Лента новостей

08:15
FAZ: кризис доверия к Макрону повышает шансы Ле Пен стать президентом Франции
07:36
Американский генерал заявил об угрозе России для существования США
07:35
На Украине может появиться закон об ответственности за отрицание оккупации и агрессии против страны
07:34
Зеленский назвал «Северный поток-2» «ловушкой для Европы»
07:33
Китай объявил о полной победе над нищетой
07:32
Facebook запретил военным Мьянмы использовать свои платформы
07:30
В московском метро запустят новую систему слежки за пассажирами с системой распознавания лиц
07:29
Чип Samsung Exynos с графикой AMD до конца года дебютирует в составе ноутбука
07:17
Вертолеты Третьего Рейха. Что помешало немецким конструкторам обеспечить люфтваффе уникальной техникой?
07:15
Финская авиация при возникновении военного конфликта с Россией вынуждена будет уйти на базы Швеции
06:59
Генерал американских ВВС заявил об угрозе России для существования США
06:02
А было ли переименование Красной Армии?
05:23
Пушков назвал причину неспособности Запада отменить санкции против РФ
04:55
Президент Эстонии заявила, что преподавание во всех школах страны должно вестись на эстонском языке
04:47
Кто спас Москву в 1941: сибиряки или дальневосточники генерала Апанасенко?
04:45
«Новый Иерусалим» Никона против «Светлой Руси»
04:24
Байден отменил указ Трампа об ограничении на въезд в США иностранцев
04:01
Военный корабль США в Порт-Судане обозначил намерение Вашингтона расширить влияние в регионе
04:00
Правительство ФРГ объяснило отказ немецких компаний сотрудничать с "СП-2"
03:32
Житель Оклахомы убил соседку и съел ее сердце, чтобы «выпустить демонов»
03:31
Мадуро пригрозил, что Венесуэла «никогда больше не пойдет на сделки с ЕС»
03:30
В Госдепе не стали отвечать на вопрос, считают ли власти США Навального узником совести
03:29
Байден отменил введенный Трампом запрет на въезд в США для ряда категорий иностранцев
03:27
Президент США распорядился разобраться с дефицитом в полупроводниковой отрасли
03:00
Посол оценил совместные усилия России и Аргентины в борьбе с COVID-19
02:59
Мадуро поставил ультиматум ЕС
02:58
ФРГ отказалась комментировать выход компаний из Северного потока — 2
02:57
В США мужчина признался, что убил свою соседку и приготовил ее сердце
02:44
Россия и Запад обменялись правозащитными претензиями в ООН
02:12
Украине грозит глобальный передел собственности
02:06
В США продлили режим ЧС, введенный из-за коронавируса
02:05
Байден продлил санкции против Кубы, возвращенные Трампом
02:04
Венесуэла высылает дипломатического представителя ЕС
02:03
Беспорядки в Испании продолжаются девятый день подряд
02:01
Игровой смартфон Nubia Red Magic 6 Pro получит сенсорные курки по бокам и дисплей с рекордной частотой 165 Гц
02:00
Обзор ноутбука Gigabyte AERO 15 OLED XC: OLED + RTX 3070
01:34
Пушков объяснил, почему Запад не может отменить санкции против России
01:32
Госдеп не стал отвечать, считает ли Навального узником совести
01:31
В США продлили режим ЧС из-за коронавируса
01:30
В Никарагуа прибыла первая партия Спутника V
01:29
Байден продлил санкции Трампа против Кубы
01:18
NRK: с Россией нужно вести диалог, даже если это и не приведёт к конкретным результатам
01:15
Власти отменили большинство коронавирусных ограничений
01:04
Постпред РФ при ЕС допустил асимметричный ответ в случае новых санкций
01:03
В Крыму подняли на смех украинский билборд у посольства РФ в Киеве
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728


Мировое обозрение » Военная техника » Чистая «шестьдесятчетвёрка»

Чистая «шестьдесятчетвёрка»


В 1964 году на Харьковском заводе имени Малышева в серию пошёл новый советский средний танк «432», получивший обозначение Т-64. В прошлом материале рассказывалось о компоновке, бронировании и вооружении машины, а сегодня речь пойдёт о ходовой части основателя знаменитого семейства.

Пожалуй, наибольшей критике в танке Т-64 подвергались решения, принятые для обеспечения подвижности и манёвренности: ходовую часть, которую считали не имеющей достаточного резерва для роста массы танка, двигатель, вызывавший нарекания из-за недостаточной надёжности и сложности в производстве, эжекционную систему охлаждения, которая якобы не обеспечивала достаточного охлаждения при возросшей мощности двигателя.

​Моторное отделение танка «432» - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Моторное отделение танка «432»

Эти элементы танка пытались изменить в конструкторских бюро в Нижнем Тагиле и в Ленинграде. Там создавали по образу и подобию Т-64 свои машины Т-72 и Т-80, которые, повторяя концепцию — систему взглядов на характер возможных боевых действий, формулировку целей и задач, возникающих перед танками на ближайшее и среднепрогнозируемое время — имели конструктивные отличия по ходовой части и двигателю. Предложенная главным конструктором А.А. Морозовым концепция танка Т-64 была актуальна для своего времени — 60-70-х годов прошлого века. Так уж распорядилась история, что на замену ей в серийное производство пока ничего нового не внедрено, и проблема здесь не только в финансировании, но и в отсутствии идеологии применения танков в будущих войнах.

Была ли верной ставка на двигатель 5ТД? Вероятно, лучший ответ дала сама история. Главный конструктор танка Т-90 В.И. Поткин, принимавший участие в создании Т-72, писал: «В результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2 [развитие концепции 5ТД — прим. автора], но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами». В США также сделали ставку на семейство двухтактных оппозитных дизелей в рамках программы Advanced Combat Engine (ACE), которые, по сути, являются повторением на современном техническом уровне концепции двигателей 4ТПД, 3ТД, 5ТД, 5ТДФ, 6ТД.

Повышение подвижности и манёвренности танковых войск на местности всегда являлось одной из основных задач, поэтому в проекте проводился ряд мероприятий, которые должны были обеспечить резкое повышение средних скоростей танка «432», подняв их с 20–25 км/час до 35–45 км/час. Максимальная скорость нового танка оценивалась в 65 км/час. Определяющим в вопросе обеспечения таких скоростей был запас свободной мощности, который мог быть получен при удельной мощности танка не менее 20 л.с./тонну. Поэтому в проекте принимался двигатель мощностью 700 л.с., что при весе танка до 34 тонн обеспечивало необходимую цифру.

Основные положения по силовой установке и ходовой части, определяющих манёвренные качества танка, приведены ниже.

Двигатель и трансмиссия

На танке «432» устанавливался двухтактный турбопоршневой двигатель типа 5ТД-Ф — фактически, 5ТД от танка «430», форсированный до требуемой мощности 700 л.с. Общая схема силовой установки и компоновка моторно-трансмиссионного отделения сохранились такими же, как на танке «430» и характеризовались поперечным расположением двигателя и выводом мощности на две бортовые коробки передач.

В отличие от танка «430», эжекционная система охлаждения выполнялась не с бортовым, а с кормовым расположением эжектора и монтировалась на съёмной крыше, при открывании которой вся система охлаждения поднималась вместе с крышей, обеспечивая свободный доступ ко всем узлам и агрегатам моторно-трансмиссионного отделения.

​Двигатель 5ТДФ или изделие «457», вид со стороны турбины - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Двигатель 5ТДФ или изделие «457», вид со стороны турбины

Кроме решения вопросов доступа, кормовое расположение эжектора системы охлаждения позволяло получить оптимальными его геометрические параметры, должно было исключить потери от рециркуляции и улучшить условия работы самого эжектора — особенно при высоких скоростях движения.

Двигатель 5ТДФ поначалу был самым проблемным вопросом. 18 апреля 1961 года, в разгар работ над танком «432», А.А. Морозов сделал в своём дневнике такую запись, не питая иллюзий по поводу безоблачного будущего машины:

«На западе я не вижу больших достижений. Вес танка М-60 — 46,3 тонны, это не победа, и не будь 105-мм пушки — была бы рядовая машина. Для нас это пройдённый этап. Мы закладываем и решаем более значительные боевые свойства, при меньшем весе и габаритах. Говоря о вооружении, нельзя не сказать и обо всём остальном, что сдерживает развитие танков у нас. В первую очередь это двигатели. Их попросту нет, и неизвестно, когда будут. Авиация развивалась в результате прогресса моторов, а мы моторов не имеем и не развиваем работ по ним. Формально есть НИИ, КБ, заводы, а моторами не занимаемся, исследования по ним ведутся вяло. 5ТД — это не ястреб и даже не синица в руках. В лучшем случае его можно будет получить через 5–7 лет».

​Коробка передач - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Коробка передач

Для описания сложившейся в тот период ситуации стоит привести слова главного конструктора Уралвагонзавода Л.Н. Карцева, сказанные на отраслевом совещании в августе 1960 года:

«Защита пока за средствами поражения не может угнаться, а масса не должна быть более 34 тонн. Представленные компоновки не реальны, они не продуманы, и мы это знаем по собственному опыту. Эти компоновки дезориентируют главных конструкторов. Нужно перспективные компоновки делать по типу «430» с улучшенными средствами поражения. Нашему коллективу не под силу решать новые сложные задачи».

На том же совещании А.А. Морозов говорил:

«Вопрос о перспективном развитии отрасли никогда раньше не обсуждался и не рассматривался. Мы работали стихийно, то есть делали образцы и потом подводили «идейную базу». Мои взгляды многими не разделяются и не одобряются. А каковы взгляды? 1. Необходимость развития ствольного вооружения и ненужность создания платформ под ракетное, пока не создано само ракетное вооружение. 2. Ненужность специальной атомной защиты для танка. 3. Изделие не следует увязывать с его массой».

Для танка «432» применялась трансмиссия, аналогичная по своей схеме 6-скоростной КПП танка «430», но в данном 7-скоростная, т.к. в ней использовали не применявшееся на 6-скоростной коробке сочетание фрикционов, дающее дополнительную передачу. В трансмиссии пересмотрели передаточные числа применительно к новой гамме скоростей для обеспечения повышенных скоростей движения, изменили передаточное отношение бортовой передачи. Для обеспечения пользования горным тормозом без выжима педали сцепления в трансмиссии переработали конструкцию узлов его управления.

​Бортовая передача - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Бортовая передача

Узлы управления трансмиссией сохранили аналогичными имеющимся на танке «430» и переработали только применительно к 7-скоростной КПП, а также в направлении максимального уменьшения сопротивления масляных каналов и магистралей. Для повышения чёткости работы управления и лучшего дренажа КПП насосы гидросистемы трансмиссии выполнили на 50% производительнее и перенесли с двигателя на КПП.

Ходовая часть

Все основные узлы ходовой части, кроме гусеницы, по своей конструкции приняли аналогичными выполненным на танке «430» и переработали только применительно к новой компоновке, который стал шире в нижней части, а также в направлении дальнейшего облегчения отдельных узлов.

В отличие от танка «430», за счёт повышения максимального напряжения в торсионных валах до 13 200 кг/см² вместо 9000 кг/см², торсионы подвесок обоих бортов расположили соосно; по длине они заканчивались по продольной оси машины. В целях уменьшения веса четыре средних катка выполнили диаметром 500 мм вместо 550 мм у крайних и существенно облегчили.

​Гидроамортизатор - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гидроамортизатор
​Подвеска - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Подвеска

Была изменена конструкция гидроамортизатора, который из условий компоновки выполнили с диаметром цилиндра 105 мм против прежних 115 мм и связали с балансиром непосредственно через ось колеса. Мощность гидроамортизаторов существенно увеличилась. Наконец, вместо трёх поддерживающих роликов установили по четыре ролика с каждого борта. Их уменьшили по диаметру, облегчили и установили на кронштейны, приваренные к бортам корпуса.

Касаясь параметров плавности хода танка, следует отметить, что, как показал расчётный анализ и испытания подвески танка «430», последняя обладала весьма высокими параметрами плавности хода, которые были вполне пригодны и для танка «432» с повышенными скоростями движения — тем более, что по подвеске танка «432» следовало ожидать ещё некоторого повышения параметров плавности за счёт несколько более мягкой подвески (230 кг/см против 250 кг/см) и более мощных гидроамортизаторов.

​Крайний опорный каток - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Крайний опорный каток

Гусеница для танка «432» проектировалась с резинометаллическими шарнирами типа сайлент-блока и по конструктивной схеме была аналогична гусеницам, применяемым на американских танках. При разработке гусеницы в её конструкции учли особенности работы с металлическим бандажом опорного катка. Гусеница была сориентирована на уже апробированный размер резиновой втулки диаметром 40 мм при диаметре пальца 30 мм. Звенья гусеницы и скобы выполнялись штампованными.

Проведённые ВНИИ-100 расчётный анализ и экспериментальная проверка отдельных элементов данной гусеницы показали удовлетворительные данные по прочности системы.

Обнадёживающие результаты получили также после предварительной проверки ВНИИ-100 и Академией им. Сталина решающего для высокоманёвренного танка параметра гусеницы; её КПД оказался не ниже принятого расчётного и должен был соответствовать для скорости 40 км/час ~0,9 против 0,85 для гусеницы с открытым металлическим шарниром, а для скорости 65 км/час ~0,85 против ~0,69, т.е. при движении с максимальной скоростью применение данной гусеницы должно было экономить около 100 л.с. Гусеница в сборе имела ширину 520 мм и обеспечивала среднее давление на грунт ~0,79 кг/см².

​Гусеница танка «432» - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гусеница танка «432»

Ходовая часть, представленная в техническом проекте, имела два амортизатора на крайних опорных катках увеличенного (550 мм) по сравнению с остальными (500 мм) диаметра. Эта ходовая часть отрабатывалась на ходовом макете, выполненном на базе танка ОТ-54. В дальнейшем от разунификации катков отказались. Более того, обычный опорный каток с внутренней амортизацией с 1970 года был превращён в важный узел ходовой части — направляющее колесо. Это привело к удешевлению производства танка, а также улучшило его ходовые качества, поскольку старый вариант направляющего колеса был без внутренней амортизации.

Учитывая наличие частых торможений гусениц при поворотах, остановках и движении на заднем ходу, при которых нагрузки на направляющих колёсах могли достигать 48 тонн, нагруженность их получилась значительно более высокой, чем нагруженность катков. Поэтому установка опорных катков на место направляющих привела к более быстрому выходу их из строя и закупке направляющих колёс на Барнаульском шинном заводе.

​Гусеница танка «432» на испытаниях - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Гусеница танка «432» на испытаниях

Такое положение существовало достаточно долго, пока в Днепропетровске не предложили способ обработки поверхностей приклейки резины абразивом на основе апатитового концентрата. Это позволяло достичь полной взаимозаменяемости и унификации, а также снизить стоимость изготовления. Катки такого типа устанавливались с 1981 года на все серийные Т-64.

Финал карьеры Т-64

Всего за время серийного выпуска было изготовлено 1192 танка Т-64, из них в: 1964 году выпустили 90 машин, в 1965 году — 160, в 1966 году — 294, в 1967 году — 330 и в 1968 году — 318.

Танки 1964–1965 гг. выпуска в конце 60-х годов были списаны, остальные машины длительное время находились на вооружении, хотя и обладали существенным недостатком — уникальными боеприпасами к пушке Д-68, не применявшимися больше ни в одной артиллерийской системе Советской армии.

​Макет для испытания ходовой части объекта «432» на базе танка ОТ-54 - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Макет для испытания ходовой части объекта «432» на базе танка ОТ-54

В период с 1977 по 1981 гг. почти все Т-64 (объект «432») прошли капитальный ремонт, в ходе которого их модернизировали до уровня танка Т-64А, но без замены основного вооружения. После капитального ремонта танк получил индекс Т-64Р, т.е. «Ремонтный», а по конструкторской документации он обозначался как «432А».

В последние годы существования СССР начался вывод войск с территории стран Варшавского договора. Находившиеся на территории европейской части СССР танки Т-64 выводили на базы Атар (Казахстан) и Самарканд (Узбекистан), а их место заняли более современные Т-64А и Т-64Б. Последние Т-64 на территории Украины согласно договору об ограничении обычных вооружений в Европе порезали в 2007 году на базе Пирятин. Выведенные на территорию республики Беларусь танки утилизировали на ремзаводе в Борисове до начала 2000-х.

​Выведенные из Европы Т-64. Апрель 1998 года, 140-й ремонтный завод, Борисов (Беларусь) - Чистая «шестьдесятчетвёрка» | Warspot.ru
Выведенные из Европы Т-64. Апрель 1998 года, 140-й ремонтный завод, Борисов (Беларусь)

Завершением материала может служить фрагмент выступления А.А. Морозова на совещании на заводе им. Малышева 12 января 1966 года:

«Все вы были свидетелями, как в прошлом году нас постоянно удостаивали вниманием многочисленные комиссии и ответственные представители высших правительственных организаций. Это понятно: танки для страны — это вопрос №2, и танки идут следом за ракетами, опережая даже авиацию.

В силу этого на заседании Военного совета, где я должен был докладывать, товарищ Брежнев прямо поставил мне вопрос: «А правильно ли, товарищ Морозов, мы сделали, что остановились на Вашем танке?» Я ответил утвердительно, что мы выиграли время, продвинулись вперёд, отмели всё негодное и резко оторвались, а за это стоит заплатить и средствами, и временем, и трудом».

Тактико-технические характеристики Т-64 и машин сопоставимого класса:

«432»

«430»

Т-55

М60

боевой вес, тонн

34,0

36,0

36,0

46,3

удельная мощность, л.с./тонна

20,6

16,6

16,1

16,2

экипаж, человек

3

4

4

4

длина (с пушкой), мм

8778

8785

9000

9309

ширина по гусеницам, мм

3250

3115

3270

3630

ширина по полкам, мм

3280

3145

ширина по съёмным сеткам, мм

3430

высота по крыше башни, мм

2146

2160

2230

2990

клиренс по основному днищу, мм

480

484

480

457

клиренс по выштамповкам, мм

455

454

467

клиренс под водителем, мм

415

вес танка, кг

33 938

35 449

Примечание: приведены данные танка «432» с прицелом-дальномером ТПДМС, при комплектации прицелом-дальномером ТРЛД машина становилась тяжелее на 384 кг.


Источники и литература:

  1. Отчёт по результатам исследования условий работы и надёжности ходовой части танка Т-64А // в/ч 68054, 1970
  2. В.С. Дубов, В.А. Иванов, Л.С. Мельников, Г.А. Михайлов, П.А. Осипов. Эжекционная система охлаждения моторной установки с двигателем В-46 // Вестник бронетанковой техники — 1976 — №2
  3. В.В. Поликарпов, А.Ф. Пустовалов. История совершенствования танка Т-64 в ходе серийного производства // Вестник бронетанковой техники — 1988 — №11
  4. В.И. Поткин. Танковый прорыв — Нижний Тагил: «ДиАл», 2013
  5. Bruce Brendle. U.S. Army Opposed Piston Engine Research & Development (http://achatespower.com)

Андрей Тарасенко


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх