Лента новостей

23:06
"Не знаю, где брал силы": глава ФЗНЦ рассказал о нахождении в плену ливийских боевиков
23:05
«Чистый шпионаж»: политолог Иванов о провокации Короткова в Петербурге
23:04
Прибалтике предрекли худшую участь после попадания в "черный список" России
22:31
Newsweek: США создали секретную армию из 60 тыс. военных
22:30
Reuters: Финляндия начала резко сокращать закупку российской нефти
22:29
ВОЗ: Пандемия коронавируса в мире пошла на спад
22:28
Евросоюз на год продлил санкции против россиян за киберпреступления
22:27
«Аэрофлот» оставил в продаже в июне билеты только на два рейса в Турцию, куда РФ направляет экспертов для возобновления туров
22:25
Манижа готовится взорвать «отстойничек» «Евровидения»
22:24
Ракеты благими пожеланиями не останавливают
22:22
SK Innovation и LG Energy Solution заключили перемирие и пообещали не подавать друг на друга в суд в течение 10 лет
22:21
Huawei заявила, что выпустит умные часы с поддержкой измерения артериального давления
22:20
Планшет Samsung Galaxy Tab S7 FE среднего уровня получит аккумулятор, как у флагманского Tab S7+
22:16
На полигоне Песочное в Ярославской области завершился первый этап конкурса ВДВ «Десантный взвод-2021»
22:15
Торжественная церемония открытия всеармейского этапа конкурса "Уверенный прием-2021" в Военной академии связи г.Санкт-Петербург
22:12
Захарова: Россия ведет работу для организации прямого контакта Палестины и Израиля
22:11
Лавров и глава МИД Ирландии обсудили двустороннее сотрудничество и отношения России и ЕС
22:10
МИД России неизвестно о письме Украины об организации встречи в нормандском формате
22:08
Россия предложила провести встречу военных экспертов стран Арктического совета
22:07
В Минобороны считают, что новый договор с Казахстаном повысит уровень взаимодействия
22:04
Надгробные плиты рыцарей и… мечи
22:02
Готовы к труду и обороне!
22:00
Как английский министр иностранных дел сэр Антони Иден на фронт ездил
21:53
США блокируют инициативу ООН о примирении Израиля и Газа
21:52
Националисты выдвигают своего кандидата в мэры Харькова
21:51
Порошенко письменно попросил Байдена встретиться с Зеленским
21:50
«Боже, храни королеву!»: Гончаренко назвал надежного союзника Украины
21:48
Тихоокеанская военная коалиция как способ втянуть Европу в войну с Китаем
21:47
Жители ЦАР запланировали новую акцию в знак поддержки России
21:46
Высокий уровень подготовки молодых специалистов обеспечит развитие ЦАР
21:43
Только хобби: в России предложили вернуть практику СССР для получения лицензии на оружие
21:41
Германия: Вседозволенность мигрантов включает «право на антисемитизм»
21:34
«Стой там, иди сюда»: противоречивые сигналы Запада Киеву могут спровоцировать войну
21:28
Израиль уничтожил штаб службы внутренней безопасности ХАМАС в Газе
21:25
Главные события экономики 17 мая 2021 года: судьба "СП-2" решена, доллар по 60 рублей
21:24
Туроператоры не зовут в Грецию — оперштаб не откроет сезон
21:23
Твиттер главы Tesla залез в кошельки владельцев Bitcoin
21:18
Странные претензии. Эксперт оценил решение в ФРГ по Северному потоку-2
21:17
Банки развития ШОС разрабатывают новую стратегию организации
21:15
В Эстонии британские солдаты подрались с местными жителями
21:14
Президент Туркмении поблагодарил Россию за поставки вакцин от COVID-19
21:13
Австрия отменит карантин по COVID-19 для прибывающих из 34 стран
21:12
Поляки испугались угрозы из Калининграда и высказались о барахле НАТО
21:08
Открытие второго фронта с Израилем грозит Ближнему Востоку большой войной
21:08
18-я гвардейская мотострелковая дивизия РФ сможет покорить Восточную Европу
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»

МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»


Завершение Второй мировой ознаменовало и конец эпохи поршневых истребителей – всем было ясно, что войну в воздухе поведут реактивные двигатели. Работы в этом направлении велись и в США, и в Англии, но дальше всех в «реактивизации» продвинулись немецкие конструкторы. Новые самолеты в первых образцах мало отличались от поршневых, только двигатель располагался ниже. Но время таких метисов быстро прошло, и с конца 40-х истребители обрели совсем иные очертания.

Самые характерные представители – американский F-86 «Сейбр» и советский МиГ-15. Мало того, что очень похожи, они еще и воевали в одном небе, так что вопрос «кто у кого?» напрашивался сам собой. Тем более что в те же годы методом безжалостного копирования в СССР создавался бомбардировщик Ту-4, в девичестве – В-29 «Суперфортресс». Однако с истребителями все иначе – у них был общий предок.

Когда СССР и США развозили по домам найденные в побежденной Германии технические новинки, случилось так, что обе страны получили почти полную информацию о созданном на фирме «Фокке-Вульф» конструктором Куртом Танком турбореактивном истребителе ТA-183. Копировать ни та ни другая сторона не стали, но обе делали «по мотивам».

Истребители американцев оказались тихоходнее, начался «массовый падеж»

Война еще не кончилась, а уже четыре советских КБ – Микояна, Яковлева, Сухого и Лавочкина – по правительственному постановлению приступили к созданию реактивного истребителя. Естественно, когда пришла развернутая информация о немецком истребителе, она была доведена до авиаконструкторов и те ею воспользовались. Лидером в гонке оказалось КБ Микояна и Гуревича, именно их Миг-9 поднялся первым. Но была одна колоссальная проблема – если в США и Англии реактивные двигатели к тому времени выпускались серийно, наши конструкторы были больше ориентированы на жидкостные ракетные двигатели, а по турбореактивным не имелось ни опыта, ни задела. Как могли, скопировали трофейные моторы от «Юнкерса» и BMW, выпустили малой серией. На МиГ-9 стояли два двигателя BMW, но было понятно – это совсем не то, что требуется для современного истребителя. Выручили, как ни странно, англичане – дали добро на лицензионное производство мощных двигателей Nene фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce). В контракте оговаривалось, что СССР не будет использовать их в военных целях – так и было. Внесли несколько несущественных изменений, и «Роллс-Ройс» получил русские имя и фамилию: Климов РД-45. Как В-29, трансформируясь в Ту-4, совершил революцию в отечественном авиапроме, так и роллс-ройсовский движок взорвал умы моторостроителей, заставив их мыслить и работать иначе.

А что же «Сейбр»? Американцы, решая проблему современного реактивного истребителя, стартовали примерно с той же ступеньки, что и наши конструкторы. И тоже не имели времени выдумать нечто принципиально иное. С началом корейской войны, с лета 1950-го, американская авиация полностью завоевала превосходство в воздухе. Корейские и китайские летчики на советских поршневых истребителях ничего не могли противопоставить реактивным «Шутинг Старам» и «Тандерджетам» (F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet), да и В-29, имевшие великолепную защиту со всех направлений и автоматическое наведение на цели, тоже были не по зубам («Первый стратегический бомбардировщик едва не стал беспилотником»). Однако к осени ситуация изменилась – на китайские аэродромы возле корейской границы прибыли МиГ-15, ведомые советскими асами, многие из которых имели серьезный опыт боев с авиацией Германии и Японии. Начался «массовый падеж» уже у американцев, их истребители оказались тихоходнее, а автоматика «Суперкрепостей» не была рассчитана на скорости, с которыми их атаковали МиГи. Серьезные потери заставили американское командование практически полностью отказаться от использования В-29 в дневное время, а также затребовать на фронт новейшие F-86 Sabre. Собственно, тогда и началась серьезная боевая работа, в которой техника была сопоставима, а успех зависел от тактики и мастерства летчиков. Самолеты оказались похожи настолько, что были случаи, когда янки открывали огонь по своим. В течение всей войны и наш, и американский истребители непрерывно совершенствовались. На Миг-15 появилась система опознавания «свой-чужой», была отлажена автоматика прицеливания, в конструкцию катапультного кресла внесли множество изменений по пожеланиям летчиков, изменили авиагоризонт, вравший на больших кренах, и конструкцию фонаря кабины, улучшив задний обзор... А главное – появилась модификация с более мощным двигателем – МиГ-15бис.

Итоги воздушной войны каждая сторона расписала в свою пользу, потому обойдемся без цифр. Скажем лишь, что и наши, и американские летчики считали друг друга не врагами, а исключительно противниками и отдавали должное технике и мастерству своих визави. Машины были близки и по характеристикам, и по возможностям. Но это не лишало каждую из сторон желания заполучить в свое распоряжение самолет противника.

Первым повезло нашим – летчик Евгений Пепеляев попал «Сейбру» снарядом позади пилота, повредив катапульту. Американец пошел на вынужденную, сел на брюхо в полосе прилива в Западно-Корейском заливе у китайского берега. Летчика эвакуировал вертолет, а машину американцы уничтожить не успели.

Захваченный самолет был срочно переправлен в Москву и подвергнут всестороннему изучению. Главным приобретением оказалась система прицеливания с радиодальномером, позволявшая вести огонь очень эффективно: «Сейбр» брал и удерживал цель с дистанции порядка 2500 метров. Сгоряча даже создали отдельное КБ, чтобы вслед за В-29 скопировать и F-86, но сразу после смерти Сталина затея заглохла.

Американцы же получили в свое распоряжение МиГ-15 целехоньким и в летном состоянии уже после окончания войны – 21 сентября 1953 года. Старший лейтенант ВВС КНА Но Гым Сок перелетел из-под Пхеньяна на авиабазу в Южной Корее («Истребитель в угоне»). Что скопировали американцы у МиГа, история умалчивает, но его спартанская эргономика их, говорят, очень удивила, они привыкли воевать в более комфортной кабине.

Опубликовано в выпуске № 2 (815) за 21 января 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх