Лента новостей

16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
15:28
Лукашенко считает, что настало время Западу согласиться на переговоры по Украине с РФ
15:27
В Москве взяли под арест взяткодателя и подельника замминистра обороны Иванова
15:26
Боеприпасы с Яворивского полигона рванули на пункте приема металлолома
15:18
Самыми пьющими в Европе оказались дети в Англии
15:17
Литва вслед за Польшей пообещала вернуть военнообязанных украинцев на родину
15:05
Калашников запустит новый участок по производству высокоточного оружия
14:54
Британия начинает готовиться к войне
14:43
ХАМАС назвал условие отказа от вооружённой борьбы с Израилем
14:41
Индия – Россия – ЕАЭС: значимость внешнеторговых льгот – не только экономическая
14:34
В Амурском соединении дальней авиации выполнены плановые полёты на самолётах Ту-95мс
14:11
Салливан подтвердил, что цена пакета помощи США — мобилизационный закон, и передачу Украине ATACMS в марте
14:10
Поводырь для убийц. На Украине придумали новую профессию
14:09
Алиев исключил помощь Украине оружием и допустил потерю Украиной ряда регионов
14:03
Венесуэла подтверждает социальный курс
14:01
На Украине новые американские технологии поначалу одерживали верх. Но в итоге спасовали
13:59
Лукашенко заявил о 120 тысячах боевиков ВСУ на границе с Белоруссией
13:55
M1150 и M88A2 стали трофеями российской армии
13:31
Трофейную технику — символ напускной военной мощи НАТО, захваченную в ходе СВО, выставят в Москве в Парке Победы
12:57
Следком возбудил дела против Гройсмана, Климкина и других лиц за «АТО»
12:56
Для отлова уклонистов Рада увеличила численность погранвойск
12:49
Россия возобновила производство турбинных двигателей для Т-80: на подходе новые варианты
12:47
Лукашенко допустил прекращение существования Украины
12:19
Беспрецедентно запасая резервы Китай готовится к войне?
12:12
Президент Азербайджана Алиев пообещал не поставлять оружие Украине
11:45
Шольц, призывая Европу увеличить помощь Украине, продолжает отказываться от поставок Киеву Taurus
11:44
Польша готова помочь Украине вернуть уклонистов
11:10
ВС РФ продвигаются на Авдеевском направлении, уже вошли в Соловьёво
11:02
Писториус: Россия производит оружия больше, чем надо для СВО
10:35
Германия не планируют лишать украинских мужчин статуса беженцев
10:17
Авианосец Джордж Вашингтон заменит Рональда Рейгана на базе в Японии
10:06
В Омске некоторые молятся на иконы с Бандерой
09:59
Дальнобойные ATACMS уже были переданы Украине в составе предыдущего пакета помощи США
09:51
Минобороны Польши заявило о готовности помочь Украине в выдаче военнообязанных
09:40
Совбез ООН не смог договориться о неразмещении ядерного оружия в космосе
09:39
Турция задействует искусственный интеллект для борьбы со спутниками-шпионами
09:28
Скандал вокруг детей: Украина поймана на лжи
09:21
Призывники смогут получить паспорта только на Украине
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.04.2024
08:04
Вооружённый конфликт на Украине: Запад всё ближе к роковой точке
05:14
«Библия Святого Людовика»: самая иллюстрированная Библия на свете
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?

«Лидер» для Севморпути. Чем интересен новый ледокол?



Атомный "Лидер" за работой. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

15 января правительство приняло постановление о строительстве головного атомного ледокола пр. 10510 «Лидер». Проект уже готов, и в этом году открывается финансирование строительства. Через несколько лет судно встанет в строй и даст нашей экономике новые возможности на арктическом направлении. Все эти результаты будут получены благодаря применению современных технологий и перспективных решений.

Участники и сроки


Проектирование перспективного атомного ледокола пр. 10510 / «Лидер» / ЛК-120Я стартовало несколько лет назад и велось силами нескольких организаций. Головным разработчиком стало ЦКБ «Айсберг». ОКБМ им. И.И. Африкантова отвечало за разработку ядерной энергоустановки. Часть исследовательских и проектных работ взял на себя Крыловский государственный научный центр. Эти организации не впервые объединяются для создания нового судна, но на этот раз им предстояло разработать особо масштабный проект.



К настоящему времени почти все основные работы завершены. В течение нескольких лет проводились различные испытания и проектирование. К примеру, с 2017 г. КГНЦ неоднократно проводил испытания модели корпуса ледокола с имитацией различных условий и разной толщины льда. Опытные изделия успешно справлялись с поставленной задачей и проводили за собой модели танкеров.

В соответствии с постановлением правительства №11 от 15 января 2020 г., государственным заказчиком нового строительства назначена госкорпорация «Росатом». Застройщиком назначено ФГУП «Атомфлот», отвечающее за эксплуатацию всего российского флота атомных ледоколов. Судно заложат на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне.


Архитектура энергоустановки. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

Бюджетные инвестиции в строительство головного «Лидера» начнутся уже в этом году. График финансирования запланирован на 2020-27 гг. Соответственно, сроком сдачи судна назначен 2027 г. Общая сумма расходов на ледокол – 127 577 млн рублей.

Технические особенности


Задачей «Лидера» станет круглогодичная работа на Севморпути с целью обеспечения навигации и проводки военных, торговых или научных судов. С этим связан ряд характерных технических требований, выполнение которых связано с применением современных и перспективных технологий.

В соответствии с техническим заданием, ледокол пр. 10510 должен преодолевать при постоянном движении с минимальной скоростью льды толщиной не менее 4 м. Для льдов толщиной 2 м скорость постоянного хода задана на уровне 12 узлов. Необходимость проводки крупнотоннажных судов привела к высоким требованиям по ширине корпуса. Также требовалось обеспечить высокую автономность по запасам и срок эксплуатации в 40 лет.

Согласно проекту, новый атомный ледокол должен иметь длину 209 м при максимальной ширине ок. 48 м. Полное водоизмещение – более 71 тыс.т. Как и другие суда своего класса, «Лидер» получает характерную высокую надстройку. Носовая палуба выполнена закрытой. На корме организуется вертолетная площадка; там же имеются места для установки специального оборудования или вооружения.


Во льдах. Графика ГК "Росатом" / rosatom.ru

Энергоустановка для пр. 10510 строится на основе двух водо-водяных реакторов РИТМ-400 с тепловой мощностью по 315 МВт. Реактор нового типа создан на основе изделия РИТМ-200 для ледоколов типа ЛК-60Я. При максимальной унификации с предшественником, РИТМ-400 имеет вдвое большую мощность. Ресурс – 40 лет при необходимости замены топлива через 5-7 лет.

Электроэнергия от ЯЭУ будет поступать на четыре двигателя, приводящие в движение четыре гребных винта постоянного шага. Общая мощность на валах – 120 МВт. Судно сможет развивать максимальную скорость до 22-24 узлов (на чистой воде); прокладка каналов будет осуществляться на меньших скоростях. Дальность плавания – практически неограниченная.

Судно получит комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Также будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и т.д.

В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана. За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи. Также не исключается возможность установки вооружения – при наличии соответствующих угроз.


Испытания модели ледокола, 2017 г. Фото АО "ОСК" / aoosk.ru

Управлять судном будет экипаж из 130 человек. При необходимости ледокол сможет взять на борт научную группу или других пассажиров. Автономность по запасам провизии задана на уровне 8 месяцев. Как и другие отечественные атомные ледоколы, новый «Лидер» будет отличаться улучшенными бытовыми условиями для экипажа и пассажиров.



Проект 10510 / ЛК-120Я предусматривает строительство самого крупного и тяжелого атомного ледокола в отечественной и мировой практике. Такое судно будет существенно крупнее и в разы тяжелее других современных ледоколов, что обеспечит преимущества в основных характеристиках. По сути, в распоряжении «Атомфлота» появится уникальный инструмент для решения особых задач в суровых условиях Арктики.

Впрочем, строительство ледоколов «Лидер» может быть связано с известными затруднениями. Проект весьма сложен и требует совместных усилий целого ряда отраслей. Кроме того, он предъявляет особые требования к судостроителям. Наконец, новые суда отличаются рекордной стоимостью. Для сравнения, строящиеся сейчас ледоколы пр. ЛК-60Я стоят порядка 50 млрд рублей.

Польза для экономики


Еще несколько лет назад, до завершения разработки пр. 10510, стали известны цели и задачи нового ледокола. Кроме того, активно обсуждался его потенциал и влияние на морские перевозки в Арктике. По разным расчетам, атомный ледокол типа «Лидер» сможет заметно повлиять на эксплуатацию Севморпути и повысить его основные показатели. Появление нескольких таких судов еще больше скажется на экономике.

Выгодное сочетание основных характеристик и габаритов позволит «Лидеру» проводить через льды суда шириной до 35-40 м и дедвейтом до 180-200 тыс.т. В первую очередь, ожидается проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом пр. 10510 будет занимать не более 15-20 суток.


Макет будущего "Лидера". Фото ЦКБ "Айсберг" / iceberg.sp.ru

Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохождении чужих судов.

Согласно известным расчетам, оптимальные показатели Севморпути могут быть получены при наличии трех атомных ледоколов типа «Лидер». Строительство двух серийных судов пока относят к отдаленному будущему – их служба начнется не ранее тридцатых годов. Получение трех тяжелых ледоколов позволит «Атомфлоту» реализовать все преимущества как самих судов, так и стратегически важных арктических маршрутов.

Ледоколы будущего


«Лидеры» смогут повлиять на экономику только в отдаленном будущем, а пока главной задачей промышленности является подготовка к строительству головного судна. Этот процесс уже завершается, и вскоре начнутся работы по сборке первых агрегатов корпуса будущего ледокола. Строительство завершат в середине десятилетия, затем проведут необходимые испытания и передадут ледокол заказчику. К моменту его сдачи в 2027 г. промышленность должна начать строительство двух серийных судов.

По результатам этого строительства к середине тридцатых у нашей страны будет три выдающихся во всех отношениях ледокола – не считая ряда других современных судов этого класса. В основе ожидаемых результатов будут лежать самые новые и перспективные технологии и наработки в разных областях. Именно они будут определять будущее Севморпути и освоения Арктики в целом.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх