Лента новостей

23:16
Демонтаж памятника маршалу Коневу в Праге заинтересовал Следственный комитет России
23:00
ЦБ предложил реанимировать парализованную коронавирусом ипотеку
22:56
Российские заемщики начали сбиваться в группы анонимных должников
22:52
ОПЕК+ загонит Россию в нефтяную яму
22:44
Общественный совет при Минобороны РФ обратился ко всем военнослужащим
22:40
Эксперт рассказал, почему в российской армии нет коронавируса
22:36
Как ужесточится самоизоляция в Москве: пропуска, закрытие строек, отмена каршеринга
22:28
Боевые корабли. Крейсера. Такие неоднозначные герои
22:00
Заместители министров иностранных дел РФ и Турции обсудили ситуацию в Идлибе
21:56
ЛНА показала видео с результатами ударов по позициям ПНС Ливии
21:52
Соединенные Штаты продолжают незаконно выкачивать нефтяные запасы Сирии
21:16
Договорились. Мексика согласовала сделку ОПЕК+ и сократит добычу нефти
21:12
Россия и Куба думают о помощи друг другу в борьбе с коронавирусом
21:08
В Мозамбик переброшены бойцы ЧВК
20:51
Представители Московской патриархии рекомендовали верующим оставаться дома в пасхальные дни
20:24
Генсек Совета Европы предостерегла от ограничения прав и свобод под предлогом коронавируса
20:20
Политолог назвал факторы, которые тормозят посадку Порошенко
20:16
Сотрудничество крепнет: Портнов сообщил, что Венедиктова распорядилась не брать под стражу Черновол
20:12
«Ещё не знала история». Марков заявил о революции Путина на мировом нефтяном рынке
20:08
В ближайшее время Москва перейдёт на спецпропуска — СМИ
20:04
«Или будем строить тюрьмы и казармы». Мураев призвал «выметать из страны и власти весь иностранный мусор»
20:00
Количество инфицированных коронавирусом в ДНР возросло до 18
19:56
Пожар в Чернобыльской зоне прогрессирует: NASA опубликовало фото из космоса
19:55
Структуры ЕС пекутся о правозащитнике-педофиле Дмитриеве
19:52
Российские ученые доказали эффективность препарата против коронавируса
19:48
Бойко о поправках в бюджет Украины: На экономическую поддержку граждан – ни гривны, все только западным кредиторам
19:46
Правоохранительные органы должны проверить фейки «Новой газеты» о коронавирусе
19:40
В Госдуме призвали Польшу прекратить «истерику» по поводу крушения Ту-154 под Смоленском
19:36
Школу №58 в Петербурге могут назвать в честь Королева
19:31
Прибыв из зараженной коронавирусом Литвы, Сванидзе отправился разгуливать по Москве
19:24
Космонавт Борисенко рассказал, почему Илон Маск не затмит Гагарина
19:20
Хазин назвал условия для экономичного роста России в условиях пандемии
19:17
Сиди дома, или Почему в карантин нельзя на шашлыки
19:12
Кризис в мировой экономике приведет к перестройке профессионального спорта
19:08
»Скачки продолжатся»: Шабанов оценил поведение рубля на фоне сделки ОПЕК+
19:04
Россия примет вызов США в борьбе за лунное пространство
19:00
Космонавты рассказали, когда в космосе произойдут звездные войны
18:56
Повышение порога ипотеки упростит процесс получения кредитных каникул в РФ
18:24
Berliner Zeitung (Германия): Гитлер в преддверии краха
18:20
Феникс (Китай): новая война уже незаметно началась! Россия столкнулась с огромным кризисом, повторит ли она судьбу Советского Союза?
18:16
Песня «Квартала 95» разожгла споры в сети: «Вернитесь в реальность» (Обозреватель, Украина)
18:12
Newsweek Polska (Польша): Украина еще никогда не демонстрировала столько ненависти к мигрантам, работающим в Польше
18:08
Dagens Nyheter (Швеция): куда делась грудь?
18:00
Эксперт прокомментировал позицию Мексики по нефтедобыче в рамках ОПЕК+
17:56
ЦБ анализирует зарубежный опыт реагирования на коронавирус
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


Мировое обозрение » Вооружение » МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»

МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»


Завершение Второй мировой ознаменовало и конец эпохи поршневых истребителей – всем было ясно, что войну в воздухе поведут реактивные двигатели. Работы в этом направлении велись и в США, и в Англии, но дальше всех в «реактивизации» продвинулись немецкие конструкторы. Новые самолеты в первых образцах мало отличались от поршневых, только двигатель располагался ниже. Но время таких метисов быстро прошло, и с конца 40-х истребители обрели совсем иные очертания.

Самые характерные представители – американский F-86 «Сейбр» и советский МиГ-15. Мало того, что очень похожи, они еще и воевали в одном небе, так что вопрос «кто у кого?» напрашивался сам собой. Тем более что в те же годы методом безжалостного копирования в СССР создавался бомбардировщик Ту-4, в девичестве – В-29 «Суперфортресс». Однако с истребителями все иначе – у них был общий предок.

Когда СССР и США развозили по домам найденные в побежденной Германии технические новинки, случилось так, что обе страны получили почти полную информацию о созданном на фирме «Фокке-Вульф» конструктором Куртом Танком турбореактивном истребителе ТA-183. Копировать ни та ни другая сторона не стали, но обе делали «по мотивам».

Истребители американцев оказались тихоходнее, начался «массовый падеж»

Война еще не кончилась, а уже четыре советских КБ – Микояна, Яковлева, Сухого и Лавочкина – по правительственному постановлению приступили к созданию реактивного истребителя. Естественно, когда пришла развернутая информация о немецком истребителе, она была доведена до авиаконструкторов и те ею воспользовались. Лидером в гонке оказалось КБ Микояна и Гуревича, именно их Миг-9 поднялся первым. Но была одна колоссальная проблема – если в США и Англии реактивные двигатели к тому времени выпускались серийно, наши конструкторы были больше ориентированы на жидкостные ракетные двигатели, а по турбореактивным не имелось ни опыта, ни задела. Как могли, скопировали трофейные моторы от «Юнкерса» и BMW, выпустили малой серией. На МиГ-9 стояли два двигателя BMW, но было понятно – это совсем не то, что требуется для современного истребителя. Выручили, как ни странно, англичане – дали добро на лицензионное производство мощных двигателей Nene фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce). В контракте оговаривалось, что СССР не будет использовать их в военных целях – так и было. Внесли несколько несущественных изменений, и «Роллс-Ройс» получил русские имя и фамилию: Климов РД-45. Как В-29, трансформируясь в Ту-4, совершил революцию в отечественном авиапроме, так и роллс-ройсовский движок взорвал умы моторостроителей, заставив их мыслить и работать иначе.

А что же «Сейбр»? Американцы, решая проблему современного реактивного истребителя, стартовали примерно с той же ступеньки, что и наши конструкторы. И тоже не имели времени выдумать нечто принципиально иное. С началом корейской войны, с лета 1950-го, американская авиация полностью завоевала превосходство в воздухе. Корейские и китайские летчики на советских поршневых истребителях ничего не могли противопоставить реактивным «Шутинг Старам» и «Тандерджетам» (F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet), да и В-29, имевшие великолепную защиту со всех направлений и автоматическое наведение на цели, тоже были не по зубам («Первый стратегический бомбардировщик едва не стал беспилотником»). Однако к осени ситуация изменилась – на китайские аэродромы возле корейской границы прибыли МиГ-15, ведомые советскими асами, многие из которых имели серьезный опыт боев с авиацией Германии и Японии. Начался «массовый падеж» уже у американцев, их истребители оказались тихоходнее, а автоматика «Суперкрепостей» не была рассчитана на скорости, с которыми их атаковали МиГи. Серьезные потери заставили американское командование практически полностью отказаться от использования В-29 в дневное время, а также затребовать на фронт новейшие F-86 Sabre. Собственно, тогда и началась серьезная боевая работа, в которой техника была сопоставима, а успех зависел от тактики и мастерства летчиков. Самолеты оказались похожи настолько, что были случаи, когда янки открывали огонь по своим. В течение всей войны и наш, и американский истребители непрерывно совершенствовались. На Миг-15 появилась система опознавания «свой-чужой», была отлажена автоматика прицеливания, в конструкцию катапультного кресла внесли множество изменений по пожеланиям летчиков, изменили авиагоризонт, вравший на больших кренах, и конструкцию фонаря кабины, улучшив задний обзор... А главное – появилась модификация с более мощным двигателем – МиГ-15бис.

Итоги воздушной войны каждая сторона расписала в свою пользу, потому обойдемся без цифр. Скажем лишь, что и наши, и американские летчики считали друг друга не врагами, а исключительно противниками и отдавали должное технике и мастерству своих визави. Машины были близки и по характеристикам, и по возможностям. Но это не лишало каждую из сторон желания заполучить в свое распоряжение самолет противника.

Первым повезло нашим – летчик Евгений Пепеляев попал «Сейбру» снарядом позади пилота, повредив катапульту. Американец пошел на вынужденную, сел на брюхо в полосе прилива в Западно-Корейском заливе у китайского берега. Летчика эвакуировал вертолет, а машину американцы уничтожить не успели.

Захваченный самолет был срочно переправлен в Москву и подвергнут всестороннему изучению. Главным приобретением оказалась система прицеливания с радиодальномером, позволявшая вести огонь очень эффективно: «Сейбр» брал и удерживал цель с дистанции порядка 2500 метров. Сгоряча даже создали отдельное КБ, чтобы вслед за В-29 скопировать и F-86, но сразу после смерти Сталина затея заглохла.

Американцы же получили в свое распоряжение МиГ-15 целехоньким и в летном состоянии уже после окончания войны – 21 сентября 1953 года. Старший лейтенант ВВС КНА Но Гым Сок перелетел из-под Пхеньяна на авиабазу в Южной Корее («Истребитель в угоне»). Что скопировали американцы у МиГа, история умалчивает, но его спартанская эргономика их, говорят, очень удивила, они привыкли воевать в более комфортной кабине.

Опубликовано в выпуске № 2 (815) за 21 января 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»"


Напишите ваш комментарий к статье "МиГ-15 и «Сейбр» – племянники «Фокке-Вульфа»"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх