вроде идею поддержал, но флотские высказались категорически против – их смутили огромные размеры предлагаемой машины. В результате проект не получил развития.

Опубликовано в выпуске № 7 (820) за 25 февраля 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх