Лента новостей

03:36
Митрахович: США могут бросить вызов Германии в попытке остановить "СП-2"
03:09
Главред (Украина): почему Майданы не приблизили Украину к Европе
03:06
Корреспондент (Украина): станет ли Украина колонией?
03:03
Zaxid (Украина): дегуманизация украинцев
03:00
Politico (США): Меркель ответила отказом на приглашение Трампа приехать на саммит Большой семерки
02:57
Kultura Liberalna (Польша): рупор неудачников. О репортажах Елены Костюченко
02:51
Спикер Мосгордумы объяснил свой доход за 2019 год
02:49
»Победа» возобновляет полеты после двухмесячного перерыва из-за COVID-19
02:45
ОПЕК+ обсуждает перенос встречи альянса, сообщает СМИ
02:39
»Угрожающая» Крымскому мосту украинская ракета уничтожила сразу две цели
02:36
Эксперты рассказали об утилизации последнего советского ядерного заряда
02:34
СМИ: в Торонто проходят массовые протесты против притеснения темнокожих
02:30
В небе над Миннеаполисом появились военные вертолеты
01:42
Почему успех Илона Маска означает поражение российского космоса
01:18
Американцы продолжают искать российские МиГ-29 "на пути" в Ливию
01:15
Профессор МГУ Вавилов указал на бесполезность миссии IRINI в решении ливийской проблемы
01:12
Захарова назвала "фальшивым" заявление Госдепа о якобы поддельных деньгах в Ливии
00:48
Чёрная гвардия Гитлера стала в Литве национальной гордостью
00:12
Кравчук назвал Януковича «самым несчастным президентом»
00:09
Полетели! SpaceX запустила к МКС свой первый корабль с астронавтами на борту
00:03
Профессор МГУ Вавилов указал на бесхребетность миссии IRINI по отношению к Турции
00:00
Сирия новости 30 мая 22.30: лидер ХТШ провел в Идлибе встречу со старостами, террористы ИГ* совершили вылазку в Дейр-эз-Зоре
23:51
Митрахович: США могут бросить вызов Германии в попытке остановить "СП-2"
23:45
Новейшие УДК России превзойдут «Мистрали» адаптацией к экстремальной войне
23:18
Председатель Мосгордумы заработал в 2019 году почти два миллиарда рублей
23:15
Председатель Мосгордумы за год задекларировал почти 2 миллиарда рублей
23:12
Спикер Мосгордумы рассказал, как заработал более двух миллиардов рублей
23:06
У берегов Японии произошло землетрясение магнитудой 5,6
23:03
Корабль Crew Dragon стартовал к МКС
23:00
Вторая ступень ракеты Falcon 9 успешно отделилась от корабля Crew Dragon
22:57
Власти Техаса направили офицеров в крупные для помощи на протестах
22:48
Александр Роджерс: О подноготной второй американской революции
21:45
Гознак напечатал новые деньги для правительства Ливии в Тобруке
21:42
МИД РФ заявил, что США отказываются верить в концепцию контроля над вооружением
21:39
Американцы продолжают искать российские МиГ-29 "на пути" в Ливию
21:12
Учёные определили признаки долголетия человека
21:09
Эксперт: Китай и Россия идут своими отдельными дорогами
20:48
Теперь школы обязаны проводить ежегодное тестирование детей на наркотики
20:36
В львовском ФК «Карпаты» зафиксирована вспышка коронавируса
20:33
Госдеп обвинил Россию в печати фальшивых денег для Ливии
20:30
Жители села в Дагестане взбунтовались против вышки 5G – обещают сжечь
20:27
Старт ракеты-носителя Crew Dragon к МКС запланирован на 22:22. Но запуск снова может сорваться
20:24
«Фальшивыми являются не динары, а заявления Госдепа»: в МИД РФ и «Гознаке» прокомментировали обвинения США
20:18
Главные новости 30 мая
20:15
Сирия новости 30 мая 19.30: боевики SDF убили подростка в Дейр-эз-Зоре, в Хаме автомобиль «Лива аль-Кудс» подорвался на мине
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Мировое обозрение » В мире » М-80А. Модернизация БМП по-сербски

М-80А. Модернизация БМП по-сербски


30 декабря 2019 года министр обороны Сербии Вулин посетил центр испытаний оружия и военной техники Никинчи где ему была продемонстрирована новейшая модификация БМП М-80А. Что представляет из себя сербская боевая машина пехоты? В чем заключается модернизация данной БМП? Читайте в нашем материале.

 

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) имела внеблоковый статус, а ее вооруженные силы были вооружены весьма разномастной боевой техникой как советского, так и западного производства. Однако правительство Югославии старалось создать военную технику собственного производства дабы прийти к общей стандартизации армии.

 

Во второй половине 60-х годов 20-го века на вооружение СССР и стран Варшавского договора начал поступать новый тип боевой техники, получивший наименование БМП – Боевая Машина Пехоты. Появление нового вида боевых машин приковало к себе внимание целого ряда стран в числе которых была и Югославия.

 

В 1968 году группа югославских специалистов прибыла на завод в городе Зволен Чехословакии в котором должно было развернуться производство BVP-1, чешской лицензионной копии БМП-1. Ознакомившись с новой боевой машиной представители Югославии оставили в целом положительные отзывы, хотя и выявили некоторые недостатки.

 

Однако попытки заключить соглашение на поставки BVP-1 в югославскую армию потерпели неудачу из-за того, что Югославия не была членом Варшавского договора. Тогда правительство СФРЮ решило создавать машину аналогичного класса самостоятельно. К слову, у Югославии уже имелся положительный опыт создания собственной бронетехники в виде бронетранспортера М-60, который правда уже к концу шестидесятых годов считался устаревшим.   

 

Бронетранспортер М-60

 

В создании новой боевой машины были приглашены, и французские специалисты из компании «Испано-Сюиза» которые в немалой степени при проектировании югославской БМП рассматривали и опыт создания боевой машины пехоты Франции AMX-10P. Так же в компоновке новой техники использовали и некоторые решения которые были воплощены в БТР М-60.

 

В ходе работ над БМП югославские конструктора столкнулись с рядом проблем в том числе, связанных с разработкой двигателя для боевой машины. Отечественный двигатель FAMOS, мощностью 231 лошадиную силу оказался ненадежным, поэтому ему потребовалась замена. В итоге решено было установить в новую машину двигатель французского производства Рено HS-115-2 который превосходил FAMOS по мощности, состоявшей в 260 лошадиных сил, имел положительный опыт эксплуатации на французских БМП AMX-10P, и поставлялся Францией уже с коробкой переключения передач. Установка зарубежного двигателя стало временным решением, впоследствии югославская промышленность должна была заменить его на отечественный аналог.

 

Из-за ряда трудностей в разработке и производстве новой боевой машины она была принята на вооружение только в 1979 году с наименованием БМП М-80.

 

Визуально М-80 получилась похожа на БМП-1, однако в ней имеется ряд весьма серьезных отличий. Югославские конструкторы с самого начала увидели один из недостатков советской боевой машины в виде 73-мм пушки «Гром» поэтому на М-80 была установлена 20-мм автоматическая пушка М-55. Пушка М-55 в югославской БМП может возвышаться до 75 градусов и опускаться до – 5 градусов. Дальность стрельбы составляет 2 км по наземным целям, и 1,5 км по воздушным. Бронебойный снаряд пушки способен пробить 20-30 — мм брони на дальности до 800 м. Однако отсутствие у данного орудия стабилизации дает возможность вести прицельную стрельбу только во время остановки.

 

Башня одноместная, и имеет вращающуюся люк-башенку. С тыльной стороны башни закреплены пусковые установки для двух ПТРК «Малютка». Еще две ракеты, в виде запасного боекомплекта, находятся в десантном отделении. Перезаряжается ПТРК вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Инфракрасный прожектор, установленный на передней части командирской башенки, управляется с места командира. Триплексные перископы установлены также на левой, правой и на задней части башни. Комбинированный дневной и ночной безподсветный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.

 

В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора, установлены приводы наведения, приборы наблюдения и прицеливания. Наводчик имеет дневной и ночной прицелы.

 

Место механика-водителя находится спереди слева и снабжено тремя перископами для наблюдения, которые могут быть заменены на приборы ночного видения для вождения в ночное время. Справа от мех-вода располагается моторно-трансмиссионное отделение, доступ к которому осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом броне листах.

 

В десантном отделении располагается 6 амбразур для ведения огня из автоматического оружия по три с левой и правой стороны. Посадка и высадка десанта осуществляется либо через две броне дверцы в корме машины, либо через два люка на крыше. БМП обладает амфибийными свойствами.

 

БМП М-80 на параде

 

Вскоре после запуска серийного производства М-80 вновь встал вопрос о оснащении БМП отечественным двигателем. Для этих нужд конструкторы решили использовать разработанный более мощный двигатель FAMOS-10B-003 обладавший мощностью в 320 лошадиных сил. Данная модернизация позволила увеличить ходовые качества машины, скорость возросла до 65 километров в час по шоссе и до 8 км/ч на плаву. Модифицированная БМП которая получила название М80А, была принята на вооружение в 1981 году и начала поступать в войска в 1984 году.  

 

К концу 80-х годов конструкторы начали работу над более масштабной модернизацией БМП которая должна была повлечь за собой улучшения как вооружения, так и системы управления огнем. Предполагалось усилить машину установкой заместо 20-мм автоматического орудия 30-мм пушки М86 Zasava, увеличить дальность стрельбы из ПТРК «Малютка» и поставить более мощные ракеты.

 

Однако осуществиться всем этим планам помешала начавшаяся в 90-х гражданская война в Югославии и последующий распад страны.

 

М-80 движется рядом с английской БМП MCV-80

 

До распада Югославии промышленность успела выпустить около 450 М-80 и 500 М-80А. Данные БМП принимали участие в боевых действиях на территории Югославии, где в ходе боев были выявлены серьезные недостатки машины. Военные жаловались на главное 20-мм орудие которое оказалось весьма слабым, подверглось критике и отсутствие стабилизации пушки, так как вести прицельный огонь можно было только во время остановки и в этот момент БМП становилась весьма легкой целью для противотанкового оружия противника.

 

ПТРК первого поколения «Малютка» на момент военных действий оказались устаревшими и малоэффективными, помимо слабых боевых характеристик, на применении ПТУР сказалось и тяжелое управление самими ракетами оператором-наводчиком.

 

Весьма противоречивые отзывы получило и бронирование машины. С одной стороны, броня выдерживала попадания от легкого стрелкового оружия и пулеметов «Zastava M-84», Югославского аналога ПКТ. Но в ходе боев выяснилось и неприятное обстоятельство. Бронезащита БМП не выдерживала попадания пуль 7,92-мм от пулемета «М-53», Югославской версии немецкого «MG-42» который был весьма распространен у сторон конфликта.

 

Все вышеуказанные факторы вынудили ограничено использовать БМП в качестве машины поддержки на поле боя, разведки и охраны тыла. Зачастую пехота предпочитала действовать в пешем строю нежели чем использовать М-80 в качестве средства доставки к полю боя. Серьезно сказался на боевой эксплуатации БМП и характер боевых действий, в котором стороны в основном использовали тактику засад и рейдовые операции. М-80 была явно не той машиной, которая бы эффективно использовалась в условиях гражданской войны в лесисто-горной местности.

 

Уничтоженная авиацией НАТО М-80

 

После окончания войны самым крупным обладателем М-80 и М-80А стала Республика Сербия, на балансе которой оставалось около 560 БМП с учетом машин, имевшихся и на базах хранения.

 

В начале 2010-х после окончания войны и приведение экономики Сербии в относительный порядок военные вновь задумались модернизировать имевшиеся у них БМП М-80. Вспомнили и о предвоенной модификации, которая и стала основным направлением в развитии М-80.

 

В 2013 году министерство обороны Сербии заявило о готовности модернизировать БМП М-80А до уровня M-98 Vidra (Выдра) (M-80AK). В первую очередь модернизация касалась вооружения. Так в боевую машину пехоты устанавливалась новая башня и 30-мм пушка М86 с максимальной дальностью стрельбы около 7 километров. Помимо этого, на «Выдре» устанавливалась новая систему управления огнем, а пушка получала долгожданную стабилизацию, которая позволяла бы вести эффективный огонь и во время движения.

 

Улучшения коснулись и ПТРК «Малютка», который получил упрощённое полуавтоматическое управление и новые ракеты с двумя головными частями, осколочно-фугасной и кумулятивной. 

 

На башню устанавливались мортиры для выстрела аэрозольными, дымовыми гранатами. В самой БМП предполагалось установить и новые французские тепловизоры. Также по желанию заказчика на крыше башни возможна установка крупнокалиберного пулемета.

 

М-98 «Выдра»

 

Однако по ряду причин, связанных как с промышленными, так и финансовыми возможностями Сербии, M-98 так и осталась опытным образцом. Одной из слабых сторон БМП все так же оставалось весьма посредственное бронирование, решение этой проблемы и стало основным критерием новой модификации М-80А.

 

В 2017 году на оружейной выставке Сербская оборонная компания «Yugoimport» представила новую модификацию М-80А, под названием БМП M-80AB1. Помимо боевого модуля, который практически полностью повторял М-98 новая версия машины получила и дополнительное бронирование установленное на корпусе и башне. По заявлению разработчиков дополнительная защита позволяла выдерживать попадания современных бронебойных боеприпасов спереди до калибра 30-мм, по бортам от калибра 14,5-мм, и сзади, от стрелкового оружия калибра 7,62-мм.

 

БМП M-80AB1

 

Однако и эта версия БМП осталась в виде опытного образца, так и не дойдя до серийного производства, военные потребовали максимально доработать ее под современные стандарты боевых машин пехоты.

 

30 декабря 2019 года министр обороны Сербии Вулин посетил центр испытаний оружия и военной техники Никинчи где ему была продемонстрирована доработанная версия БМП М-80АВ1. Основным отличием от прошлой версии стала установка нового необитаемого боевого модуля схожего по вооружению с тем что устанавливался ранее на М-98 «Выдра». Однако по заявлению разработчиков на крыше новой башни помимо установки крупнокалиберного пулемета возможен монтаж и 30-мм автоматического гранатомета. В машине установлена новая современная система управления огнем и тепловизионный прицел. Так же предполагается оснащение БМП новым более мощным двигателем.

 

Доработанная версия БМП М-80АВ1

 

Новый индекс машины, а также ее основные характеристики министерство обороны Сербии пока не раскрывает, однако стоит отметить, что данная БМП серьезно ушла вперед по сравнению с обычной М-80А.

 

На 2016 год Республика Сербия располагала около 320 БМП М-80А из которых с 2020 года планировалось модернизировать около 220 машин.

 

Необитаемый боевой модуль БМП

 

Стоит отметить, что в последние годы Сербия активно укрепляет свои вооруженные силы путем модернизации техники и закупки зарубежных современных образцов в том числе и в России.

 

В то же время в ряде других зарубежных стран проводится модернизация старых БМП. В числе этих государств находится и Россия в которой разработана программа улучшения своих БМП-1 и БМП-2 

 

Модернизация же М-80А позволит быстро и дешево получить сербским военным неплохую БМП, при весьма ограниченных экономических возможностях страны.

 

Александр Долбыш для ANNA News.

  


Дмитрий Валюженич


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "М-80А. Модернизация БМП по-сербски"


Напишите ваш комментарий к статье "М-80А. Модернизация БМП по-сербски"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх